Екатеринбург. 13 апреля. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Символ шоссейно-кольцевых гонок СССР - гоночный автомобиль "Эстония-15" - стал новым экспонатом музея автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме (Свердловская область), сообщает пресс-служба металлургической компании.
Первый гоночный болид в конце 1950-х годов в Прибалтике вместе с группой энтузиастов спроектировал Антс Сейлер. Так, в сентябре 1958 года при поддержке Таллинского опытного авторемонтного завода (ТОАРЗ) появился автомобиль "Эстония-1".
В автоклубах СССР первые серийные гоночные болиды "Эстония-3" в количестве 30 штук появились в 1961 году. В 1968 году советские гонщики участвовали в Формуле-4 на автомобилях "Эстония-15".
"Кузов автомобиля был довольно узким (670 мм), изготавливался из стеклопластика и имел хорошую аэродинамическую форму. Спинка сиденья была наклонена под таким углом, что гонщик располагался в машине полулежа, держа руль почти полностью вытянутыми руками", - говорится в сообщении.
Отмечается, что в автомобиле располагался двухтактный двигатель серийного мотоцикла "Иж-Юпитер" с воздушным охлаждением, объемом 347 см3, форсированный до 32 л.с., максимальная скорость - 150 км/ч. Коробка передач также ставилась от серийного мотоцикла. В болиде использовались шины от мотоколяски СМЗ-СЗА, которая стала известной как "моргуновка" после выхода на экраны кинофильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".
Кроме того, характерными особенностями автомобиля были независимая подвеска и дисковые тормоза всех колес, реечное рулевое управление и трубчатая рама в виде фермы. Также у машины отсутствовали радиатор, дифференциал, передача заднего хода.
"Гонщики могли вносить изменения в свои автомобили, которые были регламентированы: например, ставить два карбюратора вместо одного, заменять стандартный двигатель "ИЖ-Юпитер" на чехословацкий CZ, менять кузовные панели. Благодаря этим решениям спортсмены добивались более высокой скорости прохождения круга", - сказано в пресс-релизе.
За период с 1968 по 1981 годы советские гонщики на болидах "Эстония-15" одержали 36 побед на этапах чемпионатов СССР, выиграли по четырнадцать золотых, серебряных и бронзовых медалей.
Производство "Эстоний-15" продолжалось три года. В 1970 году "Эстония-15" была незначительно модернизирована и к индексу добавилась буква "М". Всего с 1969 по 1976 гг. был выпущен 221 автомобиль.