Урал / Эксклюзив 17 февраля 2016 г. 16:03

Руководитель УФАС по Челябинской области А.Козлова: "В Челябинской области выполняется почти 95% выданных предупреждений"

Руководитель УФАС по Челябинской области А.Козлова: "В Челябинской области выполняется почти 95% выданных предупреждений"

            В 2015 году антимонопольному регулированию в России исполнилось 25 лет. Юбилейный год ознаменовался рядом мероприятий антимонопольной службы, в первую очередь, направленных на адвокатирование конкуренции и разъяснительную работу. 2016 год обещает быть не менее насыщенным: ФАС начала работу под знаком "четвертого антимонопольного пакета", а в ноябре 25-летие отпразднует управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. Об итогах работы в 2015 году и перспективах 2016 года в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказала руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова.

            - Анна Алексеевна, как изменилось количество и структура обращений в Челябинское УФАС по итогам 2015 года?

            - Общее количество обращений сократилось с 5 до 4 тысяч, однако это было обусловлено преимущественно изменениями в федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

            Что касается обращений по нарушениям антимонопольного законодательства, общее число таких заявлений в 2015 году составило 933 обращения против 1,1 тыс. в 2014 году. На мой взгляд, это незначительное снижение. Мы ожидали, что в связи с введением института предупреждений количество дел о нарушении антимонопольного законодательства сократится существенно, но пока такой тенденции не наблюдается.

            Вместе с тем растет число обращений в связи с использованием нового инструмента – "короткой" процедуры рассмотрения обращений на различные виды торгов. Это касается торгов в сфере арестованного имущества, приватизации, управления многоквартирными домами, передачи государственного и муниципального имущества, рыбопромыслового комплекса. Предприниматели стали активно обращаться к нам по разрешению вопросов в этой сфере.

            Достаточно стабильно из года в год растет число обращений по нарушениям законодательства о рекламе. Однако этот рост незначительный, поскольку 10 лет назад таких обращений было 330, в 2015 году - 379.

            Кроме того, в минувшем году мы уделили серьезное внимание закупкам отдельными юридическими лицами (госкорпорациями, естественными монополиями) по 223-ФЗ. С 2012 года количество данных обращений неизменно растет. Мы провели в 2015 году четыре обобщения судебной практики всей России, которые размещены на нашем сайте. Кроме того, совместно с Южно-Уральским госуниверситетом проведена научно-практическая конференция, посвященная этим вопросам. По ее итогам вышел сборник научных трудов, который также доступен всем желающим.

            - Поступали ли жалобы от жителей региона по поводу цен на продукты питания?

            - Конечно, в прошлом году также поступали жалобы на цены на продукты питания. Мы осуществляем мониторинг отпускных оптовых цен, чтобы отслеживать и пресекать нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, выявлять сговоры компаний.

            Кстати, достаточно много обращений к нам поступает через различные способы связи. Для удобства граждан мы принимаем обращения через наш сайт, площадки на сайтах областных СМИ, аккаунты в социальных сетях. В прошлом году к нам поступило более 600 таких обращений.

            - Как складывалась ситуация с розничными ценами на бензин?

            - Мы ведем еженедельный мониторинг цен крупнейших продавцов бензина. В Челябинске совокупное доминирующее положение занимают вертикально-интегрированные нефтяные компании, то есть рынок неконкурентный. Челябинское УФАС России при росте цен оперативно запрашивает и изучает причины данных изменений. Мы видим, по крайней мере, в настоящее время, что нарушений антимонопольного законодательства со стороны нефтяных компаний в виде монопольно высокой цены нет.

            Надо сказать, что в Челябинской области розничная цена на бензин одна из самых низких в стране. Опережает нас по данному показателю только Курганская область.

            - Все ли обращения по законодательству о контрактной системе, поступившие в Челябинское УФАС, были обоснованными?

            - По итогам прошлого года впервые за несколько лет наметилась тенденция к снижению количества обоснованных жалоб по законодательству о контрактной системе. В Челябинской области традиционно число обоснованных жалоб составляло 48-51%, в прошлом году их число снизилось до 39% .

            В целом, по итогам в 2015 года было возбуждено 1 тыс. 415 дел по всем видам обращений. Это на 20% больше по сравнению с 2014 годом. В результате их рассмотрения выдано 921 предписание, наложено штрафов почти на 64 млн рублей, из них взыскано более 16 млн рублей.

            - Какая сфера контроля была самой напряженной в 2015 году?

            - Это государственные и муниципальные закупки: мы отменяли аукционы по озеленению, ремонту и строительству дорог, в сфере строительства газораспределительных сетей. Но, к сожалению, довольно часто имело место неисполнение предписаний по крупным закупкам.

            Одна из проблем, которую мы постоянно обсуждаем с Главным контрольным управлением Челябинской области, другими профильными министерствами и ведомствами – это отмена аукционов из-за незначительных нарушений. Например, в г.Верхнеуральске мы несколько раз отменяли аукцион из-за технических ошибок: то ноль "потеряют", то название района перепутают, то объемы не те укажут. Мы считаем, что необходимо разрабатывать типовую документацию во избежание подобных случаев.

            Отмечу, что в 2015 году очень большое количество штрафов было наложено по закупкам для государственных и муниципальных нужд. В частности, в прошлом году более 1000 дел было возбуждено по фактам нарушения законодательства о госзакупках против чуть более 300 в 2014 году. Наложено штрафов более чем на 6 млн рублей, из них уплачено более 3 млн рублей. Это серьезные цифры, которые свидетельствуют о частых нарушениях закона о контрактной системе.

            Другое дело, что в прошлом году мы как никогда много проиграли в судах. Челябинское УФАС России всегда было в десятке террорганов по показателю выигрышных дел в судах. Однако по итогам 2015 года мы резко упали по этому показателю, потому что, вопреки судебной практике, которая тогда еще была по России, нам стали отменять решения по делам, где заявителями являлись граждане-потребители. То есть еще "четвертый антимонопольный пакет" не вступил в силу, но тенденция к тому, что антимонопольный орган не вправе защищать частные интересы гражданина, уже была очевидна.

            - Какое дело, на Ваш взгляд, можно отнести к категории знаковых?

            - Дело по картелю на рынке школьной формы Челябинской области. Челябинское УФАС России признало в действиях ЗАО "Пеплос", ООО "Миасская швейная фабрика" и ООО "КРАССА" заключение и участие в антиконкурентном соглашении.

            В планах ассоциации, созданной данными производителями, значилось закрытие рынка Челябинской области для производителей школьной формы других регионов, координация деятельности своих членов в регионе, участие в формировании ценовой политики на школьную форму и детскую одежду и создание реестра добросовестных производителей продукции.

            Участниками картеля была даже разработана онлайн-программа для автоматизации процесса распределения заказов школьной формы среди членов ассоциации.

            Мы выдали компаниям предписание о прекращении нарушения. Сейчас наши решение и предписание обжалуются в суде.

            - Многих автолюбителей, конечно, интересует ситуация на рынке ОСАГО. Страховщики обжаловали решение Челябинского УФАС России?

            - В прошлом году мы отметили сокращение числа обращений на такое нарушение антимонопольного законодательства, как согласованные действия. В первую очередь, это вызвано тем, что практически прекратились обращения потребителей с жалобами на действия страховых компаний по навязыванию дополнительных услуг при обязательном страховании автогражданской ответственности.

            В 2013-2014 годах количество обращений на эту тему просто зашкаливало: только в 2014 году их было более 200. К нам приходили люди со всевозможными доказательствами: аудио-и-видеозаписями своих разговоров со страховыми агентами. Все это приобщалось к материалам дела.

            В результате антимонопольная служба в ноябре 2014 года вынесла решение о признании действий 18 страховых компаний (СК) антиконкурентными и согласованными, страховщикам было выдано предписание прекратить навязывание потребителям дополнительных страховых полисов. Это решение было обжаловано в Арбитражном суде Челябинской области. Дело рассматривалось в суде больше года, и в феврале 2016 года суд первой инстанции поддержал антимонопольный орган, оставив наше решение и предписание в силе. В 2015 году наше предписание, по сути, было выполнено, поскольку обращений на действия страховщиков практически не поступало.

            - Страховые компании были наказаны рублем?

            - Согласно действующем законодательству, были возбуждены дела об административных правонарушениях как в отношении должностных лиц, так и самих страховых компаний. Общая сумма штрафов составила почти 32 млн рублей. Отмечу, что одна компания согласилась с нарушением, поэтому в отношении нее дело о наложении штрафа не возбуждалось.

            Полагаю, что будет еще череда обжалований постановлений о наложении штрафов на юридические лица в арбитражном суде.

            - Какие тенденции будут определять работу Челябинского УФАС в 2016 году?

            - С 1 января 2016 года вступил в силу "четвертый антимонопольный пакет", направленный на либерализацию антимонопольного законодательства. В числе его новшеств можно назвать появление механизма досудебного урегулирования дела. С нового года решение территориального антимонопольного органа можно обжаловать в центральном аппарате ФАС, который, руководствуясь единообразием правоприменения, может отменить решение региональной антимонопольной службы. Это должно сократить нагрузку на суды.

            В числе нововведений также хотелось бы отметить изменения порядка рассмотрения обращений граждан о нарушениях, связанных со злоупотреблением доминирующим положением. С нового года такие обращения будут рассматриваться антимонопольным органом только в том случае, если нарушение касается неопределенного круга потребителей.

            Например, гражданин заключил с оператором связи договор на услуги телефонии и интернета, впоследствии задолжал за интернет, а ему отключили телефон. Раньше ФАС России на том основании, что оператор связи занимает доминирующее положение на рынке проводной телефонной связи, по обращению потребителя возбуждала дело и выносила предписание. Теперь такие случаи квалифицируются как сугубо потребительские отношения, регулируемые законом о защите прав потребителя. Это касается также обращений по жилищно-коммунальным услугам, например, жалоб на корректность начисления платы за общедомовые нужды, эксплуатации общедомовых приборов учета, жалоб на управляющие компании. Теперь мы такие обращения рассматривать не будем.

            Также изменится практика по контролю за выполнением правил техприсоединения к электрическим, газовым, водопроводным сетям. Традиционно мы рассматривали много жалоб на злоупотребление доминирующим положением в этой сфере и накладывали большие оборотные штрафы. В связи с либерализацией антимонопольного законодательства с нового года нарушения правил техприсоединения к сетям будут квалифицироваться не как нарушение антимонопольного законодательства, а как обычное нарушение правил техприсоединения. Соответственно, штрафная санкция будет небольшая – от 100 тыс. рублей.

            - Что изменится в институте предупреждений?

            - Институт предупреждений очень хорошо себя зарекомендовал, поэтому законодатель решил расширить его действие. В Челябинской области выполняется почти 95% выданных предупреждений, в среднем по России этот показатель составляет порядка 80%.

            В связи с расширением данного института с начала года мы выдаем предупреждения по таким нарушениям, как недобросовестная конкуренция. В январе мы выдали уже три предупреждения: одно компании-провайдеру, пытавшейся по телефону переманить клиентов у конкурентов, еще два - управляющим компаниям (УК), не передавшим документы на общедомовое имущество вновь избранной УК.

            Антимонопольный орган также будет выдавать больше предупреждений по злоупотреблению доминирующим положением, поскольку в этой части наши возможности расширились. И самое главное, на мой взгляд, - теперь мы будем выдавать предупреждения органам власти, которые нарушили Закон о защите конкуренции.

            Отмечу, что одновременно с либерализацией антимонопольного законодательства произошло ужесточение административной ответственности для органов власти. В частности, для них штрафная санкция на первый раз за нарушение антимонопольного законодательства составляет от 15 до 50 тыс. рублей, при повторном нарушении ФАС будет обращаться в суд с иском о дисквалификации должностного лица, нарушившего антимонопольные требования.

            - А насколько часто органы власти нарушают антимонопольное законодательство?

            - Традиционно у антимонопольщиков много работы, связанной с контролем за работой органов власти. Предприниматели активно обращаются к нам за помощью, поэтому число обращений по этому направлению из года в год стабильно растет.

            Отмечу, что отказов по жалобам на действия органов власти практически нет: в 90% случаев обращения предпринимателей о подобных нарушениях подтверждаются. В прошлом году было возбуждено более ста таких дел, и более ста лиц привлечено к административной ответственности.

            С этого года, повторюсь, мы сначала будем выдавать предупреждения. Кстати, совсем недавно в СМИ обсуждались проблемы организации бизнеса в сфере ритуальных услуг, связанные с предоставлением приоритета одной компании. Мы занимаемся вопросами антимонопольного регулирования на рынке ритуальных услуг с 2002 года, возбуждали и рассматривали дела о нарушении антимонопольного законодательства. В последние годы по челябинскому рынку ритуальных услуг жалоб не было, однако сегодня стало очевидно, что назрели определенные проблемы. Поэтому мы ждем обращений от инициаторов публикаций в СМИ, будем проверять, в чем создаются благоприятствующие условия для новой компании, что сделано не так.

            - В декабре была утверждена "дорожная карта" по содействию развитию конкуренции в Челябинской области на 2015-2018 годы. Какова практическая ценность этого документа?

            - Антимонопольные органы содействовали разработке "дорожной карты", но, к сожалению, не все наши предложения были учтены.

            Сегодня "дорожная карта" – это план мероприятий, который охватывает ряд приоритетных, социально значимых рынков и содержит так называемые системные меры. На следующем этапе дорожная карта должна быть внедрена в муниципальных образованиях.

            Будет ли она действенной - посмотрим, поскольку ее реализация длительна. Нам бы очень хотелось, чтобы был результат. Например, в рамках "дорожной карты" совместно с бизнес-омбудсменом и Агентством стратегических инициатив мы прорабатываем вопрос улучшения эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство.

            Кстати, с начала года ФАС рассматривает в "короткой" процедуре – за семь рабочих дней - обращения предпринимателей именно в сфере строительства, когда органы власти затягивают выдачу разрешительных документов для строительства. В таком же порядке рассматриваются жалобы на действия сетевых компаний, которые нарушают правила техприсоединения к сетям. Это произошло в рамках реализации "дорожной карты" по развитию конкуренции в РФ.