Челябинская область в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2015 году попала во вторую группу "комфортного ведения бизнеса", заняв 28 место среди 76 регионов-участников. При этом область по ряду показателей улучшила свои позиции, по отдельным - ухудшила. О том, что власти "замеряют" в нацрейтинге и как это повлияет на "трудовые будни" бизнеса, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров.
- Руслан Усманович, расскажите подробнее о Национальном рейтинге состояния инвестклимата: по каким параметрам он оценивается и кем?
- Челябинская область участвует в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата уже второй раз. Для нас этот проект - один из ключевых инструментов выстраивания региональной инвестиционной политики. Основная мотивация для команды во главе с губернатором - это улучшение условий ведения бизнеса и качества жизни граждан в Челябинской области. Рейтинг - это дополнительная лакмусовая бумажка, с которой мы сверяем свои данные, а также возможность сравнить себя с другими и оценить динамику, он выступает дополнительным мотиватором.
Состояние инвестклимата оценивается по показателям четырёх категорий - регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, а также поддержка малого предпринимательства. Регионы оцениваются по отдельным показателям категорий, ранжируются по пяти группам внутри каждой категории. Данные для исследования формируются на основании фактической и статистической информации, представленной федеральными и региональными органами власти, а также на основании информации, полученной путем опроса предпринимателей и экспертов.
Это - члены региональной экспертной группы Агентства стратегических инициатив, эксперты из списка, который представило министерство экономического развития Челябинской области, а также случайная выборка из системы "СПАРК". Респондентами Национального рейтинга инвестклимата - 2015 стали более 200 тыс. человек.
- Как Вы оцениваете результаты участия области в Нацрейтинге в 2015 году?
- После того, как вышел первый национальный рейтинг, мы сформировали проектный офис и привлекли в него самых уважаемых региональных экспертов, он на регулярной основе во взаимодействии с правительством стал заниматься вопросами улучшения инвестиционного климата. В регионе была проведена системная работа с участием органов местного самоуправления, государственной власти, экспертов из бизнеса. В результате в 2015 году Челябинская область вошла в группу регионов, комфортных для ведения бизнеса. За год даже в условиях возросшей конкуренции мы показали положительную динамику, значит, вектор усилий выбран правильно. Наилучшую оценку получило качество регуляторной среды в регионе, то есть как раз то, за что отвечает власть непосредственно.
- Как Вы оцениваете перспективы участия региона в рейтинге на 2016 год?
- Наша цель на следующий год войти в топ-10 российских регионов с наиболее комфортным инвестиционным климатом. Это будет непросто, поскольку усилий придется приложить на порядок больше. Но такая сверхзадача необходима, чтобы добиться максимально возможного результата. Сейчас мы дорабатываем дорожную карту с учетом этой задачи и определяем ответственных по каждому из направлений.
Мы сохраним фокус на тех показателях, по которым регион улучшил свои позиции в нынешнем году, в первую очередь, это регуляторная среда. Здесь Челябинская область вошла в число десяти лучших по таким позициям, как эффективность процедур регистрации предприятий, выдачи разрешений на строительство, регистрации прав собственности, выдаче лицензий и подключению к энергосетям.
Локомотивом роста также станет направление "инфраструктура и ресурсы". Сегодня мы ставим перед собой задачу войти в первую группу по таким показателям, как качество дорожных сетей, инвестинфраструктуры, терпланирование, трудовые ресурсы, инструменты финансовой поддержки.
- На Ваш взгляд, переместиться с 28-го места в топ-10 всего за год - это реально?
- По ряду показателей можно в короткие сроки улучшить позиции Челябинской области. Это, в первую очередь, касается государственных и муниципальных услуг, приоритетных для бизнеса. Уверен, что за счет одной только оптимизации регламентов, а где-то - их создания и контроля за их выполнением, можно обеспечить качественный сдвиг. А если добавить к этому механизмы "одного окна" и перевод в электронный вид, это будут революционные изменения.
- Какие виды госуслуг можно перевести в электронный формат? По каким услугам уже ведется такая работа?
- В прошлом году в Челябинской области был запущен пилотный проект по переводу в электронный вид приоритетных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами власти гражданам и бизнесу. Соответствующее соглашение подписали министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров и губернатор Челябинской области Борис Дубровский. В электронный вид были переведены услуги по приему и выдаче документов о переустройстве и перепланировке жилого помещения, о переводе жилого помещения в нежилое и, наоборот, об установке рекламных конструкций, о предоставлении земельных участков, выдаче градостроительного плана земельного участка.
При переводе услуг в электронный вид основное внимание уделялось уменьшению количества посещений гражданами ведомств, предоставляемых документов, сокращению сроков согласований, а также прозрачности работы сотрудников органов власти.
Считаю, что перечень таких услуг должен быть расширен исходя из актуальности, а охват муниципалитетов - увеличен. Проектному офису дано поручение в ближайшее время провести фокус-группы для определения перечня услуг, которые нужно и можно усовершенствовать. После этого по каждой из них необходимо будет составить технологические карты оптимизации регламентов и процедур.
- Какие меры по улучшению предпринимательского климата были приняты после публикации результатов? Какие запланированы?
- Нужны институциональные решения, отлаженные процедуры. Это наш ближайший приоритет. Ежемесячно с представителями бизнес-ассоциаций региона мы проводим координационные совещания, на которых обсуждаем все проблемные вопросы. Необходимо системно внедрять лучшие практики, использовать их как основу для разработки новых механизмов, форматов взаимодействия. Речь идет о снижении нагрузки на бизнес, связанной с проведением проверок, а также увеличение степени прозрачности ведения бизнеса, пресечении действий должностных лиц, направленных на использование административного ресурса в лоббистских целях.
В ближайшее время будут запущены два пилотных проекта по совершенствованию выдачи разрешения на строительство и постановки на кадастровый учет. Идет работа по совершенствованию порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, перевод в электронный вид услуг по перепланировке жилых помещений и переводу жилого помещения в нежилое. Фактически перезапущено Агентство инвестиционного развития региона. Создаются региональный центр кластерного развития и центр инжиниринга.
Мы ставим своей целью выстраивание реальной системы одного окна для предпринимателей. Например, в Златоусте так работает муниципальное Агентство инвестиционного развития, и это действительно один из лучших муниципалитетов региона в части привлечения инвестиций. Мы планируем создать сеть агентств в крупных муниципалитетах региона, они будут заниматься сопровождением инвестиционных проектов в вопросах местных полномочий. Курировать эту работу будет Минэкономразвития области совместно с региональным Агентством инвестиционного развития. Будет создан единый стандарт, который ляжет в базис работы муниципальных агентств инвестиционного развития.
- Как оцениваете эффективность работы Агентства инвестразвития? Какие задачи перед этой структурой ставятся сегодня?
- В настоящее время в агентстве собрана команда специалистов во главе с директором Анатолием Лобко, обладающих компетенциями для качественного исполнения функций этой структуры, в том числе по сопровождению проектов в режиме "одного окна". Сегодня перед агентством ставятся такие задачи, как повышение эффективности работы, усиление блока по работе с банковскими структурами с целью финансирования инвестиционных проектов, а также использование инструментов господдержки федерального уровня. Помимо этого запускается работа по мониторингу эффективности предоставления услуг бизнесу региональными представительствами федеральных органов власти.
Основное преобразование - это смена ключевого показатели эффективности деятельности агентства с количества встреч и консультаций на объем произведенных инвестиций и количество созданных рабочих мест по проектам, которые находятся в Агентстве на сопровождении. Аналогичные показатели эффективности будут у муниципальных агентств, это создаст должную мотивацию в их работе.
- По Вашему мнению, кто и как должен работать с предпринимателями?
- В части услуг с бизнесом работают четыре группы субъектов: территориальные управления федеральных органов власти; региональные органы власти; коммерческие компании (ресурсоснабжающие и прочие) и муниципалитеты. И от качества работы каждого из этих звеньев зависит общий результат. Местных "федералов" (территориальные управления федеральных органов власти - ИФ) мы будем убеждать - представляя обоснованные аргументы и данные о качестве - работать, в том числе и на уровне федерального руководства министерств. По услугам, оказываемым региональными властями, будем ужесточать контроль качества, для муниципалитетов - создавать стандарты и добиваться соответствия им. Для коммерческих компаний должен быть создан прозрачный рынок услуг и конкуренция на нем. Все вместе это обеспечит итоговый эффект.
Мы разработали собственный муниципальный рейтинг инвестиционного климата, построенный на принципах, аналогичных рейтингу АСИ (Агентство стратегических инициатив - ИФ). Рассчитываем, что он станет эффективным инструментом стимулирования муниципалитетов.