Урал / Новости 5 сентября 2018 г. 17:56

Освоение Арктики было бы проще, если бы 501-я стройка была завершена – врио губернатора ЯНАО

Салехард. 5 сентября. ИНТЕРФАКС-УРАЛ – Железная дорога Салехард – Игарка, теперь известная как "мертвая дорога" или 501-ая стройка, могла бы ускорить освоение севера, если бы была завершена, считает временно исполняющий обязанности губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.

"Конечно, сердце кровью обливалось, когда видно было, что чуть-чуть не хватило (достроить – ИФ). Смотришь на карту, накладываешь ту 501-ю стройку и понимаешь, что в свое время, не зная этого совершенно, проектировщики провели дорогу по всем нашим крупнейшим месторождениям, которые открыли чуть позже: Медвежье, Уренгойское", - заявил Д.Артюхов в интервью, опубликованном на одном из каналов в YouTube.

По его словам, это проект с очень долгой историей. "Конечно, сегодня это очевидно, если бы стройка была завершена в те годы, освоение севера нашей стране бы стоило меньших ресурсов, это была бы очень необходимая дорога", - подчеркнул врио губернатора ЯНАО.

Он добавил, что сейчас ожидается вторая волна освоения Арктики, необходимо улучшать логистику и теперь есть возможность этот проект преподнести по-новому. "Поэтому проект снова своевременный и мы рады, что уже в XXI веке уже подходим к его реализации", - добавил Д.Артюхов.

Как сообщалось, строительство железной дороги Салехард - Игарка, известной также как "мертвая дорога", в 1947-1953 годах было одним из проектов ГУЛАГа. Трасса должна была пролегать вдоль Полярного круга и связывать отдаленные районы севера Сибири, богатые полезными ископаемыми.

Стройка была засекреченной и имела номера: N501 - Обское направление, N503 - Игарское направление. За шесть лет заключенными было построено около 800 км пути, что составляло примерно половину из того, что было запроектировано. В мае 1953 года, вскоре после смерти Сталина, было принято решение стройку закрыть и ликвидировать.

Также сообщалось, что на Ямале планируется реализовать проект по строительству Северного широтного хода (СШХ, железнодорожная магистраль Обская-Коротчаево), часть которого повторяет маршрут строившейся ж/д Салехард – Игарка.

Создание Северного широтного хода призвано сократить протяженность транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Баренцева и Карского морей, а также обеспечить развитие Арктики.

Проект предполагается реализовать по концессионной схеме, соответствующее концессионное соглашение планируется подписать в ближайшие дни.