Урал / Точка зрения 11 февраля 2011 г. 17:17

Битва за пассажира

Interfax-Russia.ru – Нелегальные перевозчики Магнитогорска (Челябинская область) начали войну за рынок пассажирских перевозок: уже сгорели первые три "Газели".

Три сгоревшие пассажирские "Газели" и "итальянская забастовка" муниципального автопарка – вот первые итоги 10 дней борьбы за рынок пассажирских перевозок, развернувшейся в Магнитогорске между нелегальными, легальными перевозчиками и муниципальным автотранспортным предприятием. В свою очередь в администрации города уверены, что оптимизация рынка пассажирских перевозок пойдет только на пользу жителям Магнитогорска.

До 1 февраля горожане могли пользоваться как общественным транспортом, то есть трамваями и автобусами, так и маршрутными такси. При этом, как рассказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе администрации Магнитогорска, по итогам прошлого года убытки от деятельности автотранспортного центра (АТЦ) МП "Маггортранс" превысили 70 млн рублей. И эти убытки пришлось гасить за счет городского бюджета.

В то же время не все частные маршрутные такси, основные конкуренты муниципальных автобусов, соблюдали правила пассажирских перевозок и просто правила дорожного движения.

"Еще до Нового года абсолютно всех перевозчиков, работавших на внутренних городских маршрутах, предупредили о том, что администрация Магнитогорска проведет конкурс на право маршрутных перевозок, - пояснил сотрудник пресс-службы города Андрей Акатьев. – Но из 34 предпринимателей, чьи "Газели" возят горожан, заявки на участие в конкурсе подали только 8".

По словам собеседника Interfax-Russia.ru, власти города с особой тщательностью отнеслись к соблюдению всех условий проведения конкурса и ко всем требованиям действующего законодательства, поскольку сразу было ясно, что не прошедшие конкурс перевозчики не смогут больше возить жителей Магнитогорска. В итоге все восемь заявителей получили право законно перевозить граждан по тем же маршрутам, что и муниципальный автотранспорт.

А для того, чтобы данное решение не принесло еще больших убытков МП "Маггортранс", одним из условий конкурса было обязательство найма частниками автобусов муниципального предприятия. Схему власти города предлагали следующую: в часы пик частные предприятия, легально перевозящие горожан на "Газелях", выводят на маршруты большие автобусы муниципального автотранспортного центра. "Такое условие объясняется еще и тем, что в короткий срок легальные перевозчики просто не сумеют обновить автопарк, купить современные большие автобусы. А с другой стороны, это требование становится дополнительной гарантией того, что и работники муниципального предприятия не останутся без работы и без заработка", - пояснил Андрей Акатьев.

Однако у тех, кто отказался от участия в конкурсе, были на то свои веские причины. Как сообщали местные СМИ, "частников" напугало не только требование переоснастить автопарк и нанимать муниципальные автобусы. Они также посчитали, что не обязаны платить за работу на муниципальном маршруте. Ведь за право работать на муниципальных маршрутах владелец каждого микроавтобуса обязан перечислять в городской бюджет фиксированную сумму.

Несколько лет назад подобные разногласия между "маршруточниками" и муниципалитетом были в Екатеринбурге. Однако тогда городские власти заняли жесткую позицию. Они заявили, что муниципальные маршруты оборудованы остановочными комплексами, на них стабильно большой пассажиропоток, да и дороги на этих маршрутах в хорошем состоянии. Следовательно, здесь частники могут заработать больше, поэтому должны за это заплатить. В конце концов, все противоречия между частными перевозчиками и городскими властями были урегулированы, хотя и не без взаимных обид и обвинений.

В Магнитогорске частные перевозчики, не согласившиеся с новыми условиями работы, попытались "надавить" на муниципалитет по-своему. Сначала, за несколько дней до 1 февраля, они резко снизили в маршрутках стоимость проезда с 15 до 10 рублей. Власти Магнитогорска честно предупредили жителей города, что после 1 февраля желающие сэкономить на проезде рискуют не доехать до места назначения, так как ГИБДД получит указание тормозить "маршрутки" нелегальных перевозчиков.

Как сообщает управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе, "в отношении остальных перевозчиков (не прошедших конкурс – ИФ), инициированы мероприятия по привлечению к ответственности по ст. 9 Закона "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (нарушение муниципальных нормативных правовых актов в сфере организации транспортного обслуживания населения)".

По данным Генпрокуратуры РФ в УрФО, "результатом этого стали поджоги транспортных средств легальных перевозчиков. В период с 1 по 4 февраля были сожжены три пассажирские "Газели", пострадали два водителя".

Кроме того, в конфликт вступила еще одна сторона – муниципальное предприятие "Маггортранс". Сотрудники предприятия начали "итальянскую забастовку", не желая выводить машины из гаража. "Из 80 автобусов, которые должны были 1 февраля перевозить горожан в час пик, на линию вышли 15. То есть работники пришли на рабочие места, но пользовались любым предлогом, чтобы объявить машину неисправной и не выводить ее из гаража. Кроме того, часть "Газелей" легальных перевозчиков также остались на стоянках, люди просто боялись приступить к работе", - рассказал Interfax-Russia.ru сотрудник пресс-службы Магнитогорска Андрей Акатьев.

Тогда же на местных интернет-ресурсах появилась ссылка на требования к руководству МП "Маггортранс" со стороны автотранспортного центра. Как подтвердил Акатьев, такие требования действительно были, причем в двух вариантах. В первом варианте они касались условий коллективного договора и сохранения льгот для работников предприятия, работающих на автобусах, арендованных легальными частными перевозчиками. Кроме того, последний пункт требований предусматривал вето на сокращение штата предприятия до выполнения других требований документа. Позже появился второй вариант документа. В нем дополнительно выдвигалось требование администрации Магнитогорска: "отменить результаты конкурса на право заключения договоров на оказание транспортных услуг населению города".

Эта цитата – точная выдержка из текста документа, подписанного председателем собрания трудового коллектива АТЦ МП "Маггортранс" П.Авдошиным. Текст данного документ есть в редакции Interfax-Russia.ru, однако подтвердить или опровергнуть его подлинность в самом муниципальном предприятии не смогли. Телефонный номер, с которого был отправлен факс с текстом требований, датированный 3 февраля, действительно принадлежит предприятию. Но, как заявил собеседник Interfax-Russia.ru, пожелавший остаться неизвестным, "это общий факс для всего предприятия, его мог отправить кто угодно". Со своей стороны заместитель директора предприятия Эдуард Зуев отказался даже подтвердить или опровергнуть сам факт работы Авдошина на предприятии, заявив, что комментариев не будет.

Между тем появление дополнительного пункта в требованиях заставляет задуматься. С одной стороны, желание работников АТЦ сохранить льготы, положенные работникам муниципальных предприятий, дополнительно защитить свои трудовые права в условиях "аренды" частным нанимателем вполне понятны. Более того, они вполне могли начать переговоры с администрацией предприятия и с муниципалитетом еще в декабре, когда только стало известно о будущей оптимизации пассажирских перевозок. С другой стороны, откуда взялось требование пересмотреть результаты конкурса? Ведь муниципальному предприятию сокращение "маршруточников" с 34 предприятий до 8 наоборот только выгодно. Ведь тогда будет меньше конкуренция за пассажира, станет больше порядка на дорогах. И такое требование, скорее всего, на руку только "нелегалам", теряющим рынок пассажирских перевозок.

Однако все это только предположения, тем временем как настоящая война за пассажиров в Магнитогорске в самом разгаре. Так, 10 февраля часть муниципальных автобусов вновь не вышла на линию. "Когда в администрации города получили этот своеобразный ультиматум с требованием отменить конкурс, было принято решение продать часть автопарка муниципального предприятия частникам, - рассказал сотрудник пресс-службы Магнитогорска Андрей Акатьев. – Вы не представляете, в каком состоянии их передали. Вплоть до воды, залитой в топливные баки машин. У частных перевозчиков была буквально одна ночь, чтобы подготовить автобусы". Кроме того, чтобы компенсировать нехватку автотранспорта, власти города почти в два раза увеличили на маршрутах число трамваев.

Между тем, правоохранители уже арестовали троих подозреваемых в поджоге маршрутных "Газелей", владельцы которых выиграли конкурс на пассажирские перевозки. Как сообщает Генпрокуратура РФ в УрФО, по фактам поджогов возбуждены уголовные дела по ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем поджога).

Со своей стороны администрация города начала сбор мнений горожан о работе общественного транспорта. Как сообщается на официальном сайте Магнитогорска, с 11 февраля в МП "Маггортранс" начинает действовать телефонная "Горячая линия". Кроме того, посетители сайта могут дать свою оценку работе маршрутных такси в городе. Пока большинство проголосовавших недовольны работой городских "маршруток".

Обозреватель Елена Глушкова