Производство первого в России высокоскоростного поезда, способного развивать скорость до 400 км/ч, вступило в активную фазу. Завод "Уральские локомотивы" (входит в холдинг "Синара - Транспортные машины", СТМ), выступающий ключевым производителем, расширяет мощности под проект и изготавливает основные компоненты поезда, чтобы уже через три года он встал на маршрут Москва - Санкт-Петербург. Чем поезд будет отличаться от зарубежных аналогов и какие страны проявляют интерес к российским технологиям в области создания таких поездов в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель совета директоров "Синара -Транспортные машины" Александр Мишарин.

- В августе 2024 года "Уральские локомотивы" презентовали на выставке "Станция Манеж. Московский транспорт 2030" головной вагон высокоскоростного поезда. Вице-премьеру Виталию Савельеву во время его посещения завода в феврале этого года были представлены тяговый двигатель и инвертор, а также элементы редуктора. Какие части будущего состава поезда уже на завершающей стадии готовности?
- В апреле завершаются испытания рамы немоторной тележки, изготовленной на "Уральских локомотивах". Это работы по определению запаса усталостной прочности рамы методом циклической нагрузки. В настоящий момент пройдено 6,5 млн циклов из 10 млн.
Мы выдадим первую собранную тележку и отправим ее на сертификацию к концу этого года. Также к концу года запланирована сварка первого кузова, начало производства вагонов.
Из более чем 120 компонентов и систем в новом поезде 41 ключевой компонент - это тяговый асинхронный двигатель, тяговый редуктор, тяговый преобразователь, силовые агрегаты, модуль управления торможением, рама тележки, колеса, элементы экстерьера и интерьера и многое другое. Уже определены 25 поставщиков ключевых компонентов, активно идет процесс контрактации. Проект создания высокоскоростной магистрали мы реализуем совместно с Минтрансом, Минэкономразвития, РЖД, Сбербанком, также участвуют ГТЛК и "ВСМ Две столицы" (концессионер проекта высокоскоростной магистрали, ВСМ, Москва-Петербург - ИФ).
- В чем отличия создаваемого первого российского высокоскоростного поезда от иностранных аналогов? На прошлом "Иннопроме" вы рассказали о том, что поезд по сравнению с иностранными вариантами сможет развивать достаточно высокую скорость - до 400 км/ч. Помимо этого, какие отечественные технологии можете выделить?
- Совместно с РЖД и другими предприятиями мы решаем сложную инженерную задачу. В мире есть поезда, достигающие скорости 400 км/ч, но они имеют меньшие габариты: как правило, в Европе и Китае применяется так называемый габарит 02-ВМ. Наш габарит Т на несколько десятков сантиметров шире и выше. Для пассажиров это однозначный плюс, ведь у нашего поезда будет более широкий и комфортный салон.
- Видите ли вы заинтересованность других стран в том, чтобы перенять ваш опыт в создании высокоскоростных поездов и ведутся ли какие-то переговоры на этот счет?
- С точки зрения внешней кооперации и экспорта говорить о переговорах пока рано, потому что нужно вначале поставить продукцию на производство, ее сертифицировать, только после этого будем ее уже предлагать.
Тем не менее, обсуждаем вопросы, связанные с возможным применением высокоскоростных поездов, с Белоруссией. В марте во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил продлить запланированную высокоскоростную магистраль Москва-Минск до Бреста, сейчас идет проработка этого вопроса.
Также обсуждаем эту тему с нашими коллегами из Казахстана и Узбекистана. Надо понимать, что у нас с этими странами единое техническое нормативное поле, единые ГОСТы и железнодорожные нормативные документы.
- В перспективе высокоскоростную магистраль планируется протянуть до Минска, отсюда понятен интерес белорусской стороны к созданию высокоскоростных поездов. А Казахстан и Узбекистан хотят использовать российские наработки в создании своего высокоскоростного подвижного состава или в долгосрочной перспективе ВСМ может быть проложена и в эти страны?
- Не скажу, что есть какие-то наработки в этом вопросе, но коллеги интересуются нашим опытом. Мы находимся в дружеских коммуникациях с казахстанскими и узбекскими железными дорогами. Тут надо отдать должное Узбекистану, где достаточно давно используют испанские поезда Talgo, которые ездят со скоростью порядка 200 км/ч.
- Высокоскоростной поезд будет изготовлен исключительно из российских комплектующих?
- Мы создаем первый российский поезд нового поколения, который почти полностью будет изготовлен из отечественной компонентной базы. Эту задачу решаем вместе с Инжиниринговым центром железнодорожного транспорта. Сейчас идет проектирование поезда, этот процесс завершится только к декабрю этого года. Мы должны иметь не менее двух, а лучше трех альтернативных поставщиков из России.
- Может быть, уже сейчас видно, что какие-то комплектующие в России не производятся и для их выпуска под проект создания высокоскоростных поездов нужно построить заводы?
- Мы имеем дело с развитой отечественной промышленностью, увидели это в самом начале реализации проекта создания высокоскоростных поездов. Более 60% составляющих поезда будет выпускаться на производственных мощностях "Уральских локомотивов" и еще около 40% обеспечат наши поставщики - производители комплектующих.
Так, "Уральские локомотивы" будут выпускать кузов, тележку, заниматься сборкой и покраской. Кстати, покраска - это достаточно трудоемкий процесс, специалистам завода предстоит нанести шесть-восемь слоев различных покрытий.
В целом мы считаем, что наша промышленность имеет очень высокие компетенции с точки зрения исполнения всего контракта. Несомненно, для развития их (поставщиков - ИФ) производственных мощностей потребуются инвестиции. В рамках работы с Минпромторгом создана рабочая группа под руководством первого замминистра Василия Осьмакова, в которую входят все поставщики. Они сейчас сообщают о необходимом объеме инвестиций, ведь кому-то нужны станки или дополнительные цеха. Для понимания потребностей всех участников проекта как раз и нужно было выстроить такой диалог. Минпромторг уже выделяет деньги для развития производственных мощностей наших комплектаторов.
Особое внимание уделяется IT-инфраструктуре: в группе "Синара" действует ситуационный центр, который управляет процессами в рамках проектного офиса, взаимодействует с координационным центром при правительстве РФ.
- Вице-премьер Савельев во время визита на "Уральские локомотивы" анонсировал обсуждение вопроса получения мер поддержки для производителей высокоскоростных поездов. Какие варианты обсуждаются?
- Речь идет о получении инвестиционного займа на сумму порядка 33,9 млрд рублей со стороны ВЭБ.РФ под льготную ставку кредитования. Это льготный кредит, который должен быть предоставлен нам в апреле для создания новых производственных мощностей завода "Уральские локомотивы" под строительство высокоскоростных поездов. Для того, чтобы не сдерживать сроки реализации проекта, группа "Синара" инвестировала свои заемные деньги - порядка 7 млрд рублей - в строительство производственных цехов общей площадью 60 тыс. кв. м, где будут производиться высокоскоростные поезда.
"Уральские локомотивы" уже подписали два контракта на поставку 41 поезда для ВСМ на общую сумму 228 млрд рублей. Сейчас в рамках проекта заключены контракты на сумму около 180 млрд рублей с НДС.
- Ранее холдинг "Синара - Транспортные машины" оценивал инвестиции в модернизацию производства "Уральских локомотивов" под проект создания ВСМ в 44 млрд рублей. Актуальны ли эти расчеты? Вырастет ли стоимость производства высокоскоростного поезда по сравнению с утверждённой сметой на фоне текущей денежно-кредитной политики, и на сколько? Какое вы закладываете удорожание проекта, и как будет финансироваться эта дополнительная часть?
- Инвестиции в модернизацию завода определены, финансовая модель уже согласована с Минфином РФ.
- Вице-премьер Савельев сообщал об опережении графика производства поездов для ВСМ - первые два поезда могут быть выпущены и сертифицированы уже в конце 2027 года. За счет чего удалось достичь опережения графика? Есть ли вероятность дальнейшего сдвига графика в ту или иную сторону? От каких факторов это зависит?
- Два первых поезда произведем в 2027 году. Именно они будут направлены на сертификационные испытания, которые продлятся до конца первого квартала 2028 года. Как правило, цикл сертификационных испытаний занимает год, поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы завершить все процедуры точно в срок. Первую партию высокоскоростных поездов поставим по графику - с марта до конца 2028 года.