Энергосбережение включено в перечень направлений, которые государство планирует активно развивать в рамках посткризисных мероприятий. В Челябинской области вопросам повышения энергоэффективности давно уделяется самое пристальное внимание. О масштабе проблемы, опыте внедрения энергосберегающих технологий в регионе агентству "Интерфакс-Урал" рассказал первый заместитель губернатора Челябинской области Владимир Дятлов.
- Владимир Николаевич, почему энергосбережению сегодня уделяется так много внимания?
- По разным экспертным оценкам, за счет внедрения программ энергосбережения и повышения энергоэффективности в РФ можно снизить объем расходуемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) до 40%. В масштабах России - это огромная цифра.
С учетом проблем в экономике вследствие мирового финансово-экономического кризиса нам просто необходимо реализовывать программы энергосбережения, как на государственном уровне, так и на уровне каждого домовладения.
Причем государственные программы должны быть подкреплены стимулирующими мерами. Если ты внедряешь и реализуешь программы энергосбережения, то должен получать какие-то преференции. Если нет, то должен, условно говоря, подвергаться неким штрафным санкциям за неадекватное отношение к потребляемым ресурсам.
- Какова цена вопроса энергосбережения на уровне региона?
- Энергорынок Челябинской области - это порядка $2 млрд в год, плюс водо- и теплоснабжение. Если подсчитать от этой суммы 30%, то получается огромная цифра. Это десятки миллиардов рублей, которые могут оставаться в наших личных кошельках, бюджете, средствах предприятий.
- Какой опыт накоплен в сфере энергосберегающих технологий в регионе?
- У нас есть давние наработки в сфере энергосбережения в жилищно-коммунальном секторе. В частности, на протяжении последних лет реализуются проекты по разработке и внедрению высокотехнологичных систем учета, контроля и регулирования потребления коммунальных ресурсов. Эта система позволяет учитывать и регулировать не только потребление электричества, но и всех остальных ресурсов - воды, тепла, газа. Ее последний вариант настолько комфортен, что каждый жилец может по сотовому телефону, интернету получить информацию о текущем уровне потребления в режиме реального времени.
Учет, регулирование и диагностика ведутся с помощью сенсорных датчиков, которые передают информацию дистанционно - в доме нет никаких проводов и никому не нужно никуда ходить, чтобы снять показания.
Кроме того, система замкнута на общедомовой тепловой пункт, который также имеет интегрированную систему учета коммунальных ресурсов. В целом в доме установлен комплект оборудования, который обеспечивает учет всех входящих и используемых ресурсов многоквартирного дома.
Эта система разработана и внедряется "Российской приборостроительной корпорацией".
- Сколько стоит установка сенсорной системы учета и регулирования потребления коммунальных ресурсов?
- За годы, которые прошли с момента возникновения идеи разработки такой системы до сегодняшнего дня, в разы эволюционировала не только эффективность, но и цена. Семь лет назад стоимость установки блока таких приборов на одну квартиру составляла порядка 25-26 тысяч рублей и сопоставлялась со средней стоимостью одного квадратного метра жилья. Сегодня цена сократилась до 5-6 тысяч рублей, что эквивалентно стоимости двух электросчетчиков. Это совершенно другой порядок цен.
- Что мешает массовому внедрению комплексных систем учета в ЖКХ?
- Сегодня есть проблемы, которые с точки зрения нормативных документов не позволяют человеку, управляющей компании (УК) или ТСЖ, воспользоваться экономией, потому что она распределяется на всех жителей города.
Это предмет для обсуждения в ближайшее время. Мы считаем, что у жильцов, УК должен быть реальный экономический стимул. Семья, затратив деньги на установку такой системы, должна получить экономический эффект.
- Такие системы уже устанавливаются в домах?
- Да, есть два пилотных дома в Челябинске, где установлена комплексная система учета, контроля и регулирования потребления коммунальных ресурсов. Кроме того, в этом году в рамках реализации программы капитального ремонта домов мы организуем большую работу по оснащению многоквартирных домов в крупных городах области приборами учета и регулирования коммунальных ресурсов.
Отмечу, что их внедрение в перспективе позволит выходить на регулирование теплопотребления в масштабе целого микрорайона. Дело в том, что датчики, объединенные в интегрированную систему вместе с индивидуальными тепловыми пунктами домов, не только снимают показания, но и диагностируют состояние системы теплоснабжения, а также с их помощью можно влиять на уровень потребления ресурсов. Если в стояковых системах разводки, которыми оборудовано большинство наших многоквартирных домов, кто-то поставит кран не там, то система позволяет по каждой квартире настроить нужную температуру. При этом система сама отрегулирует сколько тепла нужно подавать на каждый узел подачи.
Кроме того, когда будет создана интегрированная система на целый микрорайон, и будут регулироваться гидравлические параметры в масштабах города, можно будет добиться серьезной экономии теплоресурсов на уровне целого муниципалитета.
- Такой проект где-то уже реализуется?
- На данный момент завершается работа по закольцовке системы теплоснабжения Челябинска. Этот проект позволит решить проблему локальных котельных, которые в каких-то районах не обеспечивают подачу необходимого количества тепла. В итоге будет обеспечен равный доступ жителей города к энергоисточникам, а также их нормальный температурный режим.
После того как будет закольцована система теплоснабжения города и завершена комплексная программа обеспечения жилых домов системами учета, диагностики и регулирования, ресурсы в целом будут подаваться на город исходя из потребности каждого микрорайона, а также с учетом погодного фактора.
- Мы говорим преимущественно о населении, но проблема экономии касается и других категорий потребителей…
- Оборудование аналогичными системами учреждений бюджетной сферы - это очень большое поле для работы. Мы ее начали несколько лет назад. Но масштаб мероприятий не позволил в полном объеме обеспечить эффективное использование бюджетных средств, которые мы выделяем на ТЭР.
Между тем внедрение такой системы позволит экономить до 30-40% бюджетных денег на ТЭР для школ, больниц, детсадов, объектов соцсферы.
Кроме того, самые большие потребители и транжиры коммунальных ресурсов - это большие и средние промышленные предприятия, малый и средний бизнес.
К сожалению, бизнес пока не дошел до понимания того, что нужно относиться к экономии энергоресурсов как к серьезному фактору снижения себестоимости продукции. Но, учитывая тот факт, что налог на прибыль предприятий является одним из основных источников пополнения казны, власти заинтересованы в повышении энергоэффективности бизнеса.
Поэтому сейчас в Госдуме подготовлен проект закона об энергосбережении, который, в том числе, должен стимулировать внедрение бизнесом энергосберегающих проектов.
- Есть примеры бюджетных учреждений, которые "идут в ногу со временем"?
- Российская приборостроительная корпорация работает в тесном контакте с Южно-Уральским госуниверситетом (ЮУрГУ) в плане совместных разработок, касающихся сенсорной системы учета, регулирования потребления коммунальных ресурсов. На базе ЮУрГУ планируется создать модель энергоэффективного бюджетного учреждения, на примере которой будут продемонстрированы все плюсы и возможности такой системы. То есть, ВУЗ не только участвует в разработке, но и на собственном примере будет показывать важность таких систем.
- Какие энергосберегающие технологии и оборудование, кроме систем учета ТЭР, развиваются в регионе?
- Наш первый "пилотный" энергоэффективный дом в Челябинске оборудован общим тепловым пунктом. Вместо ранее применяемой громоздкой бойлерной системы отопления с низким КПД в нем установлен небольшой блок, который обеспечивает нагрев горячей воды и теплоснабжение большого многоквартирного дома. Этот тепловой пункт изготовлен нашим Миасским машиностроительным заводом (ММЗ) в рамках совместного с немецкой компанией Funke предприятия.
Кроме того, ММЗ освоил выпуск энергоэффективных светодиодных систем освещения. Они установили такую систему у себя и предлагают другим предприятиям, а также муниципалитетам для уличного освещения. Светодиодные лампы потребляют электричества на 60% меньше, чем лампы накаливания.
Еще одно направление, которое освоено на территории Челябинской области, это выпуск инфракрасных пленочных обогревателей. Не так давно завод по их производству был запущен на площадке Челябинского тракторного завода. Такие обогреватели по эффективности сравнимы с газовыми источниками, но могут использоваться там, где невозможно использовать газоснабжение.
Этой темой несколько лет занимаются ученые нашего Агроинженерного университета. Системы отопления с помощью пленочных обогревателей внедрены в нескольких бюджетных учреждениях, а также в некоторых животноводческих хозяйствах.
- Эти направления получат поддержку на уровне региона?
- На данный момент ведется разработка плотных проектов по организации энергоэффективного уличного освещения в двух муниципальных образованиях. Их суть заключается в том, что городская система освещения будет модернизирована: люминесцентные лампы на улицах будут заменены на светодиодные и объединены в единую систему, которой можно управлять.
В 2010 году такой проект планируется реализовать в Копейске. На его примере мы планируем оценить все параметры - объем средств, который может быть сэкономлен, сроки окупаемости и так далее. Аналогичный проект планируется реализовать в Миассе. Кстати, Миасский машзавод в своем городе уже началу установку светодиодных светильников. По их оценкам, срок службы такой лампы составляет 20 лет, срок окупаемости - 2-2,5 года.
- В условиях дефицита средств, где взять деньги на программы энергосбережения?
- В каждом конкретном случае нужно разрабатывать индивидуальный механизм: делать бизнес-план, в нем просчитывать объем затрат, источники финансирования, срок окупаемости. В принципе, это должно быть основано на принципе самоокупаемости, но при разработке источников финансирования нужно учитывать возможности использования средств за счет инвестиционной составляющей в тарифе, средств бюджета, эксплуатирующих коммунальные системы организаций, заемных средств.
- Насколько сложно будет приучить людей, предприятия экономить ресурсы, готовы ли они к этому?
- Задачу повышения энергоэффективности реализовать нелегко, потому что внедрение программ энергосбережения для каждой семьи, бюджетного учреждения, бизнеса требует больших вложений. Экономия касается не только электроснабжения, большие резервы кроются в экономии тепла, газа, воды.
Кроме того, мы пока просто не привыкли экономить, даже на бытовом уровне. Приведу пример. Энергозатраты за последнее десятилетие выросли в несколько раз: если раньше норматив энергомощности для одной квартиры составлял 5 киловатт, то сегодня даже 15 киловатт не обеспечивают надежности энергоснабжения. Посмотрите, какое количество бытовой техники сегодня присутствует в квартирах. Однако систем регулирования энергопотребления немного, поскольку все приборы работают хотя бы в режиме ожидания. Между тем во многих странах, там, где научились считать деньги, в домашнем хозяйстве применяют другие системы.
- Отсутствие привычки экономить и необходимость вложений - это единственные препятствия на пути энергосбережения?
- Массовое внедрение энергосберегающих технологий имеет не только сторонников. Это не просто инертные люди, которые ничего не хотят менять, но реальные противники. В результате внедрения энергосберегающих технологий они могут понести потери, поэтому отчасти будут тормозить процесс.
Когда счетчики будут стоять на каждом доме, каждый дом будет платить только за свой объем потребления. Соответственно, потери на магистральных сетях, все эти недоданные кубометры и гигакаллории, превратятся в убытки коммунальных предприятий - производителей или поставщиков ресурсов.
В не менее "интересном" положении сегодня находятся УК. Если часть жильцов будет платить по счетчику за фактическое потребление, а часть по нормативу, то УК может оказаться в большом минусе. Например, если в съемной квартире проживает 15 человек, понятно, что они тратят больше ресурсов, но владелец квартиры, которому невыгодно ставить счетчик, платит по нормативу.
- Как, по Вашему мнению, можно превратить противников энергосбережения в союзников?
- Государство должно подумать, как сделать так, чтобы противники превратились в союзников. Кстати, как одна из возможных стимулирующих мер - утверждение отдельного тарифа за сверхнормативное потребление. Если ты потребляешь электричество сверхнорматива, то будешь получать его по более дорогой цене.
Что касается УК, то, на мой взгляд, ее нужно экономически заинтересовать, например, отдав часть денег от объема средств, сэкономленных УК на электро- и теплоснабжении мест общего пользования - подвалов, лестничных клеток, подъездов. Это должно быть прописано в нормативных актах, которые обеспечат внедрение энергосберегающих технологий.
- Что нужно на федеральном уровне сделать, чтобы процесс пошел быстрее?
- Повторюсь, это принятие закона об энергосбережении, который будет в ближайшее время принят во 2-м и 3-м чтениях.
Затем будет разработана инструкция о порядке расчетов за тепловую энергию, которая даст возможность получать каждой семье, УК, использующей системы энергосбережения, тот самый экономический эффект.
По большому счету, мы должны подумать о дополнительных нормативных документах на местном уровне, может быть, на уровне поселковых советов, которые бы стимулировали бережное отношение к ресурсам.
- Это займет немало времени…
- Ну почему? Вспомните, как "раскручивали" ипотеку: рассказывали, показывали на примере конкретных семей. За несколько лет достигли значительных цифр по ипотечному кредитованию. Да, кризис приостановил этот процесс, но сам механизм растиражирован и отлажен.
Другой пример - индивидуальное жилье. Начали раскручивать тему про индивидуальное жилье, и сегодня строятся десятки поселков. На мой взгляд, важно обеспечить активное информационное обеспечение этого процесса. Это колоссальный резерв. Люди должны проникнуться идеей энергосбережения. Пока же мы остаемся необыкновенными транжирами.