Урал / Эксклюзив 16 июля 2010 г. 12:58

Губернатор Челябинской области М.Юревич: "Наша область по сравнению с другими более конкурентоспособная"

Губернатор Челябинской области М.Юревич: "Наша область по сравнению с другими более конкурентоспособная"

22 апреля Михаил Юревич вступил в должность губернатора Челябинской области и практически сразу начал ездить по городам и районам региона, знакомиться с людьми и предприятиями. О том, какими он увидел южноуральские муниципалитеты, какие ключевые проблемы и перспективы имеются у области, как регион справляется с последствиями кризиса, губернатор рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал".

- Михаил Валерьевич, прошло два с половиной месяца, как вы вступили в должность и начали детально знакомиться с городами, районами, предприятиями. Что в ходе поездок вас очень обрадовало или наоборот сильно огорчило?

- Есть, конечно, и такие, и такие факты. Больше всего меня обрадовало, что и в небольших городах, например, в Снежинске, и в крупных городах, как Златоуст, существует экономика, которая выросла вопреки сложившейся экономической модели. Энтузиасты-предприниматели умудрились найти деньги и создать устойчивый современный бизнес. Хотелось бы, чтобы в каждом городе были подобные предприятия. Над тем, что огорчило, надо работать. Многие города выглядят, мягко говоря, плохо. Долгие годы вроде бы и деньги были в бюджетах, а территории неблагоустроенны. На предприятиях низкая зарплата, поэтому я требую, чтобы на металлургических предприятиях, если они находятся в тяжелом финансовом состоянии, уровень зарплаты был не ниже среднеобластного. А если предприятие находится в благополучном финансовом состоянии, то не ниже, чем средняя по отрасли. Ничего такого лишнего.

- Какие направления в развитии области вы считаете сейчас первоочередными?

- Из первоочередных задач сейчас - это преодоление последствий засухи. Если дождя не будет еще в ближайшие две недели, то у нас засухой будет поражено все сельское хозяйство, даже в предгорьях и в таких местах, где засухи-то и никогда не бывало.

Также перед нами стоит задача использовать все имеющиеся возможности для привлечения инвестиций в территории области и созданию условий для того, чтобы наши предприниматели имели возможность осуществить свои замыслы. Также в планах постройка пяти-шести птицефабрик и свинокомплексов, это устойчивый, важный для региона бизнес.

- Насколько климат области, по-вашему, сейчас благоприятен для инвесторов?

- Инвестиционный климат в области очень здоровый, и я приложу большие усилия, чтобы он улучшался. Наша область по сравнению с другими более конкурентоспособная, потому что иностранные предприятия, которым нужен центр России по логистике, сейчас часто выбирают территорию именно Челябинской области. Это радует. Но инвесторов у нас все же мало, это редкий зверь, ловить надо их и приживать на территории Челябинской области. Мы всем рады, ждем всех, зазывать будем, приглашать. Так делается во всем мире.

- Базовой отраслью для Челябинской области является металлургия. Считаете ли вы, что необходимо развивать альтернативные отрасли экономики и какие, на ваш взгляд, могли бы стать таковыми?

- А зачем металлургии альтернатива? Она и будет оставаться базовой отраслью. Только металлургия должна следовать современным мировым тенденциям по энергоэкономии и энергоэффективности, ставить то оборудование, которое на сегодняшний день востребовано на рынке.

Должно уйти в прошлое металлургическое производство, показанное в фильмах 30-х годов, когда рабочие что-то там долбят. Сейчас металлурги в чистой одежде сидят за компьютером в кондиционированном большом стеклянном помещении и смотрят, как работает металлургический процесс. Все предельно автоматизировано, ручного труда нет вообще, вот к чему надо стремиться.

Помимо металлургии все отрасли развиваются. Кто бы мог подумать, что такой гигантский завод по производству кафельной плитки и керамограниту вырастет в Снежинске, а Челябинская область станет центром производства макаронных изделий в России и СНГ. И таких примеров много, хотелось бы, чтобы их было еще больше.

- Михаил Валерьевич, машиностроительная отрасль сейчас переживает не лучшие свои времена. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтоб развивать эту сферу экономики?

- Машиностроительную отрасль ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов. Есть проблемные предприятия, которые еще не умерли, они живы, но остро нуждаются в инвесторе. Придет инвестор, и заводы обретут второе дыхание.

Особенно радует в последние два года Челябинский кузнечно-прессовый завод. Несмотря на тяжелое финансовое положение, на предприятии идет серьезная модернизация. Это залог того, что завод будет жить дальше.

А есть заводы, например, ОАО "Троицкий дизельный завод" или ООО "ЧТЗ-Уралтрак", которые остро нуждаются в модернизации и привлечении инновационных современных технологий.

- В период кризиса область спасала Златоустовский металлургический завод от полной остановки. Недавно вы посетили его, какое впечатление у вас сложилось от предприятия, каким вам видится будущее завода?

- Да, тогда период был сложный, кризис был глубочайший, но выход был найден, был подобран инвестор - наш "Мечел". Но для ЗМЗ кризис еще не закончился. Завод около 18 лет находился в процессе акционерных войн, переделов собственности. Это одно из первых металлургических предприятий в стране, которое было обанкрочено. Эта нестабильность привела к глубочайшей технологической отсталости завода. Не было создано ничего нового, ни одного нового болта не прикрутили за 20 лет. "Мечел" готовит программу развития предприятия и собирается ее презентовать. Мне лично руководитель компании "Мечел" Игорь Зюзин сказал, что на 100% они будут вкладывать серьезные деньги в Златоустовский метзавод, будут его развивать. Ждем программы.

- На ваш взгляд, какие перспективы у предприятий оборонно-промышленного комплекса?

- Перспективы достаточно неплохие, потому что последние годы гособоронзаказ стабильный, прогнозируемый. Ядерный центр, ракетный центр, другие конструкторские бюро заказами загружены.

Вместе с тем, эти предприятия должны делать продукцию, не связанную с оборонкой, потому что они имеют технологический и интеллектуальный потенциал для работы в гражданских секторах. Руководству предприятий, которые находят себя в этом и идут дальше, - "респект и уважение". А менеджеры предприятий, которые не могут найти эту нишу, неэффективны, их надо менять.

- Михаил Валерьевич, закончилось полугодие, как в целом сработала промышленность?

- Кризис прошел, и экономика на подъеме. С марта темпы промышленного производства устойчиво растут.

Правда, в июне на мировом рынке упали цены на металл, и наши ведущие заводы сократили объем производства приблизительно на 20%. Это не очень хорошо, конечно, это и на бюджете отразится.

Тем не менее, остальная промышленность показывает рост, есть уверенность в завтрашнем дне. В беседах со мной руководители предприятий говорят, что только увеличивают портфели своих заказов, планируют только развитие, то есть депрессивных настроений, как это было в конце 2008 года и в начале 2009 года, ни у кого нет.

- Сколько в первом полугодии введено в строй квадратных метров жилья? Сколько планируется ввести в целом за 2010 год?

- В первом полугодии в области построено 306,3 тыс. кв. метров жилья, это на 34% меньше, чем за первую половину 2009 года.

И в целом по итогам года будет намного меньше, потому что в прошлом году строители достраивали то, что было заложено в предыдущие годы. Строительная отрасль сильно пострадала, прежде всего, потому, что раньше привлекали деньги соинвесторов и, по сути, жилье строили под покупателей. На сегодняшний день люди не хотят покупать жилье на стадии строительства, хотят покупать готовое, соответственно, увеличились и сроки строительства, и конечная цена жилья. Многие строительные компании до сих пор находятся под гнетом старых долгов, в не очень хорошем финансовом состоянии, поэтому рост объемов строительства будет не в 2010, а в 2011 году.

- Михаил Валерьевич, будучи мэром Челябинска, вы много внимания уделяли городским дорогам. Будет ли такое же пристальное внимание к областным трассам?

- Естественно, я буду уделять большое внимание областным дорогам. Сейчас я езжу по городам и вижу, в каком состоянии они находятся, и требую от глав заниматься благоустройством. Вместе с тем, я считаю, что муниципальным образованиям надо в этом помогать и больше выделять денег на благоустройство: на освещение, тротуары, газоны и проезжую часть. Все это медленно делается, поэтапно, но над этим нужно работать. Вспомним город Челябинск, каким он был лет 6-7 назад: ни одной дороги не было, где можно было проехать гладко. Но когда-то эта работа началась, потом ускорилась, и в последние 2-3 года ситуация сильно улучшилась, хотя и далека, конечно, от идеальной. Для Челябинска 2010 год будет ударным в плане дорожного строительства.

- Областные и городские дороги вы отремонтируете, но как быть с самой нашей тяжелой трассой - частью федеральной трассы М-5 "Урал", в народе названной "дорогой смерти". Ее ремонтируют, но очень медленно. Планируете ли вы как-то ускорить этот процесс?

- Да, трасса М-5 - самая тяжелая задача. Принято решение делать ее дорогой первой категории, это две раздельные полосы, все перекрестки должны быть с мостовыми переходами, развязками. Все это, конечно, шикарно, но это очень дорого и очень медленно.

Я буду разговаривать с министром транспорта и высказывать свою точку зрения, что вначале надо идти по недорогому пути: просто из двух рядов делать хотя бы три ряда, расширять узкие места. А когда будут деньги, то доводить трассу до состояния первой категории.

Сейчас трасса первой категории идет от Челябинска и в этом году должна дойти до поворота на Мисяш. В ближайшие годы она должна дойти минимум до Златоуста.

- Каковы планы по развитию Челябинского аэропорта, есть ли уже какие-то конкретные задачи и достижения?

- Конечно, эту работу мы ведем. Мы собираемся попасть в международное соглашение для того, чтобы активизировать работу нашего аэропорта. Сейчас должны быть проведены переговоры с собственниками. Кроме этого, компания "S7" планирует сделать наш аэропорт базовым для себя в Уральском регионе.

- Вы уже отчасти говорили о той работе, которая ведется для снижения долгов по зарплате, увеличения сумм заработных плат. Если говорить о работниках бюджетных организаций, есть ли здесь какие-то возможности у региона или это исключительно федеральная задача?

- Областные возможности тоже есть. Принято решение, что с 1 сентября будет на 10% увеличен фонд заработной платы бюджетников.

- В прошлом году в Челябинской области была объявлена "пятилетка здравоохранения". Будет ли продолжаться этот проект?

- Сейчас "Единая Россия" объявила пятилетку здравоохранения во всей стране со следующего года. Благодаря этому этапу федеральной программы мы доведем нашу медицину до мирового современного уровня.

Челябинская область может получить 6 млрд рублей в течение двух лет. Возможно будет сделать рывок в здравоохранении, подтянуть медицину и создать условия для лечения в малых городах и сельских районах.

Если в больших городах ситуация еще более-менее сносная, то в малых городах она запущена. Помимо того, что в малых городах надо ремонтировать больницы и закупать оборудование, необходимо создать транспортную систему для того, чтобы пациенты из малых городов могли лечиться в базовых больницах. Эта система не новая, такая концепция существует во всем мире.

- Михаил Валерьевич, когда вы были мэром города, мы вас часто видели в качестве действующего игрока на футбольном поле, на хоккейной площадке. С приходом на губернаторскую должность не забросите игры?

- Нет. В 8 часов вечера стараюсь уходить с работы сразу на тренировку. Я всегда стараюсь уходить с работы в это время, потому что так можно и вообще не уйти. Надо, конечно, в течение рабочего дня делать все, и относится к своим подчиненным с уважением. У всех семьи, дети и задерживать их до 11-12 часов вечера можно только в экстренном случае. А в обычном рабочем режиме надо уходить домой в нормальное время, не терзать всех, весь аппарат.

- То есть голы-шайбы еще будут?