Эксклюзив 14 декабря 2020 г. 11:29

Замгубернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Подорога:

"Строительство в условиях Арктики - дело непростое и недешевое"

"Строительство в условиях Арктики - дело непростое и недешевое"
фото предоставлено пресс-службой губернатора ЯНАО

Ямало-Ненецкий автономный округ - отдаленный регион с большим количеством привлечения вахтовых работников, трудной логистикой, суровыми климатическими условиями. Несмотря на трудности, темпы, набранные властью, позволили подойти к завершению года с внушительными результатами в самых капиталоёмких отраслях - строительстве и транспорте. Как удалось этого достичь и сохранится ли динамика в будущем, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель губернатора Александр Подорога.

- Александр Александрович, 2020 год губернатор Ямало-Ненецкого округа объявил Годом дорог. Действительно, в этом году было реализовано несколько крупных проектов: введен мост через реку Пур, открылся всесезонный проезд по дороге Салехард - Надым. С чем связано такое пристальное внимание власти к дорожной сети региона? Какие еще крупные проекты реализованы или начаты в этом году?

- Начну с конца, потому что, действительно, год дорог - это как раз начало. Дмитрий Андреевич (Артюхов, губернатор ЯНАО - ИФ) сразу подчеркнул: в данном случае год не означает календарный год. В этом году мы начали суперактивное приведение в нормативное состояние всех наших дорог. На днях запустили движение в объезд Надыма - там 5 километров. Кто-то скажет "всего", но, во-первых, строительство в условиях Арктики - дело непростое и недешевое. Во-вторых, важна подоплека. Сколько лет жители ждали, когда они будут избавлены от ежегодных проблем! Их ведь "отрезало" каждую весну, размывало проезд. Теперь такого не будет.

В этом году мы начали работу по строительству и ремонту 400 километров дорог. Вы упомянули Пуровский мост, Салехард-Надым - это, без ложной скромности, наша гордость. Исторические объекты. Но для нас, конечно, важен каждый участок. Вот ответ на вопрос о причинах пристального внимания к дорожной сети Ямала.

- Расскажите об основных итогах дорожных работ в регионе в 2020 году. Какие дороги были отремонтированы, какой протяженностью?

- Региональных дорог мы отремонтировали 82 километра, в городах и поселках еще 87 вместо 70 запланированных. На востоке округа, от границы с Югрой, огромная работа проделана. На подъезде к Ноябрьску отремонтировано 27 километров. На участке Коротчаево - Новый Уренгой, где у нас очаг по происшествиям, спрямляем дорогу. Там уже готовы 23 километра. В самом Новом Уренгое строим развязку, тоже масштабный проект. Я могу этот список продолжать. Но, если идти от частного к общему, основным итогом считаю, все-таки, вот этот большой дорожный старт. Теперь будем планомерно идти к финишу.

- Территория Ямала находится в зоне мерзлоты. Оттаивание мерзлотных грунтов негативно отражается на состоянии дорожного полотна. И.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Наталья Сагун на пресс-конференции сообщила, что в регионе начата научно-исследовательская работа по изучению причин просадок дорожного полотна с дальнейшей разработкой ямальского стандарта стабилизации грунтов и укладки дорожного полотна. Какие-то результаты научной работы уже есть? Что выяснили ученые? Как будет решаться проблема?

- Давайте будем реалистами: за короткий срок такую задачу не решить. Наша цель - добиться здесь существенного результата. Чтобы с учетом научного мнения нам удалось строить действительно качественные, безопасные дороги, не требующие бесконечного ремонта. Это амбициозная задача, давайте подождем.

- Ямал второй год участвует в проекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Какие работы ведутся по этой программе?

- В этом году мы на 20 таких объектах вели работы. Без малого 70 километров плюсом к комфортным дорогам. В следующем году только по региональным трассам запланировано работ на 32 километра. Этот нацпроект - он же не только о дорогах. Это вообще о дорожной инфраструктуре, о комфорте и безопасности. Поэтому закупаем комплексы видеофиксации нарушений, теплые остановки. В Салехарде интересный и, на мой взгляд, перспективный с точки зрения эффективности эксперимент проводим с автоматическим освещением пешеходных переходов.

- Кстати, расскажите поподробнее про эту "умную" систему сигнального освещения для пешеходов.

- Мы таких "умных" пешеходных переходов смонтировали 30 штук. Когда человек подходит к "зебре", включается яркое освещение - датчики реагируют на движение. Это именно нерегулируемые переходы, 12 из них у школ и детских садов. Пока еще нет статистики по ДТП, надеюсь, что и не будет.

- Как в этом году будет организована работа по зимней уборке дорог поселений? Какая техника приобретена для этих целей?

- В этой сфере у нас тоже полноценный Год дорог. Губернатор принял решение, и муниципалитеты получили дополнительные субсидии на приобретение самой разной техники. 99 единиц в общей сложности приобрели. В зависимости от потребности где-то даже по 15 машин сразу закупили. Вся техника разная: кому, чего не хватало. Эта нехватка зачастую и становилась причиной, по которой после обильных снегопадов невозможно было оперативно расчистить улицы. Сейчас этот вопрос должен решаться быстрее.

- Какие планы по дорожным работам вы ставите на 2021 год и ближайшую перспективу?

- Планируем пройти более 200 километров в разных видах работ. Это региональные трассы, уже упомянутые участки нашей основной дороги от границы округа: Пуровск - Коротчаево, Пурпе - Пуровск. И от Карамовского поста в сторону Губкинского. К 2023 году мы почти полностью на этой трассе уйдем от плит, около 200 километров заасфальтируем. Дальше, города и поселки - еще 85 километров. Самые большие объемы в городах Лабытнанги, Новый Уренгой, Салехард и в Шурышкарском районе.

- Как пандемия коронавируса отразилась на работе транспортной отрасли? Насколько снизился пассажиропоток по итогам года?

- Отразилась, конечно, не лучшим образом. У нас авиатранспортом хоть и перевезено больше миллиона, но это на 30% меньше прошлогодних показателей. Это логично, люди всю весну практически не могли передвигаться, да и сейчас опасаются. Надеюсь, в скором времени всё вернется на круги своя.

- Изменится ли программа субсидируемых авиарейсов? Появятся ли новые направления из аэропортов Ямала?

- Мы готовимся к следующему транспортному году без оглядки на коронавирус. Субсидируемых рейсов станет больше. Если в этом году округ субсидировал 30 межрегиональных и 27 внутренних рейсов, то в 2021 году будет 34 и 28 рейсов соответственно. Ямальцы в этом году по субсидии полетели в Сочи, Симферополь. Для жителей Салехарда был также решен большой вопрос: рейс на Тюмень стал субсидируемым. В будущем году добавятся рейсы из Надыма в Симферополь и Сочи, из Ноябрьска в Сочи. Очень важно - из Красноселькупа возобновятся рейсы в Салехард и Тюмень.

- Скажите, дефицит вахтовых работников в связи с пандемией коронавируса как сказался? Сколько вахтовиков стройки Ямала недосчитались в этом сезоне? Повлиял ли их дефицит на выполнение строительных планов?

- Назовите сферу, которую не затронула пандемия. Конечно, столкнулись с трудностями. В строительстве у нас много сил обычно привлекается вахтовым способом. В сезон, на пике, я говорю только про стройки за счет бюджета, дефицит работников ощущался. Но, спасибо коллегам, вышли и из этой ситуации. По некоторым объектам были несущественно увеличены сроки строительства, но в целом негативные последствия удалось минимизировать. Сейчас у нас на разных стадиях - от проектирования до строительства - в работе 139 объектов. Основные задачи выполняем, планку на 2021 год и последующие периоды не снижаем.

- В текущем году в связи с пандемией на первый план выходит обеспеченность региона медицинскими учреждениями. Пришлось ли на Ямале строить новые больницы и поликлиники? Где, на сколько мест? Закрывается ли ими на 100% потребность региона в объектах здравоохранения?

- Задачу по здравоохранению губернатор перед нами поставил еще до пандемии, и она тогда уже была масштабной. Во время пандемии Дмитрий Артюхов принял решение построить в Салехарде и Новом Уренгое два инфекционных центра, их сдадут до конца года. Это, конечно, беспрецедентный срок - всего за полгода в Арктике сделать полноценное медицинское учреждение под ключ. В целом, мы сейчас на разных стадиях занимаемся 39 объектами здравоохранения. Это больницы, взрослые и детские поликлиники, станции скорой помощи, участковые больницы. В отдаленных поселках устанавливаются мобильные модульные конструкции. До конца года сдадим три таких "малых амбулатории". Выполняется поручение Президента о внедрении формата "бережливой поликлиники", первая такая уже строится в Новом Уренгое. Пока, конечно, рано говорить о полном закрытии потребности, но я не припомню, чтобы разом столько объектов у нас строилось.

- Какие планы были у региона по строительству жилья и расселению граждан из ветхого и аварийного жилья? Удается ли их реализовать?

- Мы продолжаем выполнять задачу губернатора о расселении 1 млн квадратных метров аварийного жилья до 2025 года. Я отмечу, такая высокая планка - собственная инициатива региона. Миллион "квадратов" - это в 4 раза больше, чем требует нацпроект. По итогам этого года мы расселим более 100 тыс. квадратных метров, это почти 2,3 тыс. семей. За счет увеличения финансирования в 2021 году положительная динамика сохранится по всем жилищным программам. В новые квартиры из аварийного жилья переедут без малого 3,5 тыс. семей. Понятно, что такие темпы расселения надо сопровождать вводом нового жилья. Сейчас практически повсеместно оно строится - почти 200 многоквартирников или свыше полумиллиона квадратных метров. До конца года рассчитываем ввести 3 тыс. квартир, это соответствует нашему плану в 150 тыс. квадратных метров за этот год. В 2021 планируем еще немного поднажать: введем 158 тыс. квадратных метров.

- Расскажите о новой программе переселения граждан из аварийного жилого фонда в другие регионы с 1 января 2021 года. Сколько денег выделено на эту программу, сколько семей смогут участвовать, какие условия участия в программе?

- Бывает, люди готовы переехать из "аварийки" сразу в другой регион. Для тех, кто собрался в Тюменскую область, мы такую меру вводили. И этих желающих, кто проживает в аварийном жилье сейчас, поставили в приоритет на переселение за пределы Ямала. Простая и понятная мера поддержки. Сейчас такую социальную выплату можно использовать при покупке жилья в округе или на юге Тюменской области.

Но с 1 января 2021 года помимо Тюменской области будут доступны все регионы России. Что важно: воспользоваться этой субсидией могут не только владельцы, но и наниматели аварийных жилых помещений. Главное условие - отсутствие другого жилья на территории страны. На заложенные в следующем году средства по этой программе 152 семьи смогут переехать. С 1 января уже начинаем принимать заявки.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще