Урал / Эксклюзив 23 июля 2015 г. 17:25

Руководитель Свердловского УФАС Д.Шалабодов: "Конкуренция - это соперничество, и наша задача - создать такую ситуацию на рынке"

Руководитель Свердловского УФАС Д.Шалабодов: "Конкуренция - это соперничество, и наша задача - создать такую ситуацию на рынке"

            Перед Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России стоит множество задач, территориальные органы ведомства решают их в ежедневном режиме. В поле зрения ФАС попадает достаточно большой спектр вопросов, в том числе, антимонопольное регулирование, контроль за проведением госзакупок, а также рынком рекламы, выявление фактов недобросовестной конкуренции. В интервью информационному агентству "Интерфакс-Урал" руководитель Управления ФАС по Свердловской области Дмитрий Шалабодов рассказал, как в настоящее время выглядит конкурентная среда в регионе, а также о ситуации с ценами на продукты питания и топливо.

            - Дмитрий Валерьевич, как можно оценить состояние конкурентной среды в Свердловской области в настоящее время?

            - Говоря о ситуации, я бы сказал так: в Свердловской области еще есть над чем работать, потому что абсолютной конкуренции, конечно же, нет и не может быть, наверное, никогда, но мы должны к этому стремиться. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы потребители товаров, работ и услуг получали лучшие услуги и товары за меньшие деньги, имея при этом выбор.

            Федеральная антимонопольная служба ежегодно готовит рейтинг регионов России по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды. По итогам 2014 года Свердловская область заняла в нем 16-е место. Хорошее это место или плохое? Если оценивать среди экономически сильных регионов - то, наверное, не такое и хорошее, нам есть к чему стремиться. Но если говорить о том, что в РФ 85 регионов, то 16-е место получается довольно высоким. При этом среди регионов Уральского федерального округа Свердловская область занимает в данном рейтинге первое место.

            - На каких рынках, на Ваш взгляд, необходимо развивать конкуренцию в первую очередь?

            - Сразу хочу сказать, что Свердловским УФАС подготовлен ряд предложений о том, на каких рынках, как мы считаем, необходимо развивать конкуренцию в регионе. Я надеюсь, что они станут частью "дорожной карты" Свердловской области. Буквально месяц назад состоялся координационный совет по развитию конкуренции, на котором были определены приоритетные направления этой работы.

            Во-первых, мы намерены способствовать развитию рынка негосударственного дошкольного образования, проще говоря, частным детским садам. Это необходимо как раз для того, чтобы у нас, как у потребителей этой услуги, был выбор.

            Во-вторых, нам необходимо развивать рынок строительства. На нем складывается ситуация, когда стоимость жилья у разных застройщиков варьируется примерно на одном уровне и, при снижении на него спроса, она не становится меньше. Законы рынка практически не действуют, то есть, чем меньше спрос, тем большая должна быть вероятность снижения цены. У нас этого не происходит, здесь нам есть над чем работать.

            Помимо этого Урал, как известно, является опорным краем державы, в том числе и из-за большой концентрации промышленных предприятий. Таким образом, еще один рынок, на котором нам предстоит провести большой пласт работы по развитию конкуренции, это рынок промышленности.

            Изначально мы должны понимать, какая продукция конкурентоспособная выпускается предприятиями Свердловской области, далее мы должны понимать ту потребность в этой продукции, которая имеется у предприятий не только Свердловской области, но и других регионов РФ. После этого должно быть понимание того, каким образом необходимо оказывать меры государственной поддержки, либо предоставление преференций этим предприятиям с тем, чтобы выпускаемая ими продукция была конкурентоспособной на рынке, чтобы она смогла заместить импортную.

            Кроме того рынок, по которому сейчас мы тоже даем предложения для включения в программу, это - рынок широкополосного доступа (ШПД) в интернет. Да, мы прекрасно понимаем, если у нас в доме будет не один оператор, а хотя бы два, то они начнут конкурировать за потребителя. Следовательно, мы должны прийти к тому, что нам опять же за меньшие деньги будут предлагать равные по весу услуги, либо все-таки кто-то будет предлагать более качественную услугу.

            Вообще, конкуренция, это - соперничество, и наша задача - создать такую ситуацию на рынке, чтобы хозяйствующие субъекты соперничали.

            - На каких рынках наиболее ярко выражена конкуренция?

            - Например, доступ к услугам интернет. Огромное количество жалоб мы сейчас рассматриваем на действие управляющих компаний (УК) или товариществ собственников жилья (ТСЖ), которые ограничивают доступ операторов связи в многоквартирные дома.

            Ситуация такова, что почему-то УК и ТСЖ считают, что если у них один оператор связи в доме есть, то этого достаточно, тем самым не считаясь с мнением жильцов. Для нас достаточно одного заявления от жителя многоквартирного дома о подключении к сети иного оператора связи, если такая жалоба операторов связи поступает, то мы рассматриваем дело о нарушении УК и ТСЖ антимонопольного законодательства, которое выражается в отказе в допуске оператора связи в дом, размещении там оборудования, которое используется для организации точки доступа связи.

            - Дмитрий Валерьевич, возглавив Управление в декабре прошлого года, Вы говорили, что главной задачей является развитие конкуренции в регионе во всех направлениях, а не только в сфере государственных и муниципальных закупок. Удается реализовывать эту задачу?

            - Да, хочу отметить, что, допустим, на рынке автомобильных перевозок и на рынке доступа в интернет мы уже довольно серьезно продвинулись. У нас отправным моментом для развития конкуренции должна служить программа развития конкуренции в Свердловской области, которую мы планируем до 1 августа доработать и представить в правительство на утверждение. Проект программы был рассмотрен на заседании координационного совета, о котором я говорил выше, в конце июня.

            В данной программе мы четко описываем, какие рынки будем развивать, у нас прописаны ответственные исполнители. В рамках планируемых мероприятий у нас определены цели, задачи, целевые показатели развития конкуренции. Причем целевые показатели выражены в конкретных значениях. Например, у нас количество многоквартирных домов, которые подключены к интернету с двумя провайдерами, должно увеличиться до 60% за два года реализации программы. Срок реализации этого плана - 2015-2016 годы, но мероприятия могут быть со сроком реализации один год, так и два. Все зависит от конкретной сферы деятельности хозяйствующих субъектов.

            - На какие нарушения чаще всего поступают жалобы в Управление? Кто к Вам обращается чаще - физические или юридические лица?

            - За первое полугодие текущего года в управление поступило порядка 200 жалоб на рассылку смс-сообщений, то есть, это жалобы на нарушение законодательства о рекламе.

            Также к нам поступило довольно большое количество жалоб на нарушение законодательства при продаже полисов ОСАГО компанией "Росгосстрах". В отношении этой компании было возбуждено дело, по результатам рассмотрения которого был наложен административный штраф.

            Помимо этого могу отметить значительное количество жалоб, которые поступают на отказ сетевых компаний по технологическому присоединению к газовым сетям, теплосетям. За прошедшие полгода мы выдали 26 предупреждений компаниям и возбудили 6 дел за отказ выдачи технических условий или за отказ фактического технологического присоединения к сетям заявителей.

            Если говорить о том, кто к нам чаще обращается, то это, конечно, физические лица. Обратиться к нам можно придя лично, либо через форму на сайте Управления, через сайт госуслуг, можно написать жалобу в письменной форме и принести к нам или отправить по почте, кроме того, три раза в неделю я провожу личный прием.

            В большинстве случаев жалобы к нам приходят в письменной форме.

            - Сколько было всего обращений за полугодие?

            - Если говорить об итогах полугодия, то по нарушениям антимонопольного законодательства по технологическому присоединению у нас было рассмотрено 560 обращений. Практически 361 обращение поступило по нарушению законодательства о рекламе, возбуждено 149 дел, 7 из них мы возбудили по неэтичной рекламе.

            Кроме того 460 жалоб поступило к нам по нарушениям проведения закупок по 44-му федеральному закону, но радует, что это количество на 20% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.

            - Сколько штрафов и на какую сумму наложило ведомство за первое полугодие текущего года, в каких сферах чаще нарушают антимонопольное законодательство компании?

            - За полугодие мы наложили штрафов на 133 млн рублей, уже взыскано 3,8 млн рублей. Из них 520 тыс. рублей - за нарушение законодательства о закупках, 1,28 млн - реклама, остальное - антимонопольное законодательство.

            Надо понимать, что все штрафы, которые были нами наложены, обжалуются в судах, а они могут как отменять наши штрафы, так и пересматривать их в сторону снижения. Вообще на самом деле активно используемая в настоящее время судами практика это - снижение сумм штрафов с учетом экономической ситуации и с учетом экономического состояния предприятий.

            По итогам полугодия 74% наших решений судами были оставлены в силе. За 2014 год этот процент был больше - 83%. Тенденция такова, что сейчас суды меньше оставляют в силе наших решений, причем 90% отмененных судами решений, это дела о включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков.

            Здесь бы я хотел уточнить, что УФАС принимает решение о включении той или иной компании в реестр недобросовестных поставщиков в соответствие с законодательством по формальным признакам, а суды исходят из того, что мы, принимая решения, должны доказать виновность компаний в том, что они не заключили контракт, а также учитывать сложившиеся экономические обстоятельства.

            Суды очень лояльно относятся к тем, кто нами включен в реестр недобросовестных поставщиков. Мы свою позицию откорректировали с учетом позиции судов при принятии решения о включении в реестр, но, к сожалению, сейчас в судах рассматриваются решения, которые были приняты еще в 2014 году, поэтому эффект от корректировки нашей позиции появится только в 2016 году. Наши новые решения о включении в реестр практически не отменяются, потому что мы включаем в реестр только те компании, которые действительно сами отказались от выполнения контрактов. С нового года мы включили в реестр 41 компанию.

            - Поступают ли в УФАС жалобы на завышенные цены на продукты, проводятся ли в настоящее время на их основании проверки? Как антимонопольный орган следит за изменением цен?

            - С начала года поступило порядка 120 жалоб на повышение цены на продукты питания. Мы с вами прекрасно помним, что основной скачок цен был зафиксирован в конце января - феврале, там были довольно серьезные темпы роста цен, особенно на плодоовощную продукцию, к чему привел ряд факторов, от экономического кризиса до сезонности.

            Цены на продукты питания в Свердловской области стабилизировались, а на некоторые виды товаров даже снизились. Так, например, если сравнить цены на свинину в январе и июле текущего года, то сейчас она подешевела на 9%, также существенно снизилась цена на капусту.

            В настоящее время мы получаем максимум одну жалобу в неделю на повышение цен, фактически можно говорить о том, что население адаптировалось к сложившимся на рынке ценам, их роста не происходит. Сейчас мониторинг рынка продуктов мы не проводим в связи со стабилизацией ситуации.

            - Как складывается ситуация в регионе на рынке топлива, не отмечается ли повышение цен на данный товар. Продолжает ли вести УФАС мониторинг за состоянием цен на бензин, как они изменились с начала текущего года, наблюдается ли их рост, если да то насколько?

            - Мы продолжаем вести мониторинг рынка бензина в еженедельном режиме.

            Если посмотреть на изменение цен на бензин с января к июню, то мы увидим, что например, в Екатеринбурге, произошло снижение средней цены на бензин марки АИ-92 на 0,98%, на АИ-95 средняя цена снизилась на 2,9%, на дизельное топливо также произошло снижение, хоть и не столь существенное, на 0,2%. А если сравнивать июнь 2015 года с августом прошлого года, то по бензинам АИ-92 произошло повышение цены на 1,8%, по дизтопливу - на 4,97%, цена бензина АИ-95 снизилась на 0,17%.

            Здесь важно отметить, что мы проводим мониторинг трех крупных сетей автозаправочных станций, которые работают на территории Свердловской области. И, например, заправляясь на одной и той же заправке, можно наблюдать рост цен, при этом, на заправке другой компании цена может снижаться. Мы берем среднюю цену, и для того, чтобы объективно увидеть то, как она меняется, необходимо просто заправиться на другой станции, тогда вы увидите, что там цены дешевле или дороже - в этом как раз и есть смысл конкуренции.

            Многие говорят: а мы не заметили снижения цен. Но если на одной и той же заправке заправляться, то снижение цены сложно заметить. Здесь ситуация именно такая, что мы говорим: да есть объективное снижение цены за полгода.

            Жалоб на компании к нам не поступало.

            - Осложнило ли введение экономических санкций работу свердловским антимонопольным структурам?

            - Влияние санкций есть, иначе не было бы курса на импортозамещение.

            Мы скорректировали свою работу в части исполнения указа о введении ограничительных мер. В рамках выполнения этого указа мы обратили свое внимание и усилили работу по неконтролируемому, не мотивируемому росту цен на продукты питания. Этот период был с августа прошлого года до начала июня, когда ситуация у нас стабилизировалась в части роста либо резкого снижения цен на продукты питания.

            Вообще, если раньше у поставщиков и торговых сетей была какая-то неопределенность, и они не знали, чего ожидать, какое будет соотношение рубля и иностранных валют, то сейчас есть уже некая определенность, некое понимание, и фактически тренд снижения цены - это показатель понимания рынка, предсказуемости рынка. Это показатель того, что наши сети нашли новых поставщиков, которые заместили те объемы продуктов питания, которые поставлялись из стран, попавших под ограничительные меры РФ.

            Фактически сейчас можно говорить о том, что у нас уже точно не будет резкого, необоснованного роста цен, в том числе и на продукты питания, у нас не будет товарного дефицита, потому что если кто-то ушел с рынка, то его место занимают другие компании.

            Очень острая была ситуация в октябре-ноябре прошлого года, когда старые контракты были практически разорваны у поставщиков продуктов, новые подписаны, но их исполнению мешали логистические проблемы. В настоящее время работа выстроена и мы, заходя в магазин, видим широкий ассортимент товаров, полки не пустые и цены стали адекватными.

            - Как Вы можете оценить ситуацию на рынке госзаказов в регионе? Какие нарушения в этой сфере наиболее частые? Сколько их было зафиксировано с начала текущего года?

            - Рынок госзаказа является коррупциногенным, все обращают пристальное внимание на процедуры закупок, которые проводятся для нужд Федерации, субъекта, муниципалитета - общественный контроль очень активно работает. Они оценивают закупки, которые проводятся органами власти, в том числе и с точки зрения необходимости самой закупки, а мы смотрим только за процедурой проведения торгов.

            Как я уже говорил, к нам за первое полугодие поступило порядка 460 жалоб, часть была отозвана самими заявителями, часть мы возвратили из-за неправильного оформления. Всего мы рассмотрели 312 жалоб. Примерно 33% из них были признаны обоснованными либо частично обоснованными, хуже всего ситуация обстоит с закупками в муниципалитетах. Лучше всего - в субъекте (Федерации - ИФ).

            - А почему, на Ваш взгляд, складывается такая ситуация в муниципалитетах?

            - Понятно, что необходимо работать над профессиональным уровнем как заказчика, так и членов их комиссии. Наверное, не всегда есть возможность качественно готовить, обучать, проводить переподготовку членов комиссии, поэтому они совершают нарушения. На самом деле, это банальное незнание ситуации, незнание законов. Необходимо правовую культуру и правовую грамотность организаторов торгов и членов комиссии повышать.

            Мы возбудили с начала года порядка 230 дел об административных нарушениях по закупкам в отношении как заказчиков, так и членов комиссий.

            Самый большой блок нарушений, порядка 70 дел, это - нарушения, касающиеся неверного определения победителя. То есть члены комиссии либо допустили того участника, который не соответствовал требованиям, либо наоборот, не допустили того, кто соответствовал требованиям. Это как раз процедура принятия решения, неверная оценка норм закона.

            Кроме того, порядка 70 дел было возбуждено по формального рода нарушениям, связанным либо с неразмещением информации о закупке, либо с ее неразмещением в установленные сроки в единой информационной системе.

            Для примера: по итогам 2014 года мы рассмотрели 2,5 тыс. жалоб по госзакупкам - на наш взгляд, такое значительное количество как раз связано с недостаточной квалификацией членов комиссии и участников закупки. Они ведут за собой огромное количество жалоб, бывает по одному и тому же аукциону поступает до десятка жалоб.

            Мы в настоящее время реализуем задачу, которая как раз направлена на повышение грамотности участников проведения закупочных процедур. Так, в апреле текущего года совместно с Уральским государственным экономическим университетом мы открыли кафедру антимонопольного регулирования. Одна из задач, кроме обучения студентов, это создание центра компетенций, который будет фактически реализовывать образовательные программы для лиц, являющихся участниками закупок, чтобы повысить их правовую культуру, квалификацию и, таким образом, снизить количество жалоб и обращений в ФАС по формальным основаниям.

            - Что происходит на рынке рекламы Свердловской области в настоящее время?

            - В этом полугодии мы возбудили уже 149 дел, из этих дел у нас практически три четверти - это смс-сообщения, с ними сложная и длительная работа, но мы все равно к результату приходим. Большой блок нарушений в части ненадлежащей рекламы, а также умалчивании и утаивании существенной информации.

            - Какие изменения в антимонопольном законодательстве ждут нас в ближайшее время? Как они могут отразиться на работе управления?

            - С 10 января 2016 года вступают существенные изменения в закон "О защите конкуренции". Они выражаются в том, что вводится административная процедура рассмотрения ФАС обращений на действия органов власти и органов местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство, то есть, отказы на выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.

            Это будет административно короткая процедура - по аналогии такая же, как размещение закупок - семь дней. Проверяем мы формально - только наличие необходимых документов, а не их суть. В том числе смотрим на наличие документа, соответствие его закону и соответствие действий должностного лица регламентным процедурам, которые у него установлены. Если он в течение двух недель обязан выдать разрешение на строительство при наличии всех документов, значит, он должен это сделать. Причем, санкция за нарушение для должностного лица установлена очень серьезная. Первое нарушение - штраф в размере 5 тыс. рублей, следующая санкция - это штраф от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификация с должности до 2 лет.

            Также мы будем рассматривать и отказ в выдаче технических условий компаниями коммунального комплекса. Эта процедура будет такая же короткая - семь дней, и мы выдаем обязательное для исполнения предписание.

            Кроме того неделю назад Минюстом был зарегистрирован приказ ФАС России, которым на нас возложено ведение реестра недобросовестных участников земельных аукционов.