Екатеринбург. 12 декабря. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - АО "Уральский завод транспортного машиностроения" ("Уралтрансмаш", входит в корпорацию "Уралвагонзавод") необходимо было поддержать в выпуске инновационного трамвая R1, освободив от части налогов, считает председатель федерального политкомитета "Яблока" Григорий Явлинский.
"Типичная ситуация, когда в России делается что-то самое интересное и передовое, а кончается тем, что производят и вводят это в экономику где-то совсем в других местах", - заявил Г.Явлинский на пресс-конференции во вторник в пресс-центре агентства "Интерфакс-Урал" в Екатеринбурге.
Он отметил, что "Уралвагонзавод" создал трамвай, аналогов которому нет во всем мире. Его долго разрабатывали, а в итоге решили, что производить R1 не будут из-за ряда сложностей. Г.Явлинский провел аналогию с лампой Яблочкова, с радиосигналом Попова, а также с ситуацией с первым спутником, который впервые был запущен советскими специалистами, а в итоге у России оказалось меньше 1% мировых космических телекоммуникаций.
"Мы все делаем первые, но ничего не можем делать для себя и своей экономики. Вот и получается, что экономический механизм в России настолько косный, что он не позволяет ничему развиваться по-настоящему. Люди придумать могут, а запустить это в производство не могут никак", - отметил лидер "Яблока".
По его мнению, "Уралтрансмаш" и другие машиностроительные предприятия должны быть освобождены от НДС на 2-3 года. В итоге это не только простимулирует ускорение самого производства, но и позволит предприятиям заниматься модернизацией и новыми разработками. А для тех, кто выходят на рубежи мировой конкурентоспособности, Г.Явлинский предлагает также рассмотреть вопрос освобождения на определенный период от налогов на прибыль, имущество и землю.
"Просто оставить одни социальные налоги и дать людям прорваться на рынки, надо дать людям встать на ноги и развиваться", - подытожил он.
Как сообщалось, R1 был разработан компанией "ОКБ Атом" по заказу корпорации "УВЗ". Презентация трамвая прошла в 2014 году. Кузов вагона был выполнен из композиционных материалов, модульная конструкция позволила установить кабину, отвечающую требованиям заказчика.
По техническим характеристикам R1 является вагоном челночного типа, который не нуждается в развороте в конце пути. Длина вагона - 24 метра, ширина - 2,5 метра. Вместимость R1 в разных конфигурациях - от 190 до 270 человек, количество сидячих мест - 28-50. Вагон устанавливается на две колесные тележки, с каждой стороны у него по четыре прислонно-сдвижные двери сложной геометрии. Особенности тележки позволяют трамваю эксплуатироваться при ощутимых дефектах рельсов.
Изначально говорилось о возможности серийного производства R1 с 2016 года. Позже предприятие приняло решение выпускать трамваи при условии конкретных заказов. В результате осенью 2017 года УВЗ сообщил о полном отказе от серийного производства инновационных трамваев.
"Уралтрансмаш" специализируется на производстве самоходных артиллерийских установок и гусеничных минных заградителей, а также изготавливает продукцию гражданского назначения, в частности, трамваи. Мощности завода позволяют выпускать около 120 трамваев в год. 99,16% акций компании принадлежит ОАО "Уралвагонзавод".
"Уралвагонзавод" - многоотраслевой машиностроительный комплекс, выпускающий около 100 видов продукции, в частности, военную технику, дорожно-строительные машины, цельнометаллические полувагоны, специализированные вагоны и железнодорожные цистерны. 100% акций компании принадлежит государственной корпорации "Ростех".