Interfax-Russia.ru – Уральская горно-металлургическая компания 9 мая открыла в Музее военной техники железнодорожную экспозицию, посвященную подвигу железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, сообщает пресс-служба УГМК.
Выставка, разместившаяся на площади более 2 га представляет собой полноразмерный макет станции Узловая, где показаны основные элементы станционного оборудования того времени: водонапорная башня, кран для загрузки угля, колонки для воды.
Экспозиция была воссоздана по фотографии железнодорожной станции города Ревда Свердловской области. На пяти путях расположены основные типы эшелонов того времени во главе с подлинными паровозами и подвижным составом 40-х годов XX века: санитарные вагоны и пассажирские вагоны, "теплушки", 4-осные и 2-осные платформы, бронеавтомобили на железнодорожном ходу, вагон-цистерна, зенитные платформы.
"В центре железнодорожной экспозиции разместился настоящий бронепоезд, воссозданный на основе оригинального паровоза и платформ специалистами участка ремонта и реставрации военной техники и ретро-автомобилей ОАО "Уралэлектромедь", - отмечается в сообщении.
Как отмечают специалисты музея военной техники УГМК, создание данной экспозиции, на которое ушло около 2 лет, событие уникальное для российского музейного дела.
"Даже ее формирование уже обросло легендами. Так, два паровоза серии Ов, которые железнодорожники называли "овечками", были доставлены в Верхнюю Пышму из ямальской тундры, с заброшенной "Мертвой дороги", которую в конце 40-х годов строили заключенные ГУЛАГа", - сообщает пресс-служба.
Чтобы привезти эти паровозы на большую землю, специалистами автотранспортного цеха "Уралэлектромеди" было организовано три масштабных экспедиции общей продолжительности более двух месяцев, в ходе которых паровозы были разобраны на составные части и доставлены до ближайшего транспортного узла самым большим в мире грузовым вертолетом МИ-26, а затем на автотралах проехали более 2 тысяч километров.
Еще один паровоз серии Еа прибыл в Верхнюю Пышму из Уссурийска. Прицепляемый к товарным составам, своим ходом "железнодорожный ветеран" преодолел более 7 тысяч километров.
В церемонии открытия экспозиции приняли участие начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов, генеральный директор УГМК Андрей Козицын и директор ОАО "Уралэлектромедь" Владимир Колотушкин.
"Мы открываем эту выставку не просто так – это своеобразный памятник подвигу советских, в том числе – и уральских, железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Всего наша новая экспозиция насчитывает 29 образцов, каждый из которых – участник войны против гитлеровской Германии. Я хотел бы поблагодарить всех, кто помог нам в создании этой уникальной коллекции: президента РЖД Владимира Якунина, начальника Свердловской железной дороги Алексея Миронова. Также от себя, от сотрудников нашего Музея военной техники УГМК и строителей – я благодарю всех, кто создавал и помогал создавать этот самый настоящий памятник подвигу железнодорожников времен Великой Отечественной войны",- сказал генеральный директор УГМК А.Козицын.
Открытие железнодорожной экспозиции стало одним из центральных мероприятий, которые проходят в Верхней Пышме 9 Мая. Празднование дня Победы началось с победной плавки меди в честь ветеранов-металлургов в медеплавильном цехе ОАО "Уралэлектромедь" (предприятие металлургического комплекса УГМК), предприятии, из меди которого производилось порядка 80% всех советских гильз для патронов и снарядов. После этого у мемориального комплекса "Журавли", установленного в честь заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, состоялся памятный митинг.
Во всех торжественных мероприятиях 9 Мая принимают участие не только верхнепышминцы, но и ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда и труженики тыла изо всех городов Свердловской области, где расположены предприятия Уральской горно-металлургической компании - более 100 человек приехали в Верхнюю Пышму на специально оборудованных автобусах в сопровождении медицинских работников.
Кульминацией праздничных мероприятий стало торжественное шествие военной техники времен Великой Отечественной войны. По центральным улицам Верхней Пышмы прошли 32 боевые машины, восстановленные и поставленные на ход специалистами участка реставрации и ремонта военной техники и ретро-автомобилей "Уралэлектромеди". Это рекордное количество техники, которое принимает участие в VI традиционном верхнепышминском торжественном шествии, посвященном Великой Победе.
Традиционно колонну возглавила легендарная "тридцатьчетверка" (Т-34-76). Впервые перед гостями праздника предстанла танкетка Т-27, принятая на вооружение Красной Армии в 1931 году, легкий танк Т-70, активно применявшийся при обороне Сталинграда и во время Курской битвы, а также легендарный трехбашенный средний танк Т-28, созданный в начале 30-х годов прошлого века и считавшийся сильнейшим в своем классе. Ярким элементом торжественного шествия стало выступление звеньев современных боевых самолетов и вертолетов.
После торжественного шествия верхнепышминцы и гости города отведали настоящую солдатскую кашу, изготовленную по специальному рецепту. Дегустация полевой гречки с тушенкой и луком организована в двух войсковых походных палатках возле мемориала "Журавли". Завершится празднование Дня Победы красочным салютом.
Музей военной техники УГМК (Верхняя Пышма) является одним из самых крупных российских музеев военно-технического профиля, наряду с музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти и Саратова. Его территория составляет около 2 га. В коллекции музея более 200 образцов военной техники, раритетных автомобилей и мотоциклов отечественного производства.