Уральский федеральный университет (УрФУ) завершил необычный проект для старшеклассников "Тест-драйв: три дня в Уральском федеральном". По результатам отбора 300 самых талантливых школьников смогли почувствовать себя полноправными студентами: побывали на лекциях, семинарах, приняли участие в лабораторных работах и тренировках вузовских спортивных команд. Об уникальной акции в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
- Виктор Анатольевич, довольны ли Вы тем, как прошла акция "Тест-драйв: три дня в Уральском федеральном"? Каковы ее итоги для УрФУ?
- Акция прошла с большим успехом! Мы привлекли внимание огромной аудитории на территории всего Урала, соседних регионов и даже Казахстана. "Тест-драйв" - проект командный. Поэтому ребята должны были, в первую очередь, создать команду в своей школе, затем подготовить презентацию на тему "Высшее образование в России. Качественно. Доступно. Для меня" и выложить ее на сайт акции.
Более тысячи человек попробовали свои силы. В результате, было отобрано 76 команд – это 321 участник из Оренбургской области, Пермского края, Тюменской области вместе с округами, Курганской области, Челябинской области, Башкирии, Удмуртии, естественно, Свердловской области и из самого Екатеринбурга, а также городов Казахстана. При этом изначально на сайте зарегистрировалось 350 команд, но до этапа отбора дошли только 244. На сайте акции было огромное количество просмотров презентаций – почти 600 тысяч, через полтора месяца после старта "Тест-драйва" число заходов на сайт перевалило за миллион. А это значит, что вся школьная аудитория проявляла интерес к проекту. Он действительно является уникальным не только для нас, Уральского федерального университета, но и пока не имеет аналогов в России.
- Ребят, которые смогли на три дня погрузиться в студенческую жизнь, отбирало специальное жюри. Сложно ли было комиссии сделать выбор?
- Безусловно. Ведь на конкурс заявились талантливые школьники - призеры различных олимпиад, конкурсов, активисты в спорте и творчестве. Но ребят отбирало не только жюри. У нас было два критерия отбора. Во-первых, это уровень подготовки и амбиций, которые демонстрировали ребята, выкладывая свои презентации. А, во-вторых, это привлечение как можно большого числа сторонников. Сначала каждая презентация должна была получить максимальное количество "лайков" в интернете. То есть на первом этапе команды собирали голоса в интернете, а потом их работы оценивали эксперты университета. Потом эти два рейтинга совместили, и на очный этап акции приехали 76 команд.
- Собирается ли университет в дальнейшем как-то взаимодействовать со школьниками, которым не удалось попасть в число счастливчиков? Будут ли им даны какие-либо рекомендации, как лучше показывать себя на подобных конкурсах?
- Во-первых, мы приглашали всех ребят, кому не посчастливилось, на встречу в университет в дни открытых дверей 30 марта. Конечно, многие не смогли приехать, но тем, кто добрался, мы рассказали о возможностях УрФУ, был и "кусочек" "Тест-драйва" для них: руководитель метеоритной экспедиции Виктор Гроховский прочитал ребятам лекцию "Метеориты: факты и домыслы". Школьникам было интересно узнать, как отличить метеорит от булыжника. Они даже могли подержать в руках фрагмент одного из метеоритов. А, во-вторых, конечно же, мы будем поддерживать отношения - приглашать ребят участвовать в олимпиадах (тем более, на "тест-драйв" мы приглашали и десятиклассников), на экскурсии в институты, на дни открытых дверей.
- На Ваш взгляд, какие сферы студенческой жизни оказались наиболее интересны и полезны ребятам? Успели ли они за три дня пополнить багаж своих знаний?
- Судя по отзывам школьников, им в университете понравилось многое. Трудно сказать – вот это было более интересным, это менее. Мы же со своей стороны предложили ребятам за три дня охватить как можно больше направлений студенческой жизни, но руководствуясь их желаниями. В итоге у нас получилось некое разделение "тест-драйверов" по направлениям подготовки: желтый цвет - у тех, кто определил для себя гуманитарное направление, синий - у инженеров, экономисты были одеты в футболки красного цвета и школьники, выбравшие естественнонаучное, математическое направление, примерили футболки зеленого цвета. Эти четыре цвета знаний и определили тот перечень основных лекций, практик, лабораторных работ и других мероприятий, которые посетила та или иная команда.
Более того, мы осознанно перемешивали занятия, то есть гуманитарии, например, посещали пары и ходили на экскурсии в институты с технической направленностью, "технари" знакомились с экономическим направлением подготовки и т.д. Были и единые для всех мероприятия: игра зачисление в университет, в ходе которой ребята прошли весь путь подачи документов в вуз, который обычно проделывают абитуриенты, за исключением, пожалуй, дистанционного (предстоящая приемная кампания в УрФУ предполагает и такой вид подачи документов - теперь не обязательно ехать в университет, с 1 июня можно подать документы онлайн).
Кроме того, мы провели единый спортивный праздник и познакомили школьников со спортивными возможностями нашего вуза. Спорт в университете традиционно сильная сторона, одно перечисление выдающихся имен всемирно известных спортсменов, которые окончили или еще учатся в Уральском федеральном - Константин Цзю, Антон Шипулин, Павел Дацюк, Егор Мехонцев, список можно продолжать - вызвали у старшеклассников бурю эмоций. Я читал некоторые отзывы ребят, где они высказывались, что после такой звездной презентации непременно должны поступить в этот институт или серьезно заняться спортом. И подобное можно было прочитать в блогах "тест-драйверов" практически после каждой экскурсии, лекции, презентации. Уверен, что багаж знаний, с которым они приехали в УрФУ, существенно потяжелел после этих трех дней.
- Помог ли проект старшеклассникам определиться со своей будущей специализацией?
- Нам бы, конечно, хотелось, чтобы по окончании проекта школьники с твердой уверенностью заявили, что пойдут учиться именно в этот институт университета, именно на это направление. Но мы также отдаем себе отчет в том, что не каждый из 320 школьников, приехавших на тест-драйв, точно будет поступать в УрФУ, хотя и очень на это надеемся. Ведь, повторюсь, на проект заявились одни из самых ярких представителей школьной молодежи Большого Урала и Казахстана.
Данный проект уникален еще и тем, что, хоть он и родился и реализовывается в нашем вузе, рассчитан на все университетское пространство региона. Мы лишь знакомим старшеклассников с университетом, даем им попробовать на деле кусочек студенческой жизни, а куда они будут поступать, что выберут для себя - дело каждого. УрФУ должен готовить лучших специалистов для всей страны.
Здесь также надо заметить, что участники тест-драйва при регистрации определяли для себя то направление, которое им ближе (мы уже говорили про цветовую гамму), то есть ребята в большинстве своем уже видят себя в той или иной области, мы лишь попытались раскрыть двери пошире… Кто-то утвердился в своем выборе будущей профессии, кто-то и передумал - такое тоже встречалось.
- Каков итог импровизированного выпускного экзамена, который провели для участников акции?
- В течение трех дней каждая команда и каждый школьник получали баллы за успешно выполненное задание, в итоге определились победители. Лучших выявили и по направлениям подготовки. Все как в реальной учебе. Как это бывает в жизни – кто-то был чуть напористей, чуточку внимательней, активнее, чаще выступал… Одним словом, среди лучших были отличники. Их мы наградили призами на финальной церемонии. Кстати, команды из Екатеринбурга не везде и не во всем лидеры.
- Повлияет ли участие ребят в тест-драйве на их шансы при поступлении в УрФУ этим летом?
- Мы, безусловно, отметили для себя лучших и будем стараться "затягивать" их к нам. Но никаких льгот за участие в акции им предоставлено не будет, главное все равно - это результаты ЕГЭ. А "поблажки" при поступлении строго определены законом. Хотя, конечно же, преподаватели запомнили многих ребят. Если они встретятся 1 сентября, думаю, это будет радостная встреча. Естественно, мы пообещали им хорошие условия обучения. В частности, тем, кто поступит на инженерные и естественнонаучные направления с баллом по ЕГЭ 250 и выше, а на гуманитарные с баллом 290 и выше, будет положена стипендия в 10 тысяч рублей с первого семестра. Поверьте, у участников "Тест-драйва" есть все шансы! Это очень талантливые ребята.
- Сообщалось, что для всех ребят была запланирована экскурсия по городу. Пришелся ли Екатеринбург им по душе, ведь многие ребята оказались здесь впервые?
- Ребята были в восторге, особенно те, кто приехал в Екатеринбург с отдаленных территорий, из небольших населенных пунктов. Впечатлились городом и учителя, сопровождающие ребят. Многие из них либо очень редко выбираются в столицу Урала, либо не были никогда. К тому же, наши экскурсии проводили прекрасно знающие город и его историю люди - преподаватели Института гуманитарных наук и искусств УрФУ и даже сам первый проректор Дмитрий Витальевич Бугров. В его экскурсионном автобусе были команды из Степногорска (Казахстан) и Челябинской области.
- Каков объем финансирования проекта? Значительная ли это сумма для университета?
- Достаточно университет потратил денег на этот проект или нет, станет ясно уже через пару месяцев - в период приемной кампании. Если большинство из тех, кто участвовал в проекте, поступят к нам, значит, все было просчитано верно. Но вообще нужно говорить не о денежном эквиваленте затрат, а о человеческих затратах и нагрузке на инфраструктуру. Участники тест-драйва смогли посетить более 30 лекций, практических занятий, семинаров, презентаций, экскурсий, в которых было задействовано порядка 100 преподавателей, аспирантов и студентов-старшекурсников. Около 200 волонтеров из числа студентов университета помогали организаторам в проведении этой масштабной акции, включая 76 шефов, которые практически 24 часа в сутки находились с командами, помогая им ориентироваться в университете и насыщенном расписании.
Но не только студенты и профессорско-преподавательский состав взаимодействовали с ребятами. Хозяйственные службы, которые были привлечены к проекту, вели свое общение со школьниками, практически не отрываясь от своих прямых обязанностей - преподаватели читали лекции для студентов (пары никто не отменял), столовые продолжали обслуживать многотысячное университетское сообщество, из общежитий никого не выселяли, чтобы освободить места. Одним словом, жизнь текла своим обычным порядком. Мы не пытались приукрасить нашу действительность, пытались показать ребятам то, что они реально увидят, поступив к нам. Хотя, конечно, некоторые неудобства пришлось испытать.
- Можно ли рассчитывать на то, что "тест-драйв" станет ежегодным мероприятием? Планируется ли в этом случае увеличить количество участников проекта?
- А мы уже строим планы на следующий год! Сейчас активно обсуждаем, как проект развивать. В частности, отдельно будем прорабатывать блок, связанный с участием учителей. Многие из приехавших с ребятами педагоги посетили третий конгресс учителей, который два раза в год проводит Уральский федеральный. Но главная задача их была все-таки связана с сопровождением ребят - они несли ответственность за их здоровье. Думаю, надо будет отвести им более активную роль в следующий раз.
- Понятно, что ребятам было грустно разъезжаться, а с какими чувствами университет расставался с ними?
- Конечно же, напряжение спало, когда мы проводили последнюю команду. К счастью, все прошло без эксцессов. Но очень быстро наши сотрудники поняли, что как-то резко все оборвалось, многие "сроднились" с проектом, поэтому университет объявил третий этап "Тест-драйва"!
Мы предложили ребятам собрать в своих школах старшеклассников и рассказать им о своей поездке в УрФУ, презентовать возможности университета, поделиться с ними своим теперь уже по-настоящему студенческим опытом. С 20 по 30 апреля они снова будут выкладывать на сайт акции www.testdrive.urfu.ru свои презентации, потом их оценит экспертное жюри. 15 мая мы назовем лучшие команды третьего заочного этапа. А когда стартует приемная кампания, мы пригласим ребят в университет и наградим их. Так что, снова до встречи в Уральском федеральном!