Эксклюзив
10 февраля 2010 г. 10:30

Замгендиректора компании "СКБ Контур" Л.Волков: "Для успешного продвижения "электронного правительства" необходимо привлекать бизнес"

Замгендиректора компании "СКБ Контур" Л.Волков: "Для успешного продвижения "электронного правительства" необходимо привлекать бизнес"

Перед государственными органами поставлена непростая задача - перевести госуслуги в электронный вид к 2015 году, чтобы по максимуму устранить проблемы волокиты и коррупции при взаимодействии граждан и чиновников. О том, как идет осуществление проекта, о взаимодействии государственных структур и частных компаний по автоматизации госуслуг, а также о следующем этапе развития электронного документооборота - обмена документами между предприятиями в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель генерального директора компании "СКБ Контур" Леонид Волков.

- Леонид Михайлович, все чаще звучит тема необходимости внедрения электронных государственных услуг, как на региональном, так и на федеральном уровне. Кто-то продвинулся в этом процессе довольно далеко, кто-то по-прежнему находится на старте. Как Вы оцениваете развитие электронных госуслуг в настоящее время? Какие видите сильные и слабые стороны этого процесса?

- Существует распоряжение правительства РФ, в котором прописано, что к 2011-2012 году у нас в стране должны быть реализованы 74 электронные государственные услуги. Мы занимаемся автоматизацией процессов предоставления госуслуг с 2002 года. И на сегодняшний день продукты СКБ Контура уже поддерживают 18 из 74 услуг. Однако стоит признать, что государство все еще стремится создавать "электронное правительство" в одиночку, без помощи бизнеса. "Электронное правительство" - услуга массовая. И для ее успешного продвижения необходима помощь представителей бизнес-сообщества, которые умеют работать с клиентами и знают, как создавать нужные, востребованные решения.

Вместе с тем, услуги не могут быть качественно оказаны без необходимой инфраструктуры со стороны государства. Наличие информационных ресурсов (баз данных, приведенных в порядок, с которыми можно работать автоматизированно), межведомственного взаимодействия, а также открытых, хорошо описанных интерфейсов и форматов доступа к этим базам данных - основа эффективности проекта "электронное правительство".

Но государство, к сожалению, пока еще не приступило к подготовке этой основы.

- Можете привести пример успешного внедрения электронных услуг в госорганах, который можно было бы использовать?

- Федеральная налоговая служба сумела создать базу данных по задолженности физических лиц. Сама по себе эта работа очень сложная, потому что базы данных исходно ведутся в районных налоговых инспекциях, которых у нас в стране 1,2 тыс. Налоговая служба смогла собрать воедино эту базу на федеральном уровне, то есть сделать так, чтобы в нее ежедневно поступала информация из всех районных налоговых. Это великолепная работа и яркий пример для подражания.

Когда имеется качественная база данных, все остальное можно передать в руки представителям бизнеса. Используя эту базу данных как готовый инфраструктурный элемент, одна фирма-разработчик создаст систему, которая позволит физлицу автоматически получать справку, например, о наличии задолженности, и произвести оплату через электронный банк одним нажатием кнопки. А другая структура придумает что-то еще - например, будет агрегировать информацию для работодателя о задолженности работников. И так далее.

При этом бизнес самостоятельно сможет решить, какие услуги предоставлять в рамках проекта "Электронное правительство", проводя постоянный мониторинг предпочтений пользователей.

- Что, по Вашему мнению, нужно предпринять для успешной реализации проекта "Электронное правительство"?

- Во-первых, переориентировать все организационные и финансовые усилия на повышение качества инфраструктуры госорганов, чтобы у всех ведомств, как и у налоговой, появились единые общефедеральные электронные базы данных с возможностью доступа через какой-либо веб-интерфейс. Во-вторых, наладить взаимодействие между ведомствами с целью оперативного обновления базы данных.

- В качестве эксперта Ваша компания участвует в рабочих группах по созданию электронного правительства. Насколько эффективна эта деятельность?

- Фактически мы участвуем в деятельности нескольких рабочих групп. Проблема в том, что в России на данный момент нет единого ведомства, которое бы отвечало за государственную информатизацию. Усилия разобщены, и, похоже, ни у кого нет полномочий для изменения ландшафта государственной информатизации.

В стране нет единого вектора развития этой отрасли, как нет и "главного по информатизации". Например, в любой крупной корпорации есть вице-президент по информационным технологиям. Иногда в роли него выступает даже первое лицо, понимая, что за счет автоматизации можно решить многие проблемы. Государство – это как большая корпорация, но "главного по IT" тем не менее, пока нет.

Ведомства - молодцы, если бы они ждали, когда появится какая-то верховная сила, они бы захлебнулись в бумагах, поток которых все возрастает. Та же федеральная налоговая служба, не дожидаясь никаких команд сверху, самостоятельно начала проект по развитию электронных услуг еще в 2002 году.

Однако тут возникает еще одна проблема - совместимости систем ведомств. Система налоговой не совместима с системами Пенсионного фонда и Росстата. Это абсолютно разные форматы передачи данных, абсолютно разные процедуры обработки информации. От нас потребовалась масса усилий, чтобы их "подружить". В результате сегодня бухгалтеру для того, чтобы сдать бухгалтерский баланс в налоговую и службу статистики, необходимо всего лишь нажать несколько кнопок. И при этом он даже не догадывается, каких усилий стоило свести все это воедино и сделать процедуру обработки данных единообразной для клиента.

- Планируете ли дальше развивать это направление? Какие задачи стоят перед Вашей компанией на ближайшее время?

- Мы, наверное, единственная ИТ-компания в стране, инфраструктура которой охватывает 100% территории РФ. И тема взаимодействия власти и бизнеса - "government to business" - в некотором смысле является для нас уже "отработанным материалом".

Следующий наш шаг в плане электронного документооборота, электронных услуг – это взаимодействие c бизнесом – "business to business". Объем документооборота в России по налоговой отчетности составляет порядка 100-150 млн документов в год. Мы организуем этот процесс с помощью специальной системы электронного документооборота "Контур-Экстерн". Объем документооборота между предприятиями по счетам-фактурам – около 15 млрд документов в год, то есть в 100 раз больше, чем по налоговой отчетности. Следовательно, и требования к отказоустойчивости программного обеспечения многократно возрастают. Тем не менее, мы технически готовы осуществлять процесс автоматизации обмена счетами-фактурами.

- Что может помешать налаживанию электронного обмена документами между предприятиями?

- Сейчас в России огромное количество предприятий, использующих электронную цифровую подпись (ЭЦП) для взаимодействия с госорганами: налоговой, пенсионным фондом, статистикой. Теперь надо для этих предприятий обеспечить возможность взаимодействовать между собой. Нет никаких препятствий для того, чтобы договоры, счета, акты оформлялись в электронном виде с использованием электронной подписи. Это позволит сэкономить миллиарды листов бумаги и значительные суммы денег, уходящие на ненужную почтовую переписку. Я даже не говорю про временной ресурс. На сегодняшний день это наиболее актуальная точка приложения усилий для СКБ Контур.

- Сколько предприятий в России используют ЭЦП?

- По данным налоговой службы, за второй квартал 2009 года уже 55% отчетности было представлено по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Количество таких компаний неуклонно растет и к концу 2010 года может достигнуть 70%. Этого вполне достаточно, чтобы начинать процесс взаимодействия между предприятиями - степень проникновения достаточно высока.

- В какие сроки планируете реализовать проект?

- Мы уже год работаем в режиме тестовой эксплуатации. Рассчитываем, что во втором квартале 2010 года сможем начать промышленную эксплуатацию - предоставлять такие услуги всем желающим.

- А бизнес готов платить деньги за такие услуги?

- Бизнес жаждет. В Европе, поскольку там эта тема хорошо исследована, есть данные, что если посчитать все расходы (стоимость труда человека, стоимость почтового отправления, канцелярские расходы, время, которое мы тратим, риски, связанные с тем, что корреспонденция не дойдет и придется пересылать), то в целом процессинг одного почтового отправления по обычной почте стоит 5-7 евро за один документ. Процессинг одного документа в электронном виде стоит в Европе около 40 евроцентов, то есть в 12-15 раз дешевле. У нас соотношение несколько иное, поскольку не так высоки затраты на рабочую силу. Пусть не в 15 раз, но в 5 раз сэкономить затраты на документооборот предприятия смогут.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще