Урал / Новости 30 июля 2012 г. 06:07

Решить проблему неритмичности работы желдорог можно, только изменив законодательство - СвЖД

Екатеринбург. 30 июля. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Претензии к перевозке порожних вагонов по Свердловской железной дороге (СвЖД, филиал ОАО "РЖД) по итогам 5 месяцев 2012 года составили более 90% общего числа претензий к качеству перевозок, сообщает желдорога.

"За 5 месяцев 2012 года из общего количества претензий, предъявленных к РЖД (в зоне ответственности СвЖД - ИФ) за перевозки в местном сообщении, претензии за просрочки в доставке порожних собственных вагонов составляют 91,8%", - говорится в сообщении.

Как отмечает желдорога, в настоящее время она работает в условиях ограниченных пропускных и провозных способностей. Существовавшие ранее резервы СвЖД во многом исчерпаны, и формируется серьезный риск сдерживания развития ряда отраслей из-за "узких мест" железнодорожной инфраструктуры. При этом с 2000 года грузооборот по Свердловской железной дороге вырос на 32%. В 2012 году грузооборот уже на 10% превысил показатели прошлого года.

Как сообщалось, ранее в пятницу НПК "Уралвагонзавод" заявил, что его планы по производству подвижного состава в 2012 году в объеме не менее 27 тыс. полувагонов и цистерн могут быть сорваны из-за неритмичной работы СвЖД. Проблемы связаны с доставкой по СвЖД необходимых для производства подвижного состава грузов, а также с отправкой уже готовой продукции.

Желдорога отмечает, что проблема управления перевозками в последнее время обострилась из-за отставания нормативной правовой базы от темпов реформирования отрасли. На СвЖД образовался дисбаланс между технологией использования вагонов собственниками и технологическими возможностями железнодорожной инфраструктуры.

В 2012 году в границах магистрали осуществляют свою деятельность 384 собственника подвижного состава, работает 112 операторских компаний, из них 11 компаний перевозят 60% грузов, а 101 оператор - остальные 40%.

Использование грузовладельцами и владельцами подвижного состава логистических схем работы вагонов, не учитывающих технологическую эффективность, привело к тому, что в настоящее время на СвЖД рабочий парк превысил технологический максимум на 11 тыс. вагонов. Парк порожних вагонов превышает нормативный на 15%. Процент порожнего пробега с начала года увеличился на 1,5% к уровню прошлого года и составил 41,2%. Занимая инфраструктуру более 3 суток без грузовых операций, простаивает более 23 тыс. вагонов собственников. При этом ежесуточная погрузка СвЖД составляет 5,9 тыс. вагонов.

В числе факторов, негативно влияющих на эффективность грузовых перевозок, СвЖД отмечает и обострившуюся проблему сверхнормативных простоев вагонов на подъездных путях промышленных предприятий. За 6 месяцев 2012 года по дороге время нахождения вагонов на ж/д путях необщего пользования достигла 50,5 часа (+38,8 часа к норме). Потери погрузочных ресурсов - 398 тыс. вагонов.

СвЖД разработала комплексную программу снятия инфраструктурных ограничений. Она предусматривает, в том числе, и необходимость развития инфраструктуры подъездных путей промышленных предприятий.

В рамках существующего правового поля пока не удается добиться значительных результатов в снижении встречного порожнего пробега вагонов, отмечается в сообщении. Поэтому необходимо законодательно закрепить ответственность собственников пустых вагонов за непроизводительное занятие путей общего пользования, финансовую ответственность за встречное перемещение порожних вагонов.

Изменились производственные отношения, но остались прежние нормативные подходы, поясняет желдорога. Раньше они были ориентированы на повышение ответственности перевозчика за доставку именно груза. Порожний же вагон раньше являлся обезличенной тарой, подлежащей общесетевой регулировке и, по сути, не имеющей аналогичной грузу ценности. Поэтому штрафные санкции назначались за просрочку в доставке товаров, а не порожняка. В настоящее время, с переходом порожнего вагона в понятие "груз на колесах", все радикально поменялось. Получается, что его владелец вправе требовать соблюдения старых нормативов по срокам доставки, а вот перевозчик уже не может использовать традиционный балансовый метод управления вагонными парками и легко попадает под штрафы.

В начале мая 2012 совет директоров ОАО "РЖД" одобрил основные принципы и ход работы над проектом Единого сетевого технологического процесса железнодорожных грузовых перевозок. Одним из важных элементов управления парками является переход от непрерывного приема заявок к месячному планированию перевозок не только грузов, но и порожних вагонов. Порожний вагон может быть выведен с путей необщего пользования, принят к перевозке и отправлен лишь при наличии договора между оператором, владельцем подвижного состава и владельцем путей необщего пользования. Для внедрения новой технологии также необходимо завершить формирование законодательной базы согласно предложений РЖД, отмечается в сообщении СвЖД.