Урал / Эксклюзив 5 декабря 2018 г. 15:59

Замгубернатора ЯНАО А.Калинин: "Мост через реку Пур может стать единственным в России, который окупится за счет частных средств"

Замгубернатора ЯНАО А.Калинин: "Мост через реку Пур может стать единственным в России, который окупится за счет частных средств"

            Ямало-Ненецкий автономный округ, где реализуются масштабные проекты в сфере добычи углеводородов, привлекает сотни миллиардов рублей инвестиций, а в ближайшие годы планирует еще увеличить их объем. Об источниках роста, о вариантах строительства моста через реку Пур и о концессии, как об инструменте реализации проектов, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Калинин.

            - Александр Владимирович, приближается конец года и, наверняка, уже можно подвести предварительные итоги. Ожидается ли по итогам текущего года рост промышленного производства и инвестиций в основной капитал ЯНАО? На сколько и до каких значений?

            - По итогам этого года мы ожидаем рост объема промышленного производства на 13% по сравнению с прошлым годом. Прежде всего это вызвано запуском проекта "Ямал СПГ". В то же время прогнозируем некоторое снижение инвестиционной активности. Опять же это связано с завершением цикла создания объектов инфраструктуры "Ямал СПГ". По нашим прогнозам, в 2018 году объем инвестиций в основной капитал сократится до 782 млрд рублей. В 2017 году он составил более 1 трлн рублей. Но в течение ближайших нескольких лет за счет ввода новых проектов, как, в том числе, "Арктик СПГ-2", ожидаем, что объем инвестиций в основной капитал вновь приблизится к 1 трлн рублей.

            - Какими способами регион планирует привлекать инвесторов? На какие отрасли делается упор?

            - Базовым сектором экономики ЯНАО, традиционно, является топливно-энергетический комплекс. Крупнейшие инвестиционные проекты, прежде всего, сосредоточены в этой зоне, и на них влияет только рыночная конъюнктура.

            Если говорить о региональных проектах, то это, в первую очередь, транспортная инфраструктура, развитием которой мы сейчас активно занимаемся. Готовим свои проекты в форме концессионных соглашений, государственно-частного партнерства. Прорабатываем вопрос создания двух крупных кластеров - перерабатывающего и кластера промышленных и строительных материалов - то есть щебня, цемента, бетона, продукцию которых можно использовать при строительстве транспортных объектов. Кластеры позволят вовлечь в переработку те ресурсы, которые добываются на территории округа, и выйти на экспортные рынки из порта Сабетта. Но это - перспектива 2023-2025 годов.

            - До лета этого года Вы возглавляли агентство инфраструктурного и промышленного развития региона. Помогает ли Вам этот опыт в нынешней работе?

            - Да, ведь работа в агентстве позволяла смотреть на любой проект с разных сторон: и государства, и инвестора, и банка, предоставляющего кредитные ресурсы, и потребителя этой услуги. Необходимо думать обо всех участниках, понимать все нюансы на всех этапах взаимодействия с каждой из сторон. Конечно, это - ценный опыт. И, на мой взгляд, он необходим, чтобы заниматься вопросами экономики такого непростого, но перспективного региона, как Ямало-Ненецкий автономный округ.

            - 23 ноября депутаты Заксобрания ЯНАО приняли бюджет на 2019 год, он, как и в этом году, бездефицитный. Более того, на протяжении долгого времени в структуре госдолга ЯНАО отсутствуют банковские кредиты. Планирует ли регион и дальше придерживаться этой политики?

            - Решения о привлечении заемных средств всегда принимаются, исходя из потребности в них. На сегодняшний день бюджет ЯНАО - устойчив, его доходная база подтверждена, и мы не видим необходимости в привлечении банковского финансирования. Но в перспективе можем вернуться к этому вопросу. Это может быть и банковское, и облигационное финансирование.

            Отдельно отмечу, что, несмотря на некоторое сокращение нашего присутствия на кредитном рынке, мы постоянно поддерживаем наши кредитные рейтинги в форме. Традиционно имеем высшие оценки по российской шкале, инвестиционные оценки по международной шкале, что, безусловно, позволяет региону в случае необходимости достаточно легко и на выгодных условиях привлекать заемные средства.

            - Осенью округ досрочно рассчитался с группой ВИС за соцобъекты, построенные в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Планируется ли применять этот опыт для строительства новых соцобъектов?

            - Да, безусловно, тем более, что поставленная президентом РФ задача требует ускорить решение ряда социальных вопросов, к которым относится строительство новых объектов. Прежде всего это объекты здравоохранения, школьного и дошкольного образования. В этих сферах инструментарий ГЧП может быть весьма востребован. Я думаю, что уже в краткосрочной перспективе мы увидим примеры применения этого инструментария в новых условиях.

            - В регионе реализуется масштабный концессионный проект - холдинг "Аэропорты регионов" реконструирует аэропорт Нового Уренгоя. На какой стадии он находится?

            - Реализация идет по плану. В сентябре функции оператора переданы инвестору - ООО "Уренгойаэроинвест", которое входит в холдинг "Аэропорты регионов". Уже сейчас ведется проектирование реконструкции аэропорта. Мы ожидаем, что в ближайшие месяцы оно будет завершено, и весной станем свидетелями начала подготовки к строительству нового терминала. В целом мы оцениваем ход реализации проекта позитивно, а на его перспективы смотрим с большим оптимизмом.

            - На Ваш взгляд, возможно ли применить концессионную схему для реконструкции других аэропортов региона? Могут ли быть заинтересованы инвесторы в участии в данных проектах, учитывая, что объем перевозок через аэропорты ЯНАО - не такой большой, как через аэропорты многих других регионов?

            - Ямал в этом плане - регион особенный, на нашей территории расположены десять авиаузлов. Семь из них принимают и отправляют пассажиров, грузы и почту внутри округа и за его пределы, еще три аэропорта (Бованенково, Сабетта и Ямбург) - ведомственные, они обеспечивают грузовые и вахтовые перевозки.

            Содержать аэропорты - не дешево, но они необходимы, ведь авиация, порой, - единственный надежный способ доставки людей и грузов. Проект реконструкции аэропорта Нового Уренгоя интересен тем, что это была первая аэропортовая концессия в стране, и она открывает целый сегмент рынка. Но крупные российские аэропорты - так или иначе - уже распределены между основными игроками на этом рынке, поэтому потенциал роста здесь ограничен.

            В то же время спрос на перевозки, даже несмотря на рост стоимости авиабилетов, продолжает расти. Также существует большой спрос в регионах на качественные авиационные и аэропортовые услуги. В связи с этим именно формат концессии позволяет сделать экономически целесообразным реализацию тех проектов, которые в обычных рыночных условиях бы не окупились.

            Мы, со своей стороны, не исключаем, что будем изучать возможность применения концессионной схемы в отношении других наших аэропортов.

            - В продолжение разговора о концессии: недавно ЯНАО завершил сбор заявок на заключение концессионного соглашения по строительству моста через реку Пур. Единственным претендентом стало ООО "Региональная инфраструктурная компания" (структура АО "Мостострой-11"). В ближайшее время будет проведена заключительная проверка документации, а в декабре состоится подписание соглашения. Можете ли Вы озвучить, какой вариант реализации проекта предложила компания?

            - Да, сейчас идет подготовка к заключению концессионного соглашения. Предложение частного инвестора предусматривает две альтернативы. В случае, если Госдума примет одобренные правительством РФ поправки в законодательство, разрешающие строительство в районах Крайнего Севера платных дорог при отсутствии альтернативного бесплатного проезда, мы рассчитываем, что сможем обеспечить 100%-ый возврат капитала инвестору за счет оказания платных услуг для крупногабаритной техники. Тогда это будет, пожалуй, единственный в России мост, который окупится за счет частных средств.

            Если Госдума соответствующие поправки не примет, тогда мост станет бесплатным для грузовиков, а с частным инвестором, на чьи деньги предполагается строительство, мы будем рассчитываться в течение последующих лет.

            - На Ваш взгляд, целесообразно ли строить по такому же принципу - концессии - другие дороги и мосты в регионе?

            - В каждом конкретном случае механизм, который выбирается для реализации проекта, должен быть обоснован. Если мы говорим о крупных инфраструктурных проектах, комплексном освоении территории, то концессия, как правило, интересна с экономической точки зрения. Концессия позволяет корректно распределять риски и денежные потоки, а с учетом отложенных платежей - начать раньше получать бюджетный эффект.

            В других случаях есть смысл применять классические инструменты, например, финансировать стройку из бюджета. Но, по моим ощущениям, у нас есть еще потенциал для реализации концессии в разных отраслях.