Урал / Эксклюзив 22 января 2016 г. 11:42

Первый заместитель губернатора Челябинской области Е.Редин: "Все меры социальной поддержки, которые положены населению, в 2016 году будут выдержаны в нужном объеме, невзирая на ситуацию в экономике"

Первый заместитель губернатора Челябинской области Е.Редин: "Все меры социальной поддержки, которые положены населению, в 2016 году будут выдержаны в нужном объеме, невзирая на ситуацию в экономике"

            Власти Челябинской области, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, не готовы корректировать планы в сторону уменьшения мер социальной поддержки населения. Федеральные и областные программы по различным направлениям будут реализовываться в области и в 2016 году. В приоритетах - медицина, как одна из важных составляющих для поддержания здоровья жителей металлургической области. Кроме того, в 2016 году регион, как и в прошлые годы, сделает ставку на улучшение жилищных условий ветеранам ВОВ и совершенствовании условий для воспитания и учебы молодого поколения.

            Как в Челябинской области уменьшают очередь в детские сады, когда школы перейдут на односменное обучение и почему в решении социальных проблем не всегда себя оправдывает частно-государственное партнерство, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал" первый вице-губернатор Челябинской области Евгений Редин.

            - Евгений Владимирович, с учетом сложившейся экономической ситуации и наличием дефицита бюджета пересматривались ли в Челябинской области виды поддержки социально незащищенных категорий населения? Какой объем средств в итоге будет направлен на эти цели в 2016 году, по каким основным направлениям?

            - Меры социальной поддержки незащищенных категорий населения как в 2015 году, так и в 2016-м остаются в действии. В Челябинской области обширный круг таких людей: к этой категории относятся ветераны войны и труда, многодетные семьи, дети-сироты и другие категории. Причем, если мы возьмем такую категорию населения, как ветераны труда, то к ней относятся и ветераны труда федерального значения, и ветераны труда Челябинской области. В целом, в регионе мерами соцподдержки пользуются чуть меньше 1 млн человек. Уровень финансирования остается неизменным. Только непосредственно на меры социальной поддержки ежегодно уходит чуть более 10 млрд рублей. В целом, на систему социальной защиты, включая работу более сотни учреждений, направляется чуть более 20 млрд рублей в год. Все это делается, несмотря на дефицит бюджета. Приходится экономить, выстраивать приоритеты для направления денежных средств, даже порой отказываться от каких-либо проектов.

            - Что Вы имеете в виду? На чем все-таки приходится экономить?

            - Незащищенные категории населения ни в коем случае не будут затронуты. Другое дело, например, очень бы хотелось больше строить спортивных объектов разного уровня. Начиная от простых стадионов, заканчивая серьезными сооружениями. Например, бассейнами, которых в области не хватает, катков с искусственным льдом, которые могут работать круглый год. Все это хотелось бы строить, потому что это залог здорового образа жизни, это будущая здоровая нация. Больше хотелось бы проводить серьезных массовых мероприятий в виде спортивных соревнований международного уровня, музыкальных фестивалей с участием метров, а также привозить в регион экспозиции ведущих музеев. Но, к сожалению, мы ограничены как с точки зрения капитальных вложений, так и других расходов.

            Если возвращаться к вопросу о мерах социальной поддержки населения. Посмотрев на бюджетные показатели, может возникать справедливый вопрос: почему в планах на 2016 год некая сумма меньше, чем по факту окончания 2015 года? Дело в том, что ряд мер имеет однократный характер. Например, изначально такая мера соцподдержки, как выплата людям, достигшим пенсионного возраста, которая в 2015 году составила 700 рублей, в бюджет не закладывается. Однако решение о выплате принимается ежегодно в разные периоды, весной или осенью.

            К ежемесячным мерам соцподдержки относятся денежные выплаты на оплату услуг ЖКХ, жилищные субсидии отдельным категориям граждан и семей, доход которых не высок. Кроме того, различного рода пособия. Такие выплаты планируются изначально, Еще раз подчеркну, что все меры соцподдержки, которые положены населению в 2016 году, будут выдержаны в нужном объеме, невзирая на ситуацию в экономике.

            - Сколько было выделено денежных средств на улучшение жилья ветеранам ВОВ в 2015 году, и какая ситуация с реализацией этой программы складывается в 2016 году?

            - Участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем с 2008 года по указу президента. В Челябинской области программа продолжает реализацию. Вся программа финансируется исключительно из федерального бюджета. Сколько денег выделяется, столько мы и имеем для использования. В 2015 году область получила 188 млн рублей из федерального бюджета. Свои жилищные условия в 2015 году улучшили 179 ветеранов. Но, к сожалению, это не все нуждающиеся участники Великой Отечественной войны. В очереди остается порядка 120 человек. Челябинская область сделала заявку на 2016 год на получение денежных средств. Как только федеральные средства до региона будут доведены, реализация программы продолжится. Очень надеюсь на то, что в 2016 году обеспечение жильем этой категории граждан должно быть полное. Кроме задачи обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, которым это положено в силу указа президента, в регионе действует программа по оказанию помощи в ремонте квартир или домов таким ветеранам. В 2016 году на эти цели предусмотрено 14 млн рублей.

            - Как вы оцениваете уровень оказания медицинской помощи в регионе?

            - По части уровня оказания медицинской помощи есть свои успехи. В регионе по большинству социально важных направлений системы здравоохранения наблюдается снижение смертности, в первую очередь, от болезней системы органов кровообращения - инфаркта и инсульта. В 2015 году снижение составило 8%, или немногим менее полторы тысячи человек. Снижение есть и по показателям младенческой смертности, в регионе показатель лучше, чем средний по стране. Направление, которое пока показывает рост смертности - это онкология. Уровень онкологических заболеваний выше, чем средний по стране. Такое положение дел, к сожалению, объективно для Челябинской области, потому что мы живем в исконно промышленном регионе, но при этом темп роста заболеваемости онкологией выше темпа роста смертности от нее, который практически остается на одном уровне. Это означает, что медики делают очень многое для того, чтобы людям продлевать жизнь. Сделаю одно, на мой взгляд, важное обобщающее утверждение, что уровень развития медицинской помощи не может влиять на заболеваемость как таковую, он может лишь способствовать восстановлению здоровья и то во многом в тех случаях, когда человек своим образом жизни сам стремиться сохранить свое здоровье. Для этого проводятся организационные мероприятия в виде выстраивания трехуровневой системы оказания медпомощи. От первичного звена, то есть поликлиники, офиса врача общей практики или фельдшерско-акушерского пункта, до межрайонных и областных лечебных учреждений, в которых оказывается специализированная и высокотехнологическая медицинская помощь.

            - Челябинская область недавно пришла к трехуровневой системе оказания медпомощи?

            - Не совсем. Вопросы практической реализации решались на протяжении последнего десятилетия. Подходы и первые практические мероприятия начали формироваться еще в середине 2000-х годов, потому что невозможно скачком перейти на иной, качественный уровень. Потому что для этого требуется несколько моментов - организационный, то есть нужно четко продумать территориальную схему расположения медицинских учреждений различного уровня по различным технологиям. Затем "наложить" их на карту Челябинской области, исходя из плотности населения, развития дорожной сети и перспективы развития территории. В советские времена сказали бы так: "Относительно мест размещения производительных сил". Я убежден, что это правильно. Дальше необходимо понять: сколько и каких ресурсов потребуется, чтобы такую схему реализовать? Нужны материальные ресурсы на создание объекта и оснащение его оборудованием. Кроме того, требуются человеческие ресурсы, то есть, определенное количество врачей конкретных специальностей. Это требует времени, чтобы в достаточно ограниченных ресурсах начать реализовывать подход.

            В Челябинской области около 250 лечебных учреждений разного профиля - государственного, муниципального, частного, подавляющее большинство из которых муниципального подчинения. Чтобы грамотно провести маршрутизацию пациентов, определить потоки, необходимо "собрать" на областной уровень все лечебные учреждения, за исключением частных. За 2014 - 2015 годы мы не закончили эту работу, в 2016 году будем продолжать переводить муниципальную систему здравоохранения на областной уровень. Это улучшает управляемость, упрощает процессы принятия решения относительно мест размещения, оснащения оборудованием, мобильного принятия решения по кадровому составу, и точно по вопросу сосредоточения компетенций тех или иных технологий в конкретном лечебном учреждении. Когда они все находятся на одном уровне, управляются исключительно из одного центра, называемого министерством здравоохранения, это в конечном итоге позволяет оптимально использовать денежные средства, выделяемые на здравоохранение. Такую важную задачу необходимо решить.

            Однако мы не можем быть довольны тем уровнем медицинской помощи, который у нас есть, несмотря на результат опросов, который показывает, что удовлетворенность населения оказанием медпомощи в Челябинской области близок к 60%, причем подчеркну, не условиями, а именно медицинской помощи. Однозначно нужно стремиться к большему. Необходимо исключить любые случаи непрофессионализма, некомпетентности со стороны лечебного учреждения. Это задача руководителей здравоохранения, задача органов власти.

            - Как часто в регионе появляются новые медицинские объекты?

            - Появляются, хоть и не так часто, как хотелось бы. Объекты капитального строительства в отрасли здравоохранения не могут появляться часто, потому что они, во-первых, требуют вложения достаточно серьезных денежных средств. Во-вторых, они по определению создаются на длительный промежуток времени. С 2009 года в Челябинской области появились два центра позитронно-эмиссионной томографии. По одному в Челябинске и Магнитогорске. Причем, впервые в РФ они появились в областной системе здравоохранения. До этого ПЭТ-центры были только в двух специализированных лечебных учреждениях федерального значения в столице.

            Кроме того, в Челябинске появился кардиоцентр. В текущем году будет завершен и введен в эксплуатацию перинатальный центр. Это серьезный и дорогостоящий объект. Он создается в проектных решениях мирового уровня. Начато строительство новой поликлиники областного онкодиспансера. Ведется глубокая реконструкция хирургического блока Областной клинической больницы. Появляются объекты частных форм собственности, что тоже очень важно.

            - Например?

            - Уже начал оказывать услуги по системе обязательного медицинского страхования медицинский центр в Тракторозаводском районе Челябинска. Это объект площадью 12 тыс. кв. м, очень серьезно оснащенный современным оборудованием. Медицинский объект будет специализироваться на проведении высокотехнологичных операций, а самое главное, он имеет в своем составе набор технологий, который позволяет производить комплекс реабилитации после оказания хирургических вмешательств. Инвестор вложил в этот объект очень серьезные деньги, измеряемые несколькими миллиардами рублей. Также есть ряд других частных объектов системы здравоохранения. Есть мелкие объекты, которые создаются у нас в регионе. Есть также офисы врачей общей практики, фельдшерско-акушерские пункты. В отличие от расхожего утверждения о закрытии фельдшерско-акушерских пунктов, в Челябинской области за последние 10 лет не был закрыт ни один. В то время как в регионе их почти 700.

            С другой стороны, считаю, что нужно серьезным образом посмотреть результативность работы этих объектов. Мы живем в тот период времени, когда происходят серьезные миграционные процессы. А схема планирования и размещения медицинских учреждений была создана еще в советские времена, исходя из перспектив развития территорий, которые видели в то время. И у нас возникает ситуация, когда заложенные и созданные в те времена здания лечебных учреждений, сегодня имеют абсолютно избыточную площадь по отношению к тому количеству населения, которое находится в той территории. И это проблема. Дело в том, что избыточные площади требуют финансовые затраты на электроэнергию, отопление, уборку, нужно платить налоги. Поэтому отчасти такие объекты приходят в упадок, но хуже всего, когда они съедают ограниченные ресурсы, которыми пользуется система здравоохранения. В результате возникает ситуация нехватки денег. У нас есть медицинские учреждения, в которых на одного врача приходится больше 500 кв. м общей площади. Очевидно, что "квадратные метры" будут простаивать, от этого надо будет избавляться. Но ни в коем случае нельзя сначала ликвидировать, ничего не предоставив взамен. Нужно создать альтернативу на совершенно ином качественном уровне - технологическом, квалификационном. И только потом можно говорить об упразднении или ликвидации объектов.

            Исходя из этого, одно из серьезных направлений работы - это активное использование выездных мобильных комплексов, особенно в сельских территориях, где расположено существенное количество населенных пунктов с небольшим количеством населения. И мы дальше будем их развивать. Нет необходимости в том, чтобы содержать конкретный объект в ряде территорий: его отапливать, обслуживать, при этом имея дефицит кадров. Лучше доступно и качественно оказать медпомощь населению прибытием по четкому графику передвижного объекта, который оснащен необходимым комплектом оборудования и квалифицированным персоналом. В 2015 году впервые в регионе приобретены и уже начали работать передвижные офисы врача общей практики, фельдшерско-акушерские пункты, маммографические и рентгеновские установки. Очень хочется это направление развивать динамичнее, но мы это делаем в рамках тех ресурсов, которыми обладает система.

            - Как Вы оцениваете ход реализации проекта по строительству перинатального центра? Соблюдаются ли установленные сроки? Есть ли проблемы с финансированием? Когда все-таки планируется ввести объект в эксплуатацию, каков итоговый объем инвестиций в этот проект?

            - В Челябинской области в настоящее время есть перинатальный центр. Он находится в Челябинске на улице Тимирязева. Что касается появления нового перинатального центра, это действительно будет обновленная производственная мощность действующего учреждения, причем нынешний центр будет функционировать и дальше.

            Строительство ведется по графику, который определен в поручении президента РФ. 1 октября 2016 года он должен принять рожениц.

            - Есть ли сложности при реализации этого проекта, например, с финансированием?

            - Нет, с финансированием проблем нет. Сметная стоимость объекта, подтвержденная государственной экспертизой - чуть меньше 2 млрд 800 млн рублей. Источников финансирования два - средства федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 1 млрд 836 млн рублей, а также средства областного бюджета на оставшуюся сумму. Мы убеждены, что объект будет построен и введен в эксплуатацию в требуемые сроки. Из 32 проектов по созданию перинатальных центров в стране Челябинская область одна из лидеров. Заказчики в лице специалистов действующего перинатального центра принимают участие в создание медицинского объекта, а подрядчики делают все, для того, чтобы он открылся в срок. Это действительно высокотехнологичный медицинский объект, созданный на материальной базе с иными подходами к организации медицинской помощи.

            - Как власти региона решают проблему дефицита мест в детских садах? Сколько новых мест создано в 2015 году, сколько новых садиков построено, сколько реконструировано?

            - Челябинская область соблюдает график ввода в эксплуатацию детских садов. На 1 января 2016 года в Челябинской области полностью ликвидирована очередь детей от 3 до 7 лет. Мы понимаем, какая необходима мощность в детских дошкольных учреждениях и в следующие периоды как 2016 года, так и далее, чтобы не было очереди. Для этого проделана колоссальная работа. Это капитальное строительство новых учреждений, выкуп готовых детсадов у инвестора, увеличение мощности в действующих детских садах.

            В Челябинской области в 2015 году было создано чуть более 9 тыс. новых мест в детских дошкольных учреждениях, из них порядка 4,5 тыс. мест было создано путем нового строительства или приобретения новых построенных готовых объектов. Порядка 5 тыс. мест создано путем увеличения мощности уже в действующих детсадах без критического ущерба к требованиям в плане плотности групп. Только в 2015 году на эти цели было затрачено порядка 1 млрд 400 млн рублей. 900 млн рублей было выделено из федерального бюджета, 500 млн рублей - из областной казны. Кроме того, 190 млн рублей - это расходы областного бюджета на создание увеличенной мощности в действующих детских садах. Примерно такие же цифры были и в предыдущие годы. Около 9 объектов, находящиеся в разной степени строительства, будут ведены в эксплуатацию в 2016 году.

Считаю, что с 2018 года начнется стабилизация этого вопроса. Кроме того, начнет уменьшаться количество необходимых мест из-за снижения уровня рождаемости. У нас стоит серьезная задача - обеспечить местами в детсадах детей возрастом до 3 лет. Указы президента есть, которые требуется исполнить.

            Есть еще одна задача - переход школ к работе в одну смену. В Челябинской области практически нет школ, в которых дети учатся в 3 смены, но вторая смена распространена. Стоит задача ликвидировать вторую смену и сделать обучение в одну смену, а вторую половину дня занять дополнительным образованием, например, проведением кружков и секций. До 2025 года эту задачу нужно решить. Для этого в Челябинской области нужно построить 45 новых школ, реконструировать 24 существующих школы. По предварительным расчетам, на это нужно направить 19 млрд рублей. С технологической точки зрения задача не простая, с ресурсной - мы пока пробуем понять, где такие ресурсы изыскать. Это задача, которую я бы назвал "вызовом".

            Вообще, социальная инфраструктура, начиная с 2010 года. серьезно отстает от темпов жилищного строительства. Особенно это характерно для города Челябинска. Это следствие допущенных в городе Челябинске просчетов в конце 2000-х и начале 2010-х годов. Отставание предстоит наверстать и по детским садам, и по школам, и по поликлиникам. Можно было бы спросить: а где же государственно-частное партнерство? Я очень осторожно отношусь к этой форме.

            - Почему?

             - С принятием 115 Федерального закона, который вступил в действие с 1 января 2015 года существует устоявшийся юридический предмет сделки, называемый ГЧП, как впрочем и ранее существующие механизмы в виде концессии. Это некие отношения, которые построены на юридических формах. Их крайне сложно реализовать в силу противоречивости различных законодательных и нормативных актов. Поскольку такие отношения предполагают очень длящийся характер, измеряемый годами на уровне десятилетия, а то и больше, особую значимость приобретают механизмы обоюдной ответственности сторон. В Челябинске есть свежий и очень неудачный пример, когда частный бизнес создал поликлинику, оснастил ее, она начала принимать пациентов по системе обязательного медицинского страхования, т.е. обеспечивать выполнение государственной гарантии. Но как только изменились экономические условия, частный бизнес посчитал, что для него это не привлекательно и он останавливает это направление. Действующее законодательство не предусматривает ответственности экономического характера за отказ от ведения деятельности. Но ведь государственная гарантия оказания медицинской помощи перед населением остается. Например, если в системе энергетики, в случае отказа какой-либо организации давать энергетический ресурс, существует обязанность за 3 года уведомить о прекращении своей деятельности. В действующих юридических конструкциях государственно-частного партнерства применительно к отраслям, относящимся к выполнению государственных гарантий перед гражданами, отсутствует возможность использования серьезной обоюдной ответственности, подчеркиваю, именно обоюдной как со стороны государственного, так и частного партнера.

            Есть в Челябинской области и положительный пример частно-государственного партнерства, когда бизнес берет на себя государственную услугу, например, оказания помощи диализным больным. Они не только создают имущественный комплекс и оказывают услугу, но и производят оборудование. Это еще и удачный пример практически полного импортозамещения. Также в регионе есть детские сады, которые построены на условиях частно-государственного партнерства.

            - В регионах страны ряду социально незащищенных категорий граждан будет компенсироваться часть платы за капитальный ремонт многоквартирных домов. Как в Челябинской области будет реализована эта задача?

            Действительно, в рамках федерального и областного законов с 1 января 2016 года установлена компенсация расходов на уплату взноса за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для отдельных категорий граждан. Компенсацию будут получать инвалиды 1 и 2 группы, а также дети-инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, неработающие собственники жилых помещений, достигшие 70 летнего и 80 летнего возраста в разных размерах.

            При этом 50-ти процентную компенсацию начислений взноса на капитальный ремонт получат инвалиды 1 и 2 группы, дети инвалиды и семьи, воспитывающие детей инвалидов, а также неработающие пенсионеры, достигшие возраста 70 лет. Стопроцентная компенсация предусмотрена жителям старше 80 лет. Выплаты начнутся с марта текущего года за период, начиная с 1 января 2016 года. Так, в марте компенсационные выплаты жители региона получат сразу за два месяца -за январь и февраль, с апреля выплаты будут производиться ежемесячно. Особо отмечу, что компенсацию получат граждане, не имеющие задолженности по оплате за капитальный ремонт, либо имеющие соглашение по погашению задолженности.

            Подчеркну, поскольку мера соцподдержки называется "компенсация", следовательно, собственники, которым она положена, обязаны самостоятельно платить взнос на капремонт, а суммы компенсации будут доведены непосредственно им, либо на их счет в банке, либо через почту или организацию по доставке. По поручению губернатора в настоящее время министерством социальных отношений области ведется подготовительная работа. Меры социальной поддержки будут предоставляться гражданам без необходимости личного обращения в службы социальной защиты. Кроме того, в настоящее время организовано информирование населения, открыт телефон "горячей линии" в Министерстве социальных отношений для консультирования граждан по этим вопросам. Уверен, что с этой задачей специалисты справятся, и механизм предоставления компенсаций будет быстро отлажен, соответствующий опыт наработан.