Урал / Эксклюзив 15 октября 2015 г. 13:58

И.о. гендиректора компании "Мотив" М.Каменсков: "Сеть 4G - хороший трамплин для дальнейшего развития"

И.о. гендиректора компании "Мотив" М.Каменсков: "Сеть 4G - хороший трамплин для дальнейшего развития"

            Рынок телекоммуникационных услуг в последние несколько лет показывает динамичное развитие как в техническом аспекте, так и в части борьбы за абонентов. Появляются так называемые операторы-дискаунтеры, которые соперничают со "столпами" рынка, а те, в свою очередь, предлагают новые услуги и тарифные планы. По особому пути пошел региональный оператор "Мотив" (Екатеринбург) - в августе 2015 года он объявил о запуске новой линейки тарифов "Вместо!", в корне меняющей тарифную политику компании. В частности, оператор первым в России отменил плату за все звонки и смс-сообщения в домашнем регионе, оставив лишь плату за необходимый абоненту объем интернета. В интервью агентству "Интерфакс-Урал" и. о. генерального директора компании "Мотив" Михаил Каменсков рассказал, чем был обусловлен этот шаг, какова его экономическая подоплека, а также о том, на какие результаты рассчитывает оператор.

            - Что побудило принять решение о запуске тарифов с бесплатными звонками и смс-сообщениями? Может ли новая ценовая политика привести к снижению доходности вашего бизнеса?

            - Сразу скажу, что ни о каком критическом снижении доходов речи не идет. Мы просчитали экономику новой тарифной политики и намерены удержать доходность на приемлемом уровне.

            Среди факторов, которые повлияли на принятие такого решения, я бы в первую очередь отметил активное развитие собственной сети 4G LTE. Раз мы ее строим, то, очевидно, заинтересованы в том, чтобы ею активно пользовались.

            Сыграло роль и то обстоятельство, что с 2012 года компания "Мотив" работает, помимо своей "родной" Свердловской области, еще и в Курганской, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. К тому моменту телекоммуникационный рынок на этих новых для нас территориях уже сформировался. В то же время, как показывают исследования, мобильный интернет становится все более востребованным, особенно на Севере. К примеру, на Ямале им пользуются уже 53% абонентов сотовой связи, в Югре - около 49%. А значит, 4G - это хороший трамплин, который позволит развиваться дальше. На своей территории мы всегда отличались высоким качеством связи и зоной покрытия в GSM. Теперь одна из приоритетных задач - полное соответствие зоны покрытия 4G зоне GSM.

            - Повлиял ли на ваше решение выход на рынок Урала двух новых для региона операторов, в качестве маркетинговой стратегии избравших пониженные, по сравнению с конкурентами, тарифы? Можно ли, на ваш взгляд, говорить о развязывании нового этапа ценовой войны между операторами мобильной связи?

            - Конкуренция здесь ни при чем. Выход на рынок Tele2 на самом деле просто смена вывески хорошо всем известного "Ростелекома". Вряд ли мы можем рассматривать это как конкурентную угрозу. "Скартел" (компания Yota) раньше вообще не позиционировалась как сотовый оператор. Да, теперь, когда мы на первое место поставили услуги доступа в интернет, ее нельзя сбрасывать со счетов, но решение принималось без оглядки на это обстоятельство.

            - Каковы ваши ожидания по динамике абонентской базы в связи с новой тарифной политикой?

            - К тарифам "Вместо!" уже подключились более 200 тыс. абонентов. К концу 2016 года, по нашим оценкам, в Курганской области, ХМАО и ЯНАО "Мотив" может получить 25-30% рынка. В Свердловской области прирост абонентской базы ожидается небольшой, поскольку здесь мы и так занимаем половину рынка. Но доходность от этого не пострадает - рассчитываем как минимум сохранить ее на нынешнем уровне.

            - Будет ли "Мотив" компенсировать возможные потери от запуска новых тарифов за счет абонентов, путешествующих по России? Как выглядит ценовая политика компании в национальном роуминге?

            - Мы в принципе не рассматриваем роуминг как источник дохода, поэтому говорить о потерях неуместно. В пределах нашей лицензионной территории внутрисетевой роуминг является бесплатным. Однако сделать его таковым по всей стране, к сожалению, не представляется возможным - другие операторы рассматривают нас как "иностранцев" и взимают соответствующую плату. Поэтому всё, что мы можем сделать для удешевления, - отказаться от комиссионного вознаграждения, покрывая лишь собственные транзакционные издержки.

            И если связывать тему роуминга с новыми тарифами, то они как раз позволят эту проблему хотя бы отчасти решить, поскольку включают бесплатную переадресацию. Имея для поездок сим-карту любого оператора, можно выбрать наиболее выгодный роуминг-тариф и установить абсолютную переадресацию. То есть звонить абоненту будут в итоге на "мотивовский" номер, а платить за роуминг он будет по условиям выбранного тарифа другого оператора.

            - Как вы оцениваете проникновение на рынок смартфонов и планшетов с поддержкой LTE? Некоторые эксперты отрасли высказывают мнение, что число таких устройств пока мало.

            - А когда строили сети GSM, разве у всех были GSM-телефоны? Нет. Поэтому наша позиция такова: для начала необходимо создать спрос, что мы, собственно, и делаем, активно развивая свою сеть 4G.

            Но здесь, на мой взгляд, кроется другая сложность. Дело в том, что устройства 4G в среднем дороже устройств предыдущего поколения. Поэтому мы, во-первых, планируем выпускать и уже выпускаем собственные абонентские устройства в недорогом сегменте. Модем и роутер уже доступны в наших салонах, до конца этого года появятся в продаже смартфоны, а чуть позже - и планшеты.

            Кроме того, мы наладили сотрудничество со всеми ведущими мировыми вендорами, чтобы они включали возможность работы с нашей 4G-сетью в прошивку своих устройств.

            - Вы ждете какой-то ответной реакции на отмену платы за исходящие от конкурентов?

            - Дело в том, что в масштабах страны мы для них маленькая компания. В масштабах региона они уже проиграли рынок, причем давно. Обладателями самой большой абонентской базы среди операторов Свердловской области мы стали еще в 2009 году. И смогли удержать эту планку.

            На абсолютно бесплатные звонки в чужие сети оператор может уверенно пойти, если у него высокая доля рынка и, соответственно, баланс межоператорских расчетов складывается в его пользу. У нас в регионе ситуация именно такая. Наша доля рынка здесь уже не первый год превышает 50%. А в рамках страны трафик распределен примерно поровну между всеми операторами. Сейчас нашим конкурентам гораздо проще и дешевле смириться с существующим положением дел. Поэтому ответной реакции от них сам не жду и абонентам не советую.