Урал / Эксклюзив 15 марта 2019 г. 10:19

Первый вице-президент СОСПП М.Черепанов: "В нашем регионе есть конструктивный диалог между бизнесом и властью, и это надо укреплять"

Первый вице-президент СОСПП М.Черепанов: "В нашем регионе есть конструктивный диалог между бизнесом и властью, и это надо укреплять"

Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) объединяет большинство крупных и средних предприятий региона, которые решают проблемы сообща. Как бизнес сегодня оценивает экономическую ситуацию в стране и регионе, с какими трудностями сталкивается, а также какие задачи ставит перед собой на ближайшее будущее, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал первый вице-президент СОСПП Михаил Черепанов.

- Михаил Григорьевич, как вы оцениваете ситуацию в российской экономике на сегодняшний день? Что, на ваш взгляд, нужно и можно изменить в отношении регионов?

- Моя зона интересов и ответственности - это региональный бизнес. Но все мы знаем о том, что ситуация находится на грани стагнации. И главные проблемы очевидны - это падение платежеспособного спроса. А бизнес может быть, если есть спрос. Если же есть падение спроса, то и бизнес замирает. Эта проблема существует, и она очевидна для всех.

Что касается регионов, то, как мне кажется, основная проблема - это неравная территориальная политика. Не может нас, членов Союза, как и всех жителей области, не волновать ситуация с дисбалансом территориального развития. Все эти перекосы очевидны. Есть финансовые центры, которые, образно говоря, "пылесосят" деньги и людей, таланты в нашей стране. Естественно, что это берется не из ниоткуда, а из средних городов. Оттуда идет миграция, уезжают кадры, слабеют элиты - это вопрос глобальный.

Также не может не волновать ухудшение проблемного фона в моногородах, а он усугубляется, в первую очередь, из-за отсутствия реальной стратегии. Федеральные программы для моногородов, конечно, существуют, но они недостаточно эффективны. У нас в регионе порядка 15-20 моногородов, официально ими признаны лишь единицы, да и те получают минимальную поддержку в виде субсидий. А ведь жизнь средних городов во многом является основой для экономики Свердловской области. Поэтому, на наш взгляд, нужна государственная программа для развития средних городов.

Также не может не волновать ухудшение проблемного фона в моногородах, в первую очередь, из-за отсутствия у них реальной стратегии. Федеральные программы для моногородов, конечно, существуют, но недостаточно эффективны. У нас в регионе   порядка 15-20 моногородов, официально же ими признаны лишь единицы. При этом жизнь средних городов во многом является основой экономики Свердловской области. Поэтому, на мой взгляд, нужна особая государственная программа для развития средних городов.

- Какие перспективы вы видите для развития региона?

- В последнее время в Свердловской области наметились определенные тенденции по появлению кластеров и развитию экономики на их основе. На сегодня кластер железнодорожного машиностроения сформировался вокруг "Уральских локомотивов", где работают субподрядчики малых и средних предприятий. Аналогичный кластер начинает складываться в сфере авиастроения, и важно, чтобы он "оброс" малым и средним бизнесом. Ценно также, что у нас активно развиваются инновационные отрасли, это особенность нашего региона. И, говоря о завтрашнем дне, я бы упомянул о возможности формирования в Свердловской области цифрового кластера. У Екатеринбурга есть шанс по привлечению и закреплению на нашей территории талантливых молодых людей, в которых сегодня ощутимо нуждается цифровая отрасль. Сделать это можно только через изменения в системе образования, профориентацию, повышенное внимание к "цифре" в процессе обучения. При этом важно не только привлечь ребят, но и потом их удержать. Как показывает практика, молодежь остается, если ее увлекают интересные проекты, работа. Задача предприятий - в формировании достойных условий для самореализации молодежи. При этом важна роль региона - в области должна создаваться определенная инфраструктура, где специалисты были бы обеспечены жильем, также нашлось бы место спорту и развлечениям. На этом экономить точно не стоит.

- С какими сложностями бизнес сталкивается из-за непростой политической ситуации? Как вы оцениваете роль санкций, какие "плюсы" и "минусы", на ваш взгляд, они несут?

- Санкции наносят ощутимый ущерб российской экономике. Другое дело, что, когда становится трудно, любой организм, а экономика подобна организму, ищет выходы из ситуации и находит их, компенсируя потери. В итоге удается достигать тех результатов, которые без трудностей, возможно, и не были бы достигнуты. Поэтому думаю, что мы выйдем из "санкционного" периода "в плюсе".

Если же говорить об особенностях ситуации в Уральском регионе, я охарактеризовал бы ее как "осторожный оптимизм". Как показывает наш опрос, уральские бизнесмены смотрят в будущее именно с оптимизмом, несмотря на все сложности. Еще три года тому назад, когда мы анализировали ситуацию, 58% директоров предприятий оценивали динамику экономического состояния предприятий как "плохую" или "ухудшающуюся". Сегодня недовольных стало меньше фактически в два раза - их 27%. Соответственно, возросло число тех, кто отметил, что ситуация улучшилась или остается стабильно хорошей - с 42% до 73%.

Основные проблемы, которые отмечают предприниматели, - это сложности, связанные с раскрытием рынка. В первую очередь, с падением платежеспособного спроса. Вторая проблема - дефицит квалифицированных кадров. Сегодня это является ограничителем для развития бизнеса. На мой взгляд, данная проблема возникла из-за той демографической ямы, в которой мы сегодня находимся, а также из-за провалов в системе образования, наблюдающихся в последние годы.

- Как это влияет на развитие экономики Свердловской области в целом?

- Это приводит к проблемам инвестиционного климата, ведь наличие квалифицированных кадров всегда являлось и является конкурентным преимуществом для инвесторов. Инвестор не придет туда, где нет инфраструктуры, плохая логистика и нет рынка труда. А рынок труда на Среднем Урале всегда был его конкурентным преимуществом по сравнению с другими регионами. Сложилось это в силу особенностей исторического развития: на Урале всегда были сильные школы, много вузов, в эпоху Советского Союза успешно работала система профессионального образования. Мне часто приходится бывать в разных концах страны, и я с уверенностью могу сказать, что ментальность уральских рабочих отличается от ментальности жителей других регионов, и к труду на Урале относятся существенно ответственнее. Но, к сожалению, эти преимущества мы теряем из-за миграционных потоков, из-за того, что отсутствует достаточное количество квалифицированного персонала. Есть и другая составляющая -  дисбаланс между заявкой  молодежи на высокую оплату труда и реальной квалификацией.

- В чем вы видите сегодня главную роль Союза промышленников и предпринимателей? Что планируете внедрять в своей работе в ближайшей перспективе?

- Одна из наших основных целей - помощь в восстановлении системы среднего профессионального образования в Свердловской области. Мы хотим в течение года сделать это приоритетным направлением. Для этого мы планируем существенно сблизить градообразующие предприятия, которые нуждаются в квалифицированных кадрах, и образовательные учреждения среднего профессионального звена. Положительные примеры есть, особенно на крупных предприятиях. Ситуация же в сфере среднего бизнеса не столь оптимистична. Так что мы хотим стать площадкой для передачи передовых практик в работе бизнеса с учебными заведениями.

Еще один важный момент - это реформа контрольно-надзорной деятельности. Этой темой мы занялись в 2018 году и хотим ее развивать. К сожалению, сегодня в стране сложилась ситуация, когда система контрольно-надзорной деятельности является тормозом в развитии экономики. Об этом говорят не только предприниматели, но и президент РФ Владимир Путин. По сути, систему контрольно-надзорной деятельности предстоит переписать полностью, и здесь без бизнеса не обойтись. Так что на плечи Союза ляжет большой объем работы.

Третья тема - работа по улучшению инвестиционного климата. Глава региона Евгений Куйвашев поставил задачу по увеличению инвестиций в экономику Свердловской области за пятилетку более чем вдвое. Сегодня мы на этот уровень не вышли, находимся в ситуации стагнации. На мой взгляд, один из побудительных мотивов, который мог бы помочь, - расширение возможностей инвестиционного налогового вычета. Закон принят в конце прошлого года и рассчитан на очень узкую категорию предпринимателей. Мы считаем необходимым расширить список потенциальных участников этой программы. Для развития региона также важно повышение производительности труда. Мы хотим привлекать наши предприятия к программам, рассказывать о них и делиться опытом участников, которые уже к ним подключились.

- Основной темой годового собрания СОСПП в 2019 году станут национальные проекты. На ваш взгляд, какие условия необходимы для того, чтобы каждый из них стал драйвером развития экономики? Какие ключевые моменты можно выделить?

- Участие бизнеса в национальных проектах - тема очень широкая, для многих пока не до конца понятная. Основная задача национальных проектов - достижение улучшения уровня жизни граждан РФ, что невозможно сделать без участия бизнеса. Можно сказать, что для бизнеса это возможность раскрытия рынка. Поэтому мы стремимся к большей конкретике и более углубленному пониманию сути национальных проектов, того, как выделенные средства будут реализованы в государственных программах и конкретно на территории Свердловской области. Для этого, в том числе, мы обратились к местной власти с просьбой конкретизировать данную тему, чтобы наш бизнес мог включиться в процессы более активно. Тогда уже можно будет говорить о более конкретных задачах и возможностях для уральских предпринимателей. Ну а то, что сегодня у региона есть большие реальные перспективы, не вызывает никаких сомнений.

Беседовала Татьяна Матушкина