Interfax-Russia.ru – Байкеры Екатеринбурга успешно завершили мотопробег длинной в 8 тыс. км, посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пять мотоциклов, пять байкеров клуба "Черные ножи" и 8 тыс. километров по российским дорогам. Мотопробег "Дорогами Победы" прошел по городам фронтового тыла, от Екатеринбурга до Архангельска.
Поддержать необычный пробег решилось руководство одного из региональных банков. "Под окнами нашего центрального офиса находится место, где собираются байкеры клуба, - пояснил журналистам председатель правления СКБ-банка Владимир Пухов. – Мы присмотрелись к ним, поняли, что они – люди увлеченные и откликнутся на предложение участвовать в таком социальном проекте".
Байкеры прошли всю трассу без машины сопровождения и домой возвращались на своих мотоциклах. Четверо участников – на спортивных YAMAHA FJR1300A, старший пробега Юрий Драница – на туристическом Harley-Davidson Road King.
Уральцы посетили Пермь, Ижевск, Рязань, Москву, Ярославль, Вологду и Архангельск. Как рассказал Драница, самый короткий участок пути был между Екатеринбургом и Пермью - 360 км. Самый длинный перегон – от Вологды до Архангельска - почти 700 км. И в каждом городе, обозначенном в маршруте, – встречи с ветеранами войны и конечно с байкерами из местных клубов.
"Когда въезжали в город, то нас встречали прямо по-царски, - отметил старший пробега. – Сопровождали до места встречи, кормили обедом. Все на высшем уровне". А в дороге случалось разное.
По словам участников пробега, самым неприятным оказался на обратном пути участок дороги Архангельск-Котлас. Здесь байкеров буквально замучили оводы. "100 км пути по дороге, засыпанной щебнем и песком, преодолевали 5 часов. Отбиваясь по жаре от оводов размером с мизинец", - вспоминали байкеры. Впрочем, были и другие сильные впечатления.
"Дорога от Вологды до Архангельска. Вдоль дороги глухие леса, нет никакого жилья. И вдруг поперек дороги коридор шириной километров восемь. Это где-то за неделю до нашего проезда прошел ураган, - рассказал Юрий Драница. - Деревья поломаны, как спички. Ураган вырвал их из земли с корнями. Смотришь на это и понимаешь, что перед стихией человек, как ни кичится своей значимостью, просто никто. Это потрясло".
Впрочем, войну тоже можно сравнить с безжалостной стихией. Но встречи с ветеранами той войны, проходившие в каждом городе по пути следования пробега, их сила духа и оптимизм оставили у участников не менее сильное впечатление, чем следы урагана. Как объяснили уральские байкеры, ветераны не ожидали, что о них вспомнят после того, как закончились майские торжества.
"Даже видно было. Поговоришь с ними – они уже и выпрямлялись, и болячки свои забывали. Вспоминают о них 9 мая, а люди они очень пожилые, кто-то доживет, а кто-то не доживет до следующего года", - сказал Драница.
В первом городе по маршруту пробега, в Перми, байкеры успели принять участие в матче по пейнтболу с командой военной части, причем "Черные ножи" выиграли. Затем вместе с членами пермских клубов "Мото-59" и "Вороны" они проехали через город и возложили цветы к Вечному огню у памятника Уральскому добровольческому танковому корпусу.
Стоит отметить, что клуб "Черные ножи" назван в честь 10-го Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса.
24 февраля 1943 года по инициативе трудящихся Урала был сформирован 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. Он был укомплектован добровольцами и оснащен оружием и военной техникой, изготовленной за счет добровольных взносов трудящихся Свердловской, Челябинской и Пермской областей. В свою очередь рабочие прокатного цеха N3 Златоустовского машиностроительного завода изготовили и подарили бойцам и командирам танкового корпуса, в том числе бойцам разведывательного батальона корпуса, ездившим на мотоциклах, 3 тыс. 355 финских ножей с лезвием черного цвета из специально закаленной стали.
Позднее 30-й Уральский добровольческий танковый корпус за участие в ряде боевых операций получил звание Гвардейского и, соответственно, другой номер - 10-й. Клуб байкеров "Черные ножи", созданный восемь лет назад, был назван в честь корпуса в том виде, в каком он закончил войну, то есть 10-го Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса. И на протяжении всех этих восьми лет байкеры неразрывно связаны и постоянно общаются с ветеранами войны.
Первый день пробега по трассе "Екатеринбург - Пермь" оставил у байкеров только приятные впечатления. На одном из отрезков пути, уже перед Пермью, дорога узка, при этом по ней постоянно идет большой поток грузового длинномерного автотранспорта. Но так как байкеры шли без машины сопровождения, то им вполне хватало полосы посередине дороги между фурами.
"Вообще водители-дальнобойщики очень уважительно относятся к мотоциклистам с номерами из других регионов, - рассказал участник пробега Андрей Михеев. – Всегда пропускают, приветствуют. Если пост ДПС – поморгают фарами. На стоянках подойдут, поинтересуются, кто мы, откуда, сколько проехали".
Кстати, инспекторы ГИБДД проверяли у байкеров документы всего один раз - на границе Ижевской области. А за нарушения правил – превышение скорости – остановили тоже только один раз, в Вологодской области. Но когда инспекторы ГИБДД узнали, что байкеры едут в Вологду на встречу с ветеранами, то отпустили и пожелали счастливого пути.
В Вологду байкеры прибыли на шестой день путешествия. На финишном отрезке пробега до Архангельска с дистанции сошел мотоцикл Дмитрия Мертвищева, и он смог присоединиться к товарищам только на обратном пути.
А вот в Архангельске уральцев ждал сюрприз. "Мы въехали в центр города. К нам подходит мужчина, спрашивает, как мы доехали. Мы отвечаем: "Спасибо, хорошо". А он в ответ: "Можно с вами познакомиться? Я – мэр Архангельска Павленко". Виктор Павленко вручил байкерам сувениры – майки с логотипом Архангельска. И был очень удивлен, что и обратный путь они намерены проделать на своих мотоциклах.
Говорят, дорога домой всегда короче. Но обратный путь "Черные ножи" действительно проделали быстрее. Потому что на обратному пути не было регламента, официальных встреч, и ехали они с ветерком, с утра и до позднего вечера. Впрочем, иногда условия ночевки были такими, что, как отметил Юрий Драница, "лучше было хорошо ехать, чем плохо лежать". Например, в железнодорожном вагоне, приспособленном под гостиницу. Этот "отель" за день раскалился на солнце до такой степени, что даже ночью байкеры чувствовали себя в нем словно в печи. И после такой ночевки пустились в путь, лишь только забрезжил рассвет.
Возможно, в будущем сезоне "Черным ножам" удастся продолжить традицию патриотических мотопробегов. Как рассказали участники акции "Дорогами Победы", байкеры уже немало знают о боевом пути Уральского добровольческого танкового корпуса. Дело в том, что в апреле 2004 года ветераны передали в дар клубу часть материалов, связанных с историей героев-мотоциклистов.
Так, согласно этим материалам, за 22 месяца танковый корпус прошел с боями 3 тыс. 800 км. Повторить этот путь, пройти по следам боев корпуса, если не до Берлина и Праги, то хотя бы до линии Висла-Одер – это, как заявили байкеры, "тема следующего сезона".
Пока этим летом на очереди традиционный байкерский рок-фестиваль, который "Черные ножи" посвящают 65-летию Победы. На военном аэродроме "Арамиль" в окрестностях Екатеринбурга будет, в частности, устроены выставки мотоциклетной техники времен Великой Отечественной войны. Экспонаты для выставки представят коллекционеры Екатеринбурга и Челябинска.
Обозреватель Елена Глушкова