Совместное предприятие Группы Синара и немецкого концерна Siemens ООО "Уральские локомотивы" создано на территории Свердловской области чуть больше года назад. А впереди стоит уже новая, сложнейшая с технической точки зрения задача. На территории России к 2017 году должно быть локализовано на 80% производство электропоездов "Ласточка" (типа Desiro RUS), разработанных специалистами Siemens. О том, как в настоящее время решается эта задача, каковы дальнейшие перспективы сотрудничества с ОАО "Российские железные дороги", в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал вице-президент Группы Синара, председатель совета директоров "Уральских локомотивов" Евгений Копеин.
- Евгений Феликсович, начиная с 2013 года, на "Уральских локомотивах" начнется выпуск поездов "Ласточка". Как предприятие готовится к реализации этого масштабного проекта?
- Буквально два месяца назад был подписан стратегический документ, определяющий новый долгосрочный вектор развития предприятия - контракт с РЖД на поставку электропоездов "Ласточка" в объеме 1200 вагонов с 2015 до 2020 гг.
В настоящее время определена планировка будущего цеха и перечень оборудования. По конкурсу выбраны генеральные проектировщик и подрядчик строительства. Одновременно с этим запущена подготовка конкурса для поставщиков оборудования.
Цех в виде коробки должен быть построен уже к августу следующего года. Параллельно с этим площадка начнет оснащаться оборудованием, будет проводиться его пуско-наладка и обучение сотрудников. Фактически на территории "Уральских локомотивов" мы создаем новый завод по выпуску электропоездов.
- Ранее президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский заявлял, что в реализацию проекта по запуску производства "Ласточки" будет инвестировано порядка 250 млн евро. На какой срок рассчитаны эти инвестиции и производилась ли корректировка стоимости проекта?
- 250 млн евро - это планируемый объем инвестиций, и на мой взгляд, для машиностроительного производства - это вполне нормальная цифра. Более точная стоимость проекта появится после утверждения всей проектной документации. Помимо организации технологического процесса, она включает в себя затраты на привлечение и обучение персонала, реализацию социальных и инфраструктурных программ и многое другое. Срок инвестиций в реализацию проекта по созданию нового производственного комплекса рассчитан до 2014 года.
- Для запуска производства потребуется большое количество специализированных рабочих кадров. Как "Уральские локомотивы" планируют решить эту проблему?
- В производстве "Ласточек" на "Уральских локомотивах" будет участвовать порядка 1,5 тыс. человек. Для нашей области - это огромное количество специалистов, которых нам нужно за короткий промежуток времени найти, обучить, аттестовать и закрепить. Кроме того, они будут работать по технологиям, которые ранее в России вообще не применялись, например, по сварке кузовов из алюминиевых панелей.
Частично это будут люди, уже работающие на "Уральских локомотивах". Они обладают необходимыми профессиональными компетенциями: на предприятии ведется непрерывная подготовка и аттестация специалистов по группам профессий. Замечу, что сам характер современного машиностроительного производства уже давно не предполагает рабочего в засаленном ватнике с гаечным ключом. Наши сотрудники работают на новейшем оборудовании, характер работы станочника, сварщика или газорезчика ближе к компетенции инженера.
Но большинство персонала мы должны будем принять с рынка. Обучать его будем по комбинированной схеме - часть людей поедут в Германию, на завод, где выпускаются такие электропоезда, другая часть будет обучаться в Верхней Пышме. Перед нами стоит задача до 2013-2014 гг. сформировать коллектив специалистов, которые будут способны создавать "Ласточку".
- Расскажите о первом этапе локализации производства пассажирских электричек в России. Как это будет происходить, и с чего начнется этот процесс на "Уральских локомотивах"?
- Хочу подчеркнуть, что электропоезд "Desiro RUS" - "Ласточка" - сложнейшая машина, которая состоит из высокотехнологичных компонентов. И еще этот проект интересен тем, что поезда будут выпускаться по лицензии Siemens. Мне этот подход понятен, потому что в этом производстве очень много разных процессов, которые нужно между собой увязать. И не имея лицензионного соглашения, в такие сроки все это организовать просто невозможно.
Первые "Ласточки" придут в Верхнюю Пышму во второй половине 2012 года - это 16 из 54 электропоездов, которые будут использоваться для обеспечения Олимпиады в Сочи - уровень локализации этих машин составит 20%. Мы должны организовать финальную сборку машин в объеме, который в настоящее время согласовывается. Самая главная наша задача на этом этапе - провести необходимые эксплуатационные испытания и сертификацию этих поездов.
В кооперационных поставках комплектующих для "Ласточки" примут участие несколько десятков предприятий российской промышленности. В частности, компоненты приводов поставят заводы Siemens, расположенные в Санкт-Петербурге и Воронеже. Производство алюминиевых панелей для корпуса поезда осваивает ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод" (КУМЗ), и для того, чтобы стать поставщиком этих компонентов, предприятию придется не только обеспечить строгое соответствие химсостава и геометрии панелей, но и сделать это быстро и предложить конкурентоспособную цену.
Сейчас мы активно занимаемся поиском предприятия по выпуску блоков вагонных дверей, т.к. это не те двери, которые с шумом и лязгом открываются в "зеленых" электричках. Двери такой конструкции, которые должны соответствовать всем критериям качества и надежности и отработать не один десяток лет в наших климатических условиях, в России пока не выпускает ни одно предприятие.
В целом, могу отметить, что выпуск компонентов и работа по сборке электропоездов, которые запланированы на "Уральских локомотивах", без сомнения, будут начаты в установленный срок. Мы, так же как и Siemens, подписали контракт. Его выполнение - это наша репутация и наши деньги.
- Если говорить о производстве грузового железнодорожного транспорта, на котором сейчас специализируется предприятие, каких показателей планируется достигнуть в 2011 году и каковы планы по выпуску грузовых электровозов в 2012 году?
- В 2011 году будет выпущено 64 двухсекционных электровоза "Синара" серии 2ЭС6, это на десять машин больше, чем планировалось в начале года, и 11 электровозов с асинхронным тяговым приводом "Гранит". Вообще с момента запуска производства до конца текущего года предприятие выпустит 158 грузовых локомотивов. По поводу финансовых результатов в целом, можно сказать, что они значительно превзойдут наши ожидания. Завод получит солидную прибыль для итогов стартового года. Руководство и управленческая команда завода очень хорошо поработали.
В настоящее время идет формирование пакета заказов нашего основного заказчика - ОАО "РЖД". Мы планируем в 2012 году произвести 90 электровозов "Синара" серии 2ЭС6 и 20 электровозов "Гранит" серии 2ЭС10.
- Каков объем инвестиционной программы предприятия в области развития грузового железнодорожного транспорта?
- Общий объем инвестиций в создание производственного комплекса по серийному производству грузовых электровозов составляет около 6 млрд рублей. На последнем совете директоров мы рассмотрели ход выполнения инвестпрограммы в 2011 году и внесли изменения в связи с необходимостью дополнительного развития производственных мощностей под серийное производство электровозов "Гранит". Но за пределы этой цифры мы не выходим.
Кроме того, вопрос увеличения инвестпрограммы обусловлен планами по расширению линейки производимого грузового подвижного состава. Общеизвестно, что железные дороги напоминают "зебру": с востока на запад идут полосы переменного и постоянного тока, которые сменяют друг друга. С переходом РЖД на концепцию полигонного использования парка целесообразно, когда на одном полигоне, а это несколько тысяч километров, эксплуатируется парк одного завода-изготовителя, который также оказывает и сервисные услуги.
Поэтому в настоящее время мы приступили к созданию электровоза переменного тока, что может дать "Уральским локомотивам" дополнительный объем производства. Уже есть эскиз-проект, мы понимаем компоновку будущей машины. Наш инжиниринговый центр занимается интеграцией оборудования, которое войдет в состав нового локомотива, обеспечивающего его жизнеспособность, технологичность сборки и ремонтоспособность. И как следствие, это потребует дополнительных вложений, в частности, в испытательную станцию. Все эти инвестиции обусловлены рынком.
- Есть ли у предприятия другие заказчики, кроме РЖД?
- В России пока достаточно медленно идет процесс создания частных грузовых операторов, а круг крупных компаний, готовых покупать электровозы, таких как "Норильский никель", "Трансойл" и другие, крайне ограничен. Поэтому РЖД является нашим основным заказчиком.
Что касается "пространства 1520", безусловно, нам интересен рынок Украины, с учетом технического состояния их подвижного парка и потребностей. В рамках подготовки к этому сотрудничеству "Уральские локомотивы" намерены отправить на тестовую эксплуатацию два электровоза серии 2ЭС6 и 2ЭС10, которые будут работать на Львовской железной дороге.
- Существует ли интерес к продукции "Уральских локомотивов" у заказчиков из других стран?
- Собственно говоря, рынок ограничен. Электрическая тяга характерна для Украины и Казахстана. Другие среднеазиатские страны практически не имеют электровозов. У Азербайджана есть ограниченный парк, но в настоящее время в стране принято решение о переходе с постоянного на переменный ток.
Однако собственные потребности России в локомотивном парке практически безграничны. Сегодня поставлена задача переноса существенной части грузовых потоков с морского пути на железнодорожный. Если все будет двигаться по этому вектору, то России нужно будет радикально менять подвижной состав. РЖД будут необходимы локомотивы с высокой скоростью и грузоподъемностью. Сегодня мы создаем базу, которая позволит нам создавать продукцию, соответствующую запросам, иметь заказы и гарантированную прибыль.
- Помимо организации серийного производства "Уральские локомотивы" планировали создание сети центров сервисного обслуживания электропоездов. На какой стадии находится реализация этого проекта?
- Сегодня уже работает семь сервисных центров на полигонах Западно-Сибирской, Свердловской и Южноуральской железных дорог. При этом мы ставим задачу создать систему сервиса не только локомотивов нашего производства, а в принципе любого локомотивного парка полигона РЖД.
Во всем мире сервису уделяется большое внимание. Его рассматривают не только как некий придаток к производству локомотивов, а как самодостаточное направление бизнеса. В настоящее время развитие этого направления начала компания "СТМ-Сервис" (входит в "Синара-Транспортные машины").
Месяц назад РЖД и ООО "СТМ-Сервис" подписали договор о передаче 137 электровозов "Синара" на сервисное обслуживание. Это пилотный проект, на основе которого в дальнейшем будет организована система сервисного обслуживания. И сегодня с нашим партнером по СП мы ведем интенсивный поиск возможностей участия "Уральских локомотивов" в этом бизнесе.