Урал / Эксклюзив 3 ноября 2011 г. 14:11

Замгубернатора Тюменской области С.Дегтярь: "Формирование конкурентной политики региона сейчас становится особенно актуальным"

Замгубернатора Тюменской области С.Дегтярь: "Формирование конкурентной политики региона сейчас становится особенно актуальным"

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в своем послании Тюменской областной думе 26 октября поднял проблему развития конкуренции. По мнению губернатора, хотя конкурентоспособность региона на общероссийском фоне выглядит неплохо, но до совершенства еще далеко. А поэтому есть острая необходимость создания стратегии, предусматривающей всесторонний анализ конкурентной среды региона, четкое определение своих конкурентных преимуществ и обоснование путей их реализации.

С 2009 года в Тюменской области действует региональная программа развития конкуренции. В рейтинге Минэкономразвития России программа Тюменской области наряду с программами других субъектов РФ получила высокую оценку. О том, какие меры принимаются для развития конкуренции, о первых итогах и о том, в каком направлении в дальнейшем будет развиваться регион в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь.

- Сергей Анатольевич, с 2009 года в Тюменской области работает областная программа развития конкуренции. Почему возникла необходимость ее создания?

- Уже традиционной стала дискуссия о том, насколько российская экономика зависима от благоприятной конъюнктуры на рынке углеводородов и о возможных сценариях развития российской экономики в случае значительного падения цен на нефть. В Тюменской области существенным источником пополнения бюджета был налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Учитывая вступившие с 2010 года в силу изменения в бюджетное законодательство, согласно которым в федеральный бюджет зачисляются 100% доходов от НДПИ, остро стоит вопрос поиска альтернативы этим доходам.

До 2014 года предусмотрен переходный период, во время которого область будет получать компенсацию выпадающих доходов. В течение этого срока перед регионом стоит задача запустить качественно новые механизмы развития экономики, основанные на конкурентных преимуществах Тюменской области. А это значит, что формирование конкурентной политики региона, сопровождающееся сокращением прямого бюджетного финансирования, появлением новых форм предпринимательства, совершенствованием взаимодействия власти и бизнеса, становится особенно актуальным.

- Какие конкурентные преимущества есть у Тюменской области? И какие факторы, на Ваш взгляд, мешают развитию конкуренции Тюменской области?

- Подробный анализ развития основных отраслей экономики региона, проведенный в 2009 году с участием представителей бизнес сообщества, а также федеральных и областных органов власти выявил не только сильные, но и слабые стороны региона. Проведенный анализ и оценка дали возможность распределения отраслей региона на три группы по степени развитости конкуренции в отрасли.

Наши сильные стороны - это, традиционно, выгодное географическое расположение, природно-ресурсный потенциал, устойчивый экономический рост в последние годы, рост доходов населения, положительная динамика естественного движения населения.

К слабым сторонам, причем, характерным для большинства субъектов России, можно отнести высокий уровень износа основных фондов отраслей, отставание значений показателей внедрения инновационно-технологических разработок от сложившихся в мировой экономике, неконкурентоспособность отдельных отраслей экономики не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

- Как на сегодняшний день Вы оцениваете конкурентоспособность экономики региона? В каких сферах конкуренция развита, какие отрасли требуют дополнительного развития?

- На мой взгляд, достаточно сильно представлена конкуренция в трех сферах. Это - предоставление услуг сотовой связи, развитость которых характерна для всей страны, строительство и розничная торговля. Добавлю, что розничную торговлю региона можно признать конкурентной, в основном, за счет областного центра. В остальных муниципальных образованиях торговля пока развита недостаточно.

Есть три отрасли, конкуренция в которых наименее развита, - это розничная реализация нефтепродуктов, жилищно-коммунальный комплекс, традиционно дотируемый из бюджета, и энергетика. Причем подобная ситуация свойственна для всей России, и Тюменская область здесь - не исключение.

- Что представляет собой программа развития конкуренции? Как отслеживается эффективность ее реализации?

- Основной целью региональной программы развития конкуренции в Тюменской области стало содействие повышению уровня конкуренции в приоритетных сферах экономики региона, в том числе, путем создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках области.

Программа представляет собой комплексный подход к стимулированию развития конкуренции через организационные, институциональные и где-то финансовые мероприятия. При этом эффективность реализации программы отслеживается системой индикаторов результативности конкурентной политики региона. Она позволяет четко фиксировать, на каком уровне развития конкурентной среды мы находимся в тот или иной момент.

Справедливости ради стоит сказать, что до разработки этой программы большинство мероприятий уже существовало в отдельных отраслевых программах, преследующих различные цели и задачи. Принятие же данной программы развития конкуренции позволило систематизировать и дополнить эти мероприятия, объединив их единым приоритетом - развитием эффективной конкурентной среды.

- Какие сферы экономики охвачены программой?

- В программу включены 10 наиболее значимых сфер экономики, которые формируют потенциал Тюменской области: АПК, торговля, розничная реализация нефтепродуктов, фармацевтика, здравоохранение, строительство, ЖКХ, электроэнергетика, связь, а также пассажирские перевозки. По каждой отрасли разработан свой комплекс мер, направленных на обеспечение условий состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности отрасли.

В частности, разработаны мероприятия по созданию системы, упрощающей ведение предпринимательской деятельности, исключающей административные барьеры и ограничения для перемещения товаров. Запланированы шаги по сокращению прямого участия госорганов в хозяйственной деятельности предприятий - приватизация государственных унитарных предприятий, передача некоторых видов деятельности органов власти на аутсорсинг, например, функции по управлению зданиями, по предоставлению услуг связи, автотранспорта, финансового учета, подбора кадров.

- Различаются ли подходы к развитию конкуренции в разных отраслях экономики?

- Да, на основе анализа для каждой сферы выработаны свои подходы по развитию инфраструктуры товарных рынков. В здравоохранении и фармацевтике, в частности, должны быть созданы условия, обеспечивающие увеличение на рынке представителей частных форм бизнеса и возможность участия медицинских организаций различных форм собственности в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Приоритетным направлением развития агропромышленного комплекса является максимальное наполнение внутреннего продовольственного рынка тюменской конкурентоспособной продукцией. Для этого необходимо добиться сокращения звеньев в цепи товародвижения и создать инфраструктуру цивилизованного рынка реализации качественных продуктов питания. Тогда результатом будет снижение потребительских цен.

- Что изменилось в регионе за время реализации программы?

- Полтора года - слишком небольшой срок для каких-либо структурных изменений, а особенно с учетом инертности большинства экономических процессов.

Тем не менее, все больше востребованной становится продукция тюменских машиностроителей, услуги нефтесервисных предприятий Тюменской области, стимулирование развития которых не один год осуществляется правительством региона. Очевидно, что машиностроительная отрасль в области динамично развивается. В 2010 году тюменские заводы, на которых трудилось около 11 тыс. человек, выпустили товарной продукции на общую сумму свыше 15,7 млрд рублей, и объем производства в отрасли вырос на 23%, численность персонала увеличилась на 4%. Начало 2011 года для тюменских машиностроителей тоже было удачным: отмечен рост объема производства на 30-50%. Об этом подробно говорил в своем послании областной думе губернатор В.Якушев.

- В каких еще сферах Вы отмечаете изменения?

- В 2011 году была продолжена работа по повышению конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса. Субсидирование процентных ставок по кредитам и займам позволяет привлечь новых участников в отрасль, создавая полноценную конкурентную среду. А действующим хозяйствам это дает дополнительные возможности развития и модернизацию производства. Так, на конец первого полугодия 2011 года объем кредитных ресурсов, по которым субсидировались процентные ставки, составил 11 млрд 286 млн рублей.

Реализация областного проекта "Покупаем Тюменское", направленного на повышение конкурентоспособности товаров местных производителей, и конкурс "Лучшие товары и услуги Тюменской области" стали более значимыми и актуальными. Повысилась узнаваемость продукции местных товаропроизводителей, у потребителей есть возможность выбрать из большого разнообразия лучшую качественную тюменскую продукцию, расширилась география продаж.

Кроме того, в первом полугодии 2011 года продолжилось динамичное развитие конкуренции в сфере розничной торговли. В эксплуатацию было введено еще 158 объектов розничной торговли. Сейчас уровень обеспеченности населения области торговыми площадями достиг 757 кв. метров в расчете на 1000 жителей, что незначительно, но больше показателя на начало года (745 кв. метров). Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов (торговые центры, рынки, магазины шаговой доступности) обеспечивает возможность выбора населением товаров лучшего качества из более широкого ассортимента и по более низким ценам, т.е. растет доступность товаров и сокращается затраченное время на их приобретение.

- Развита ли конкуренция в сфере здравоохранения? Есть ли альтернатива государственным учреждениям?

- На рынке здравоохранения появилось 27 новых малых и средних организаций и индивидуальных предпринимателей, способных составить конкуренцию государственным медицинским учреждениям. Появление новых участников расширяет возможность выбора для населения и создает конкуренцию государственным медицинским учреждениям, что позволяет повысить в них качество медицинских услуг. Увеличение частных организаций здравоохранения повышает доступность медицинской помощи населению и в рамках обязательного медицинского страхования, в том числе высокотехнологичных, дорогостоящих медицинских услуг.

Могу отметить также рост конкуренции в сфере фармацевтической и медицинской продукции. Так, в первом полугодии 2011 года начали работу 9 новых аптечных организаций, в том числе сетевых. На мой взгляд, увеличение количества точек розничной реализации лекарственных средств объективно способствует доступности лекарственной помощи населению и развитию условий для конкуренции субъектов фармацевтического рынка, что непременно ведет к ограничению роста цен и повышению качества обслуживания.

- Насколько повлияла реализация программы, в частности, на сферы ЖКХ и электроэнергетики, где конкуренция традиционно слабая?

- Относительно энергетики скажу, что действующая система государственного регулирования субъектов естественных монополий, в том числе посредством установления тарифов методами индексации и экономически обоснованных затрат, не стимулирует в должной мере субъекты естественных монополий сокращать операционные затраты и повышать эффективность инвестиций. Думается, что в полной мере этого можно добиться при переходе на систему RAB, то есть, на систему долгосрочного тарифного регулирования.

Количество предприятий, использующих технологические инновации, увеличилось на 15%. Однако трудно говорить об эффективном развитии электроэнергетической отрасли без внедрения научных достижений, обеспечивающих высокие технико-экономические и экологические параметры энергоустановок, стабильную работу сетей, поддержание в системе необходимого уровня частоты и напряжения, устойчивость работы энергосистем, низкие потери, надежность и бесперебойность энергоснабжения потребителей.

Обновление производственно-технологической базы предприятий и организаций электроэнергетической отрасли нашего региона позволяет усилить конкурентные преимущества перед другими участниками данного рынка посредством снижения потерь в сетях и в целом устойчивой работы энергосистемы региона.

В 2010 году нами была внедрена модель поэтапного ухода от бюджетного финансирования в сфере коммунальных услуг за счет тарифного регулирования на основе долгосрочных параметров, что предполагает исключение резкого роста тарифов для населения. Замещение бюджетных средств возможно за счет привлечения банковских кредитов при одновременном сокращении операционных затрат и повышении эффективности внебюджетных инвестиций. Для стимулирования организаций коммунального комплекса к снижению издержек осуществляется дифференциация уровня рентабельности в диапазоне 2-5% с учетом целевых показателей их успешной деятельности.

- Приходят ли новые инвесторы на рынок ЖКХ?

- Отрадно, что рынок коммунальных услуг становится все более привлекательным для частного бизнеса. Так, в первом полугодии 2011 года доля предприятий частной формы собственности, оказывающих коммунальные услуги, в общем количестве предприятий коммунального комплекса увеличилась до 61,8% - приоритетным становится элемент соревновательности между ними.

Вместе с этим на 10,7% выросло количество домов, находящихся в управлении частных компаний. То есть, все больше собственников жилья доверяют управление и обслуживание жилищного фонда предпринимательскому сообществу. Более того, в Тюмени городская дума освободила квартировладельцев, проживающих в домах, управляемых ТСЖ и жилищными кооперативами, в 2012 году от налога на землю. Налоговая льгота была предоставлена для того, чтобы стимулировать собственников квартир самостоятельно заниматься управлением домов.

Возросшая до 99,85% доля частных управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, оказывающих жилищные услуги, наглядно демонстрирует, что практически весь рынок занят частными компаниями. Это доказывает, что данный рынок привлекателен для бизнеса, и на нем созданы равные условия для деятельности, отсутствуют привилегии и препятствия для конкуренции. А для населения появляется достаточный выбор обслуживающей организации, оказывающей услуги на более выгодных условиях.

- Какие сферы нуждаются в дополнительном развитии конкуренции?

- К сожалению, несмотря на такое очевидное конкурентное преимущество Тюменской области, как географическое положение и наличие трасс федерального значения, пронизывающих область с юга на север и с запада на восток с огромным пассажиропотоком, в регионе наблюдается крайне слабая конкуренция в сфере придорожного сервиса.

В настоящее время развитие дорожной инфраструктуры Тюменской области не успевает за уровнем автомобилизации. Интенсивность движения на трассах Тюменской области составляет не менее пяти тысяч машин в сутки. И поэтому, потребность в качественной дорожной инфраструктуре у владельцев транспортных средств, с каждым годом все возрастает. Ниша дорожного сервиса в настоящее время свободна для сетевого бизнеса. Крупные девелоперские компании пока не замечены в возведении объектов дорожной инфраструктуры. При этом, масштаб подобных объектов невелик, и, поэтому является перспективным, востребованным видом предпринимательской деятельности.

Хочу сказать, что программа развития конкуренции является не догмой, а живым инструментом дальнейшего развития экономики, основанной на конкурентных преимуществах Тюменской области. Причем успех ее реализации зависит от активного участия всех заинтересованных сторон, и, прежде всего, от активности бизнес сообщества.