Урал / Эксклюзив 29 января 2010 г. 10:52

Министр образования Челябинской области В.Садырин: "Если будет внимание общества, родителей, власти к учителю, тогда Год учителя пройдет не зря"

Министр образования Челябинской области В.Садырин: "Если будет внимание общества, родителей, власти к учителю, тогда Год учителя пройдет не зря"

2010 год в России объявлен Годом учителя. В Челябинской области эту инициативу не просто поддерживают делом - образование региона на несколько лет опережает общероссийский уровень, является кузницей новых идей и технологий. Дело в том, что и всероссийский конкурс "Учитель года" пройдет в этом году именно в Челябинской области. О том, какие мероприятия запланированы в рамках Года учителя и победу над какими проблемами хотелось бы одержать в этом знаковом для профессионального сообщества году, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин.

- Владимир Витальевич, 2010 год объявлен в России Годом учителя. Как вы считаете, нужно ли вообще это учительскому сообществу, помогает ли это в чем-то?

 - Вы знаете, сегодня мне по почте пришла жалоба от мужа одной учительницы, который пишет: "До каких пор будут унижать учителей? Особенно богатенькие родители, которые считают, что за деньги их детям позволительно все: и унижать, и оскорблять учителя".

Может быть, наконец-то, в обществе укоренилось понимание того, что последние 15-20 лет стараниями всех - средств массовой информации, общества и родителей - мы добились негативного образа учителя. Из-за этого резко снизились конкурсы в педуниверситеты, резко уменьшился приток молодых учителей в школы, 19% педагогов в школах – пенсионеры. Если они сегодня получат очень достойную пенсию и сразу уйдут, я думаю, для системы образования будет трагедия, не будет хватать кадров.

То, что приз лучшему учителю 2009 года вручал сам президент Российской Федерации и то, что он говорит, что мы должны совместно сделать все, чтобы поднять общественный статус учителя, наверно, с этим связано решение федеральной власти сделать следующий год Годом учителя.

 - Какие мероприятия запланированы в Челябинской области в рамках Года учителя?

 - Конечно, планы у нас составлены. Мы обратились к главам муниципалитетов, чтобы они сформировали определенные меры социальной поддержки работников образования. Мы сейчас их анализируем эти меры, у некоторых они очень солидные, серьезные.

- Какие, например?

- Есть материальная поддержка лучших работников, например, премии глав. Подъемные молодым специалистам. Вот, в частности, в Аргаяшском районе - это 10 тысяч рублей, в Чесменском районе - 25 тысяч рублей подъемных. Это дополнительные отпуска, оздоровление, материальная помощь семьям педагогов, оказавшимся в трудной ситуации, награждение лучших педагогов ко Дню учителя, доплата руководителям учреждений дополнительного образования. Многие оказывают материальную помощь ветеранам педагогического труда.

В этом году глава Троицкого района Людмила Шаталова выделила автомобиль победителю районного конкурса "Учитель года". До этого машину вручали только победителю областного конкурса. На следующий год у нас уже 19 глав планируют своим лучшим учителям в честь Года учителя подарить автомобиль. Ну, пусть это будет машина российского производства - наши "Жигули", "Калина", "пятерка" или "семерка", но это автомобиль, на который учителю очень сложно при его зарплате накопить.

Хотел бы сказать, что мы на следующий год совместно с обкомом профсоюзов, с педуниверситетом планируем сделать несколько интересных вещей. Например, выпустить книгу о заслуженных учителях Челябинской области, в декабре следующего года организовать фотовыставку учителей.

Нам поручено провести в следующем году, в декабре, первый съезд учителей Уральского федерального округа.

 - От федерального министерства будет какая-то помощь в рамках Года учителя, может быть, материальная или методическая?

 - Практически никакой помощи мы не ждем. Понимаете, мы на несколько лет все равно опережаем федеральный центр. Мы два года назад начали проводить конкурс "Воспитатель детского сада", а на следующий год он будет всероссийским, уже принято решение. Мы начали проводить конкурс профмастерства среди молодых педагогов "Педдебют" и продолжим. Я думаю, что он станет тоже всероссийским.

Финансовой помощи мы ждем только по конкурсу "Учитель года".

- Все придется делать за счет собственных средств?

- Да.

- Владимир Витальевич, будет ли в Год учителя повышена зарплата учителям?

- Понятно, что учителей больше всего волнует новая отраслевая система оплаты труда. В последнее время в министерской почте вновь появляются письма, жалобы, вопросы учителей, когда будет повышена заработная плата. К сожалению, на то, чтобы повысить заработную плату, нам необходимо 2,5-3 млрд. рублей.

Мы будем все-таки апробировать новую отраслевую систему оплаты труда на уровне муниципалитетов. Мы уже настраивали муниципалитеты на то, чтобы они самостоятельно приняли решение в 2-3 образовательных учреждениях эту оплату ввести, чтобы почувствовать ее. Я думаю, что мы начнем во всех муниципалитетах, но это будет все-таки небольшой процент образовательных учреждений с хорошей финансовой и материальной базой.

А в целом, будем ждать, что реальный сектор экономики заработает нормально, и у областного бюджета появится возможность выделить дополнительные деньги на повышение зарплаты и внедрение новой отраслевой оплаты труда.

- Изменятся ли схема и объемы финансирования школ?

- Мы начали проведение эксперимента по переводу наших образовательных учреждений в автономные образовательные учреждения, когда между учреждением и муниципалитетом заключается договор, и учебному заведению передается не постатейное бюджетное финансирование, а просто бюджетное финансирование. Если они что-то сэкономят, они смогут это "что-то" уже сами использовать.

Например, теплосчетчики позволяют сэкономить на коммуналке. Раньше сэкономленные деньги муниципалитетом просто могли быть или не выплачены в конце года или могли быть отозваны обратно в бюджет. Сегодня, если это автономное образовательное учреждение, муниципалитет не сможет их назад забрать, а педколлектив будет решать, куда их направить.

Конечно, это та свобода, о которой говорил президент, когда анонсировал проект "Наша новая школа". Вот эту работу мы будем проводить.

- То есть в перспективе все образовательные учреждения должны будут перейти на новый юридический статус?

- В принципе, да. Но надо наработать опыт. Я думаю, что у нас многие педколлективы просто к этому не готовы. В этой ситуации нужно быть, по сути, современным менеджером. Экономия экономией, но если учреждение допустит перерасход, то оно будет само отвечать, и муниципалитет ему помогать не будет. Если сегодня у кого-то возникают проблемы, то они, извините, бегут и просят помощи у главы города. А там помощи ждать будет неоткуда. Там нужно будет финансами распоряжаться очень и очень грамотно, поэтому нам нужны управленцы-менеджеры.

Здесь ведь тоже присутствует определенный соблазн: начали экономить, с сэкономленных статей пустили все на зарплату, заработали. А на следующий год оглянулись, и оказалось, что другие-то учебные заведения ушли далеко вперед и в материальной базе, и в новых образовательных технологиях.

- Где же взять столько новых управленцев? Директоров переучивать планируете или менеджеров привлекать?

- Мы уже ведем эту работу. Наши институты повышения квалификации уже два года проводят курсы менеджеров для директоров и их заместителей. К 2011 году помимо педагогического образования каждый руководитель образовательного учреждения должен пройти курсы менеджера.

- Владимир Витальевич, понятно, что планируется сделать многое, но, наверно, главным событием года будет все же всероссийский конкурс "Учитель года". Как область и Магнитогорск готовятся к конкурсу?

- Да, в профессиональном плане самое главное событие года для образования - это 21-ый конкурс "Учитель года России", который пройдет с 24 сентября по 4 октября в Магнитогорске. Мы к этому очень серьезно готовимся, имеем поручение губернатора, федерального министерства. Уже приезжала первая комиссия, смотрела объекты и, в принципе, осталась довольна.

Я думаю, что пока еще очень рано говорить о программе. Мы пока готовим материальную базу, техническое оснащение. Магнитогорск уже ремонтирует, в частности, свой бывший Дворец пионеров и школьников. Он будет принимать конкурсантов.

Думаю, что будет очень красивое открытие, мы должны его придумать. Мы создадим комфортные условия проживания.

Есть задумки показать конкурсантам историко-культурный заповедник "Аркаим", свозить их в горнолыжный центр "Абзаково" и каждого научить кататься на лошади, кто захочет. Есть планы показать конкурсантам хоккейный дворец, в котором играет команда "Металлург". Много уже желающих посетить какой-то современный цех Магнитогорского металлургического комбината. Есть задумки, чтобы каждое мероприятие конкурса в режиме он-лайн передавалось в Интернет, и мы к этому готовы.

- Владимир Витальевич, как Вы думаете, мероприятия Года учителя позволят решить проблемы, о которых вы сказали раньше - о статусе учителя в обществе?

- Я много читаю всяких разнообразных вещей. Недавно мне попался в руки образовательный журнал 1912 года, где в статье написано, что родители учеников земской школы приняли решение повысить заработную плату и отправить учителя на повышение квалификации в Санкт-Петербург. Это из села! Это за счет родителей! Это было 100 лет назад. Вот если у нас будет понимание этого в обществе, и такое же внимание общественности, родителей, власти к учителю и, самое главное, если мы решим вопрос с зарплатой, я думаю, что тогда мы сможем сказать через год, что год учителя прошел не зря.