Ямало-Ненецкий округ в ближайшее время планирует значительно увеличить объем жилищного строительства, и, несмотря на тяжелые климатические условия, вводить в год не менее 250 тыс. кв. м жилья, наращивать объемы строительства дорог, социальных объектов. Каким образом региональные власти собираются стимулировать строительство, чем намерены привлекать застройщиков, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Евгений Мискевич.
- Евгений Васильевич, как по состоянию на конец 2011 года выглядят ключевые проблемы округа, связанные с жильем?
- У нас очень большой объем непригодного для проживания жилья. Это наследство тех времен, когда происходило освоение северных территорий. Жилье, которое строили геологи, нефтяники и газовики, естественно, обветшало. Сейчас это 10% от общего объема жилого фонда, то есть порядка 900 тыс. кв. м из существующих 9,5 млн кв. м. Сегодня уровень обеспеченности жильем у нас на 20% меньше, чем в среднем по стране (по РФ - 22,4 кв. м на человека, на Ямале - 18,34 кв. м на человека). Сложившаяся ситуация объясняется объективными причинами: природно-климатическими особенностями региона, сложной транспортной схемой доставки стройматериалов, нехваткой квалифицированных кадров. А главное - на Ямале не сформирован рынок жилья. Чтобы решить эти проблемы, разработан комплекс мер, которые позволят нам за 4 года построить порядка 1,2 млн кв. м жилья.
Уже сейчас можно констатировать активизацию жилищного строительства. В 2011 году по вводу ожидаем увеличения на 18% по сравнению с 2010 годом. В 2010 году, по сравнению с 2009-м, рост составил всего 3,8%. В муниципальных образованиях округа проведена серьезная работа по подготовке земельных участков для жилищного строительства. К 1 января следующего года в округе будет порядка 800 тыс. кв. м земли, распределенной под строительство жилья.
- Вы сказали о том, что до 2015 года планируется построить 1,2 млн кв. м жилья. Предполагается ли, что этими объемами как раз и перекроется основная потребность жителей округа в качественном жилье, а те 900 тыс. кв. м аварийного жилья будут ликвидированы?
- Плановое значение - построить за этот период 600 тыс. кв. м непосредственно взамен аварийного. То есть из запланированных 1 млн 120 тыс. кв. м жилья половина достанется переселенцам, остальное нужно реализовывать на коммерческих условиях, но мы посчитали, что реально, скорее всего, не более 25-30% из этого объема уйдет на свободный рынок. Остальное - по социальным программам (для детей-сирот, для молодых и многодетных семей, для коренных малочисленных народов Севера и т.д.).
Несмотря на то, что платежеспособность населения высокая, платежеспособный спрос небольшой. Преимущественно люди приезжают на Крайний Север с одной целью: заработать деньги и приобрести жилье за пределами автономного округа. Яркий пример - Тюмень, где жилищное строительство финансируется, по сути, за счет средств долевого участия в строительстве граждан, которые проживают на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
- Сколько застройщиков работает на Ямале? Появляются ли новые и на каких условиях они приходят работать?
- Крупных застройщиков в округе нет. Даже те участки, которые мы сейчас осваиваем под комплексное строительство, - максимум 50-60 тыс. кв. м жилья. Это серьезные значения для автономного округа, но если проводить параллели с Тюменью, Екатеринбургом, где под комплексной застройкой подразумевается 1 млн кв. м и более, то понятно, что наши объемы не те, на которые ориентируется застройщик.
Тем не менее, ряд компаний пришло на территорию округа. В основном это компании из Тюмени и Ханты-Мансийского автономного округа.
- За счет чего вы их привлекаете?
- Условиями и отношением. Приведу пример: раньше подготовка всех необходимых документов на земельный участок, на проект, на согласование со всеми инстанциями занимала порядка полутора лет, сейчас мы сроки сократили практически вдвое. Так, формирование земельного участка (выбор участка, его межевание, кадастровый паспорт, документация, извещение о конкурсе) - в среднем может продолжаться 6 месяцев, у нас сейчас - 3-4 месяца. Период проведения аукциона и конкурс по выбору субарендатора по продаже земельного участка также проходят у нас сейчас практически в два раза быстрее, чем раньше. Кроме того, ориентируем подрядчиков-застройщиков на оптимизацию сроков по проектированию объекта. И благодаря всему этому при соблюдении действующих нормативных документов в сфере жилищного строительства сроки основных подготовительных мероприятий до начала работ на стройплощадке занимают всего 9 месяцев.
Параллельно с этим за счет автономного округа оказывается поддержка застройщикам по возмещению процентной ставки банковского кредита, взятого на строительство жилья. И еще одно направление - это возмещение затрат на строительство объектов инженерного обеспечения и благоустройства. В основном это внутриквартальные сети и элементы благоустройства. Тем самым застройщики оплачивают только строительство непосредственно самого объекта. Магистральные сети - это адресная инвестиционная программа, расходы на сооружение внутриквартальных сетей возмещает округ.
- Есть ли в ЯНАО проекты по созданию предприятий стройматериалов, деревообработке?
- Округ условно делится на две части с точки зрения транспортной доступности: северо-западная часть и восточная часть. До Восточной дотягивается магистраль Свердловской железной дороги, которая доходит до Нового Уренгоя. И если развивать производство здесь - значит ориентироваться только на одну из двух частей автономного округа, так как транспортно они между собой никак не связаны.
Но сейчас строится северный широтный ход, который позволит провести железную дорогу из Надыма в Салехард, и тогда создание подобных предприятий станет целесообразным. Пока же из-за специфики региона, повышенного фонда оплаты труда, дополнительных расходов на энергетику и ЖКХ развивать какое-то крупное производство стройматериалов, в том числе для экспорта на рынки других регионов, нет смысла. Для внутреннего же рынка есть предприятия стройиндустрии в Надыме и поселке Толька, где хороший лес.
- Каким еще проблемам округа удалось найти решение в этом году?
- Один из самых острых - вопрос организации благоустройства населенных пунктов округа, так как состояние дорог во многих районах крайне неудовлетворительно. Ведь несколько лет на дорожные работы в муниципалитетах просто не выделялись средства. За это время улицы городов и поселков пришли в негодность. В 2011 году были восстановлены дороги в 24 населенных пунктах региона. Отремонтировано более 700 тыс. кв. м улиц. Самые высокие показатели по благоустройству у Ямальского района - в этом году там отремонтировано 336,5 тыс. кв. м улично-дорожной сети. В программе благоустройства приняли участие все муниципальные образования округа.
В следующем году выделение субсидий на благоустройство поселений продолжится, но расходовать эти средства округ рекомендует более "точечно". Субсидии можно будет потратить как на ремонт, так и на строительство новых дорог. В частности, в Шурышкарском, Тазовском, Красноселькупском и Приуральском районах основной объем работ будет связан с восстановлением улично-дорожной сети. А вот дорожное строительство активнее будет вестись в Пуровском, Ямальском и Надымском районах.
- Какие еще крупные проекты в дорожном строительстве реализованы или начали реализовываться на Ямале?
Самым крупным нашим проектом в дорожном строительстве, безусловно, является строительство участка автомобильной дороги Сургут - Салехард, связывающего города Салехард и Надым. Сейчас дорожное сообщение между этими населенными пунктами существует только в холодное время года, по зимнику. Расстояние между городами - 330 км. Работы по возведению дороги будут идти в течение 4 лет. К 2015 году необходимо обеспечить круглогодичное автомобильное сообщение между двумя городами. В этом году по пути следования сдан в эксплуатацию один мост - через реку Нада-Яха. Мостовики заложили строительство еще несколько 4 мостовых переходов.
В 2012 году в строительстве дороги мы продвинемся на 50 км, из них 30 км дороги будет в щебне, 10 км уже в асфальте, и еще 10 - в отсыпке земельного полотна. Напомню, что строительство автомобильной дороги Надым-Салехард ведется в рамках реализации программы "Сотрудничество". Трасса сможет обеспечить транспортную связь окружной столицы с общероссийской сетью автомобильных дорог общего пользования.
- Как развиваются ямальские города с точки зрения создания социальных объектов? Насколько успешно в регионе решается общероссийская проблема нехватки детских садов?
- Жители округа - в основном люди молодые. Детей у нас рождается достаточно много. Мы на 18% превышаем общероссийские показатели рождаемости. Очередь в детские сады по округу - 6,5 тыс. малышей. Наша задача ее не просто сократить, а свести к нулю. Уже сейчас работы ведутся по строительству 20 детских садов в целом на 4 тыс. 28 мест.
В Салехарде в следующем году завершается строительство одного детсада и сразу начинается строительство другого. Причем в этом еще только проектируемом объекте предусмотрен мини-аквапарк. Пользоваться им смогут не только воспитанники, но и все юные салехардцы. Достраиваются детские сады в Тазовском районе, Надыме, Лабытнангах, Губкинском. Всего в следующем году сдадут 9 объектов, в 2013 - еще 5 детских садов. Они примут порядка 3 тыс. детей. Таким образом, мы за два-три года закроем половину имеющейся на сегодняшний день потребности.
- Детские сады - в приоритете, а другие социальные учреждения - школы, больницы, строятся ли новые или хватает тех, которые были возведены ранее?
- Да, мы строим не только детские сады, но и школы. В автономном округе существует объективная потребность в строительстве 43-х образовательных учреждений. 12 школ сегодня находится в ветхом состоянии. Чтобы обеспечить возможность получения образования в современных условиях, мы уже приступили к строительству 20 школ.
По объектам здравоохранения. Из запланированных к строительству 19 медицинских учреждений - работы начаты на 17 объектах.
Более 25 млрд рублей мы потратим на строительство 28-ми новых объектов культуры и спорта по округу. Сейчас все они в стадии строительства. Например, в Салехарде сейчас проектируется многофункциональный спортивный комплекс. Его трибуны рассчитаны на 3,5 тыс. с возможностью расширения до 4 тыс. посадочных мест. Мы рассчитываем, что к маю-июню мы получим завершенный проект и приступим к строительству этого комплекса. Центральная часть - стадион, поле которого будет соответствовать всем стандартам УЕФА. Уже с уверенностью можно сказать, что социальная сфера в ближайшее время (к 2013 году) получит около 100 новых объектов, необходимых для оказания качественных услуг населению.
- Какие строящиеся объекты, по вашему мнению, имеют наибольшее значение?
- Важно все: и жилье, и детские сады, и школы, и больницы. Без них создать комфортные условия жизни невозможно. Хотя, безусловно, необходимо строить и "имиджевые" объекты, которые изменяют облик ямальских городов, делают их похожими на современные мегаполисы. В окружной столице - Салехарде, я думаю, что таким объектом может стать Арктический выставочный Центр для проведения Международной выставки "ЭКСПО-Арктика 2015". Проект претендует на закрепление за Салехардом статуса международного научного и туристического центра Арктики. Этот проект был поддержан на федеральном уровне. В непосредственной близости от выставочного центра будет создан ситуационный центр Развития Арктики.
Наряду с поиском решений обозначенных проблем, мы уверенно смотрим вперед. И хотим развивать округ исходя из его особенностей: колорита местного населения, богатства природных ресурсов и принадлежности к арктическому поясу. Мы в начале пути преображения Ямала.