"Холдинг Кабельный Альянс" ("ХКА") ведет разработку новых видов продукции, осваивая перспективные направления и заменяя импортные изделия российскими аналогами. На данный момент заводы холдинга выпускают порядка 150 тыс. маркоразмеров кабелей и проводов. В интервью агентству "Интерфакс-Урал" заместитель технического директора по науке ХКА Андрей Боев рассказал, какие новые направления были освоены в прошедшем году, как меняются требования заказчиков, а также поделился планами холдинга на текущий год.
- Андрей Михайлович, как закончили год: какие были достижения, новые разработки? Какие планы ставите на текущий год?
- В 2017 году мы выполнили все те планы, которые ставили перед собой. По новым разработкам - это порядка 20 новых изделий. В 2018 году планируем разработать примерно столько же новых наименований продукции. Так, сейчас мы занимаемся разработкой кабелей с резиновой изоляцией. Для этого устанавливается новое оборудование. Вместе с тем, у нас нет такой основной цели, как импортозамещение. Мы расширяем номенклатуру, но в то же время изготавливаем аналоги. Иногда нечто подобное получается даже лучше, чем было в иностранном изделии.
- Какие виды кабеля выпускаются за границей и не производятся у нас? Планируете ли в перспективе осваивать эти направления?
- На самом деле неправильно будет сказать, что на Западе есть продукты, которые мы не можем сделать. Да, есть такие изделия, которые мы не изготавливаем и не планируем, потому как нам эти продукты массово не нужны. Например, кабель для подводной прокладки. Для России объемы нужны небольшие, а для его производства необходимо построить целый завод. Что он будет потом делать? Он будет простаивать, потому как российского рынка будет мало. Поэтому какие-то вещи мы можем себе позволить закупать за рубежом и у себя их применять, если у нас нет большой потребности в этом. Если же мы видим, что потребность есть, рынок растет, и производство будет рентабельным на территории РФ, в этом случае мы должны задумываться, как это производство здесь организовать и наладить выпуск данной продукции.
- Какие интересные изделия были разработаны в минувшем году?
- Мы реализовали довольно много интересных и перспективных продуктов. Например, кабель с полимерной изоляцией на напряжение 45 кВ для подстанций на железной дороге. Нетипичная задача, до этого делали 35 и 110 кВ. При этом требовались малые радиусы изгиба, маслобензостойкость. Сейчас изделие - на завершающих ресурсных испытаниях. После того, как получим на него сертификат, отгрузим заказчику. Этот кабель был изготовлен в качестве импортозамещения для "РЖД", раньше он закупался в Германии.
Также был разработан шахтный кабель. Мы заменили материалы изоляции и оболочки, тем самым, изменили характеристики, в первую очередь, увеличили ресурс, потому как это изделие работает, фактически, непрерывно и постоянно испытывает механические нагрузки, в некоторых случаях превышающие нормированные показатели. При этом оболочка не должна истираться, жилы не должны разрушиться при этих нагрузках и изгибах. Заказчиками такой продукции были шахтеры, которые раньше также применяли зарубежный кабель. В результате мы создали новые конструкции, которые заменили им импортные аналоги.
- Как компании удается эффективно работать в меняющемся высококонкурентном рынке? Какие изменения можете отметить?
- Преимущество нашего холдинга в том, что мы можем тремя заводами решать поставленные задачи. В 2015 году на томском заводе "Сибкабель" был построен цех по производству резиновых композиций. Теперь мы сами для себя делаем композицию: берем каучук, другие специальные добавки и изготавливаем ту изоляцию, которая нам нужна. Инвестиции на тот момент составили около 600 млн рублей. Благодаря этому мы смогли изготавливать резину совершенно другого уровня и, в том числе, выполнить заказ шахтеров.
Определенные тенденции по дополнительным требованиям заказчиков есть, и мы стараемся на них реагировать. Так, например, сейчас стало больше высотного строительства, где большое количество людей. Там должны быть безопасные изделия с точки зрения возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций. Поэтому в прошлом году мы расширили диапазон огнестойких кабелей с силиконовой изоляцией, которые при пожаре образуют керамический слой, так называемую защиту. Если обычное изделие плавится и горит, распространяя горение, то это - нет. При этом кабель может работать в огне до трех часов.
- Несколько лет назад предприятие начало поставки кабеля для военно-морского флота. На каком этапе сейчас это направление?
- Сегодня это направление освоено. Сейчас мы завершаем аналогичную серию для гражданского флота, где требования к продукции несколько отличаются. Новая серия кабеля разработана, она прошла полный цикл испытаний, на нее получено свидетельства о типовом одобрении российского морского и речного регистров.
- Каковы на сегодняшний день география поставок и планы по ее расширению? Есть ли проблемы с выходом на новые рынки?
- У нас есть небольшой опыт поставок в страны дальнего зарубежья. В прошлом году мы изготовили для Эквадора большой объем кабеля, выиграв контракт за счет сроков производства. Мы смогли предложить короткий срок исполнения за счет работы трех заводов, и в итоге быстро выполнили заказ.
Но сейчас основной наш потребитель находится на территории России, есть поставки и в страны СНГ. У холдинга есть цели выйти на внешние рынки. Сейчас мы анализируем, где можем присутствовать, ведь в каждом рынке есть свои особенности, которые надо учесть при выборе географии поставок. На наш взгляд перспективным для выхода на мировой рынок может стать кабель общепромышленного назначения, а также продукция для энергетического направления.