Эксклюзив 28 июля 2020 г. 09:31

Руководитель отдела криминалистики Уральского СУ на транспорте СКР Николай Сидоров:

"Зона ответственности нашего управления превышает вместе взятые земли Германии, Франции, Великобритании и Испании"

"Зона ответственности нашего управления превышает вместе взятые земли Германии, Франции, Великобритании и Испании"
Фото Ольги Карповой, информационное агентство "Интерфакс-Урал"

25 июля сотрудники следственных органов России отметили профессиональный праздник. "Интерфакс" попросил руководителя отдела криминалистики Уральского следственного управления (СУ) на транспорте СКР Николая Сидорова рассказать о тонкостях профессии следователя-криминалиста, специфике территории и расследовании авиационных происшествий.

- Николай Геннадьевич, как давно вы работаете в следственных органах?

- В следственных органах работаю почти 20 лет, с 2001 года. Из них около 10 лет – в криминалистике.

- Почему выбрали такую профессию?

- Учась в Уральской государственной юридической академии (УрГЮА), я даже и не думал о другой профессии. Всегда хотел быть следователем, расследовать уголовные дела. Поэтому, еще будучи студентом пятого курса академии, пошел работать следователем прокуратуры Орджоникидзевского района Екатеринбурга – самого криминального и густонаселенного района города. В первый же день мне поручили расследование 12 уголовных дел. Порой приходилось буквально жить на работе, чтобы вовремя и качественно их расследовать.

Затем работал в областной прокуратуре и следственном отделе по Ленинскому району Екатеринбурга регионального СКР. В 2010 году перешел в Уральское следственное управление на транспорте СКР, где работаю до сих пор.

- В зоне ответственности управления довольно обширная территория. В чем ее специфика?

- Действительно, зона ответственности нашего управления достаточно обширна: полностью восемь субъектов РФ и частично еще пять в границах Свердловской и Южно-Уральской железных дорог. По своим масштабам эта территория превышает вместе взятые земли Германии, Франции, Великобритании и Испании.

Кроме того, на территории Уральского транспортного региона функционируют 11 крупных речных портов и 29 аэропортов, среди них - 12 международных и восемь федеральных. Также здесь сосредоточено около половины гражданского вертолетного парка страны, основная часть которого эксплуатируется в труднодоступных местах Полярного Урала.

Про нашу специфику можно еще долго рассказывать. Приведу простой пример. В 2016 году произошла авиакатастрофа с вертолетом Robinson R-66 на острове Белый в Ямало-Ненецком автономном округе. Он расположен в Карском море, до Екатеринбурга от него по прямой две тысячи километров. Это значительно дальше, чем, например, до Москвы, Астрахани или границы с Белоруссией. Но следователь-криминалист смог добраться на место происшествия в течение суток.

В феврале этого года наш следователь-криминалист также выезжал недалеко от этого места – в ямальский поселок Сабетта, где произошла катастрофа с вертолетом Ми-8, в которой погибли два человека – командир воздушного судна и бортмеханик.

- Расскажите, пожалуйста, о результатах расследования по данному инциденту. Какая работа уже проделана, что удалось установить?

- В ходе расследования уголовного дела было установлено, что во время возвращения вертолета в поселок Сабетта с посадочной площадки Лескино, расположенной на полуострове Гыдан в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, ухудшилась погода. Диспетчер предупредил об этом экипаж. Но он принял решение продолжить полет до пункта назначения. Посадка осуществлялась в неблагоприятных погодных условиях, в 500 метрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта Сабетта. В результате воздушное судно перевернулось и разрушилось, а кабина заполнилась снегом. Погибли, как я уже говорил, два человека. Согласно заключениям экспертов, смерть их наступила в результате механической асфиксии от сдавления органов грудной клетки.

Также было установлено, что вертолет был взят в лизинг и имел действующий сертификат летной годности, а экипаж Ми-8 имел необходимые допуски. Запас топлива у вертолета был достаточный.

В настоящее время расследование уголовного дела продолжается. Причины происшествия устанавливает комиссия Международного авиационного комитета.

- В апреле текущего года было еще одно авиационное происшествие на Ямале – с вертолетом Ми-26Т. Как продвигается расследование этого дела?

- Действительно, утром 25 апреля в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа совершил жесткую посадку вертолет Ми-26Т авиакомпании "Абакан Эйр", следовавший по маршруту "пгт Уренгой - месторождение Ванкор". Вертолет был разрушен, находившиеся на борту выжили, но получили различные травмы.

В ходе расследования происшествия установлено, что во время полета экипаж Ми-26Т заметил технические неполадки в левом двигателе, после чего командир воздушного судна решил приземлиться на ближайшую площадку - "Ротор 40" Русского газопромыслового месторождения. Однако вертолет не долетел до нее 20 метров - произошло касание хвостовой балки о снег и последующее заваливание воздушного судна на правый борт. Предварительный ущерб - более 376 млн рублей.

- В первом полугодии управлением были организованы проверки по фактам вынужденных посадок самолетов "Уральских авиалиний" и "Ютэйр"? Можете озвучить их результаты?

- По всем случаям были приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку воздушные суда возвращались в аэропорт вылета из-за сигналов о технической неисправности. Это абсолютно обоснованно, так как жизнь и здоровье людей всегда в приоритете. Вопросами ложного срабатывания датчиков занимаются органы Росавиации.

- Повлияли ли "коронавирусные" ограничения на число авиационных происшествий? Или статистика осталась на уровне прошлых лет?

- Нет, за период так называемых "коронавирусных" ограничений у нас произошло два авиационных происшествия – с вертолетом Ми-26Т на Ямале и с дельталетом в Пермском крае. В аналогичный период прошлого года - одно.

Но хочу все же отметить, что в последние годы наблюдается тенденция хоть к небольшому, но снижению числа авиационных происшествий в Уральском транспортном регионе.

- В прошлом году на Ямале велись поиски вертолета, который вылетел с территории производственной базы "Полярный экспресс", расположенной в поселке Коротчаево, в направлении поселка Дудинка, и пропал. Позже под Дудинкой нашли его обломки. Насколько типичны для северных территорий (ХМАО и ЯНАО) случаи, когда воздушные суда совершают несанкционированные полеты? Часто ли об этом становится известно следственным органам? Как бороться с этим явлением?

- К сожалению, так называемые бесконтрольные полеты самолетов и вертолетов в местах с малой численностью населения не являются единичными. Пилоты зачастую летают на откровенном хламе, собранном непонятно из чего, и не извещают оператора воздушного движения о своем полете. А небо, как известно, не прощает таких ошибок, поэтому все заканчивается трагически.

Показательный пример с вертолетом Ми-2, который произошел в 2014 году на Ямале. Воздушное судно разбилось при взлете с берега ямальского озера Кумалито (Пуровский район), погибли два человека – пилот и пассажир.

Мы установили, что пилот приобрел восстановленный после списания вертолет и четыре года несанкционированно на нем летал, испытывая судьбу. Вертолет нигде не был зарегистрирован, а сам он на летчика официально никогда не учился.

Как можно предотвратить такие трагедии? Здесь все, как и с автомобилями: необходимо сначала выучиться на пилота, затем приобрести либо взять в аренду исправное воздушное судно, и только после этого приступать к полетам, соблюдая существующие правила использования воздушного пространства.

- По вашим наблюдениям, чаще всего происшествия происходят в какое-то определенное время года? Есть понятие "сезонности"?

- Время года, безусловно, влияет на те или иные происшествия, а особенно на их последствия. Значительно сложнее пилотам летать в плохих метеоусловиях, которые обычно бывают поздней осенью, ранней весной или в зимний период. Все это, конечно, повышает риск возникновения происшествий.

Для водных судов – это период с весны по осень, когда идет навигация.

Что касается железнодорожного транспорта, то в текущем году, к примеру, наибольшее количество случаев травмирования граждан поездами произошло в вечернее время. Среди дней недели лидирует воскресенье.

- Фиксируете ли вы рост травматизма на железнодорожном транспорте?

- Нет, на сегодняшний день число травмированных железнодорожными составами людей несколько ниже цифр аналогичного периода прошлого года.

- Люди попадают под колеса поезда по простой беспечности? Или все дело в несовершенстве инфраструктуры?

- К сожалению, очень многие пренебрегают правилами безопасности. Не поезд приезжает к людям домой, а они приходят на железную дорогу и переходят там, где им удобно, а не там, где безопасно, перебегают перед приближающимся поездом, надеясь на авось. А поезд идет по рельсам, он не может, в отличие от машины, свернуть влево или вправо, он не может быстро остановиться, как бы ни старался машинист.

- Много ли среди травмированных зацеперов и тех, кто делает селфи?

- Нет, это, скорее, единичные случаи. Чаще всего подростки погибают или получают серьезные травмы просто из развлечения. Решают побегать по вагонам, подурачиться, показать свою удаль.

Для сокращения подобных инцидентов Свердловская железной дорога сейчас прорабатывает вопрос установки специальных устройств, препятствующих подъем на крыши старых вагонов. В новых вагонах подобные вещи уже предусмотрены – в них используются выдвижные или утопленные лестницы.

- Есть участки, где наиболее часто травмируются люди?

- В Свердловской области – это перегоны "Каменск-Уральский – УАЗ", "Подволошная-Первоуральск", в Курганской – "Курган – Утяг", в Челябинской – станции Гумбейка и Тамерлан, в Тюменской – станция "Подъем", в Пермском крае – "Бахаревка- Пермь-2".

Возьмем станцию "Подволошную" около Первоуральска. Для пешеходов там созданы все условия для безопасного перехода - оборудован мост, но люди все равно ходят по путям. Или перегон "Каменск-Уральский – УАЗ" – есть оборудованный переход, но многие садоводы предпочитают ему "народные тропы".

- Есть варианты решения проблемы?

- На сегодняшний день делается многое для создания безопасных условий пересечения железнодорожных путей. В частности, железной дорогой и органами власти на травмоопасных участках устанавливаются ограждения, обустраиваются переходы, делаются разрывы в грузовых составах при длительных стоянках в населенных пунктах.

Скажу больше, в июне прошлого года нашим управлением была создана рабочая группа для совместной работы органов и предприятий в сфере транспорта для обеспечения безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры. Уже есть конкретные результаты ее работы. В частности, реализуется ряд мер по травмоопасным участкам в районе станций Григорьевская в Пермском крае, Гумбейка и Тамерлан в Челябинской области, перегонах "Каменск-Уральский – УАЗ" "Подволошная – Первоуральск" в Свердловской области, станции Подъем в Тюменской области и ряду других.

Но главное все-таки – это безукоснительное соблюдение правил поведения на железной дороге.

- С какими сложностями приходится сталкиваться следователям и криминалистам при расследовании авиационных и железнодорожных происшествий?

- Если рассматривать авиационные происшествия, то на тот же Полярный Урал не так просто добраться. В 2014 году следственной группе на место крушения вертолета Ми-2 на Ямале, о котором я рассказывал, пришлось добираться тремя видами транспорта. Сначала железнодорожным, потом вездеходным, потом вертолетами.

Прибыв на место происшествия, мы столкнулись с еще одной сложностью - вертолет вмерз в ледяную поверхность, а большая часть воздушного судна, в том числе, системы управления, находились под водой. Подъем вертолета с помощью тяжелой техники был исключен в силу тонкого льда и опасности его поломки. Подъем вертолета с помощью более тяжелых вертолетов также исключался, так как после нахождения в озере его масса кратно увеличилась и выходила за пределы возможной к подъему.

В итоге произвести осмотр места крушения и получить первоначальные данные о произошедшем удалось лишь на пятые сутки расследования, а сам осмотр занял несколько дней.

Кроме того, довольно часто воздушные суда разбиваются в лесистой или болотистой местности, чтобы добраться до места крушения, следователям приходится не один пуд соли съесть. Например, случай с Ан-2 под Серовом, который разбился в болоте. Добираться до него пришлось на спецтехнике, один из членов группы, не из числа сотрудников Следственного комитета, чуть отступил и провалился по пояс в болото и едва не оставил там сапоги.

В целом же работать приходится в любых погодных условиях (зной, дождь, снег, метель) и не один день.

Очень помогают в работе беспилотники и различные технические средства, например, 3D-панорамное фотографирование. Первые, к примеру, позволяют оперативно зафиксировать на видео все обломки на большой территории, так как в нашей работе важны любые мелочи, в том числе очень значимо, где воздушное судно допустило первое касание с землей.

Что касается происшествий на железнодорожном транспорте, то тут следователю и криминалисту очень важно в сжатые сроки зафиксировать состояние путей, вагонов и других элементов инфраструктуры. Поскольку железной дороге очень важно оперативно восстановить движение, так как каждый час простоя стоит денег. Тут на помощь нам приходит 3D-панорамное фотографирование, с помощью которого мы также фиксируем все детали.

- При таких условиях наверняка в управлении работают только те, кто по-настоящему любят свою работу и предан делу?

- Безусловно, случайных людей в такой профессии нет.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще