Interfax-Russia.ru – Легальная продажа синтетических смесей и бесконтрольная продажа лекарств приводят молодежь к новым типам наркозависимости.
Тюменские наркополицейские бьют тревогу: за три месяца текущего года резко возросла смертность от передозировки дезоморфином. Его еще называют наркотиком нищих, или "крокодилом".
"Уже 12 человек погибли от передозировки именно этим видом наркотика, для нашей Тюменской области это много", - рассказал Interfax-Russia.ru начальник управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Тюменской области Александр Кандиков.
Также, по его словам, в регионе более чем в два раза увеличилось число наркопритонов, где собираются "крокодиловые" наркоманы. "Если за первые три месяца прошлого года мы выявили 14 притонов, то за I квартал этого года – уже более 30. Самое страшное, что этот кустарный наркотик по цене гораздо доступнее героина, а сырье для его изготовления свободно продается в аптеках и хозяйственных магазинах", - пояснил Кандиков.
Лекарственно-аптечная наркомания (то есть изготовление наркотиков из легально продающихся в аптеках медикаментов) с каждым днем завоевывает все новые и новые российские города. Об этом уже говорят даже на уровне федерального центра. Например, об лекарственно-аптечной наркомании шла речь на заседании Общественного совета при ФСКН России на этой неделе.
"Вторым базовым фактором воспроизводства наркомании в последние три года стала лекарственно-аптечная наркомания. Объемы изымаемого наркополицейскими одного из тяжелейших наркотиков - дезоморфина - за последние 2 года возросли в 23 раза, - говорится в сообщении пресс-службы ФСКН РФ. - Регионы на себе испытали лавинообразный характер распространения дезоморфина. Руководители более 70 субъектов Российской Федерации поставили вопрос о незамедлительном установлении жесткого контроля над продажей кодеиносодержащих препаратов".
Масштабы бедствия легко представить. Сейчас, например, на Ямале среди состоящих на учете опийных наркоманов три четверти уже колют себе дезоморфин. В Тюменской области только учтенных потребителей "крокодила" более 1 тыс. человек.
Однако сырье для "крокодила" по-прежнему свободно продается в аптеках. Впрочем, в Тюменской области, например, каждому посетителю в аптеках продают не более двух упаковок кодеиносодержащих препаратов. Однако наркоманы довольно просто решают эту проблему - обходят несколько аптечных киосков и приобретают необходимое им количество кодеиносодержащих лекарств.
Между тем, "крокодил" пожирает своих жертв не хуже раковой опухоли. Как показывает печальный опыт Уральского федерального округа, от появления в регионе первого притона, где продают "крокодила", до массовой проблемы проходит всего несколько лет.
Например, как сообщили Interfax-Russia.ru в УФСКН по Челябинской области, первый факт употребления дезоморфина на Южном Урале был зафиксирован в 2008 году. С тех пор, по данным наркополицейских, аптечные сети области продали 4 млн упаковок кодеиносодержащих препаратов. И если три года назад доля выявленных и ликвидированных дезоморфиновых наркопритонов составляла всего 5% от их общего числа, то в 2010 году эта цифра достигла уже 60%, то есть возросла в 12 раз!
Сейчас ситуация с доступностью "крокодила" в России очень сильно напоминает 90-е годы прошлого века. Трудно даже приблизительно подсчитать, сколько молодых людей тогда впервые познакомились с наркотиками именно через винт – мощный стимулятор, изготавливаемый на дому из обыкновенной микстуры от кашля. После этого на уже подготовленную почву в Россию хлынули опиаты и "клубные" наркотики.
Как сообщил начальник ФСКН по Тюменской области Александр Кандиков, дезоморфин, как правило, не оставляет наркоману шансов на излечение. "Срок действия дозы, хотя она и в несколько раз дешевле дозы героина, составляет 2-3 часа. Затем наркоман должен вколоть новую дозу. Из-за веществ, которые дополнительно используются при производстве наркотика, его организм буквально рассыпается. Два года – и смерть", - пояснил начальник ФСКН по Тюменской области.
По мнению собеседника Interfax-Russia.ru, в настоящее время выход из сложившейся ситуации только один - продавать кодеиносодержащие препараты исключительно по рецептам.
Он отметил, что в 2009 году в Тюменской области было продано 3 млн упаковок таких препаратов, в 2010 году – уже 3,5 млн. "А все население южных районов Тюменской области (наиболее густонаселенных – ИФ) 1 млн 343 тыс. человек. Ну не может быть такого роста потребления, обусловленного болезнями!", - утверждает Александр Кандиков.
Руководство ФСКН и руководители регионов России уже несколько раз поднимали вопрос о запрете продажи кодеиносодержащих препаратов без рецептов. Но воз и ныне там. Правда, 28 апреля руководитель Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова заявила журналистам, что в скором времени представит президенту РФ Дмитрию Медведеву доклад, в котором будут проанализированы последствия запрета свободной продажи кодеиносодержащих препаратов. Отвечая на вопрос "Интерфакса", министр уточнила, что намерена предоставить доклада этим летом.
"Речь идет о представлении президенту объективного доклада со всех сторон, чтобы он принял соответствующее решение", - заявила она.
"В ограничительный список попадают привычные препараты для населения. И важно понять, в том числе социально оценить ситуацию - будет ли сильный наплыв в учреждения здравоохранения для того, чтобы выписать рецепт", - сказала глава Минздравсоцразвития.
Ранее на заседании Госсовета в Иркутске президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству проработать вопрос необходимости запрета на свободную продажу кодеиносодержащих препаратов.
"С одной стороны, очевидно, что у нас нет такого количества людей, которые потребляют все кодеиновые препараты в соответствии с назначениями. Очевидно, что значительная часть приобретаемых препаратов идет на изготовление наркотиков. Это абсолютно точно, и нужно смотреть правде в глаза. С другой стороны, мы понимаем, что введение рецептурного отпуска для значительной части наших людей с учетом нашей неорганизованности, коррумпированности целого ряда структур может создать проблемы", - сообщил глава государства.
Пока власти решают, что делать, сырье для производства "крокодила" можно по прежнему свободно купить. Кстати, дезоморфин называют наркотиком для бедных еще и потому, что в депрессивных, бедных регионах России он обгоняет по распространенности героин.
Но если дезоморфин хотя бы официально входит в список запрещенных к свободному обороту веществ, то есть находится в зоне внимания и наркополицейских, и органов внутренних дел, то так называемые дизайнерские наркотики под запрет пока не попали.
Этот термин для обозначения всевозможных смесей синтетического происхождения использовал председатель Государственного антинаркотического комитета (ГАК) Виктор Иванов на заседании Общественного совета при ФСКН России. По данным ведомства, ежегодно наркокорпорации синтезируют от 20 до 30 новых видов наркотиков. Они новые, поэтому не входят в списки запрещенных в России, зато легко пересекают ее границы.
"Значительную опасность представляют дизайнерские наркотики, спайсы и другие суррогаты, которые зарубежными наркокорпорациями целенаправленно изобретаются и каждый год вбрасываются в Россию в новом синтезированном химическом виде. И именно молодежь является основным объектом дезоморфиновых и дизайнерских наркотических веществ", - отметил Иванов.
Причем для таких "как бы не наркотиков" действительно нет ни преград, ни расстояний. Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) - самая северная, циркумполярная территория Уральского федерального округа, но и туда попадают такие вещества. Наркозависимые заказывают их через интернет. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, выступая на президиуме Госсовета РФ в Иркутске, вообще предложил ввести ограничения на доступ к рекламным сайтам он-лайн продаж наркотических средств, сообщает пресс-служба главы региона.
Со своей стороны наркополицейские Южного Урала договорились о сотрудничестве с управлением специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД по Челябинской области. Объединив усилия, они смогут более эффективно выявлять каналы поставок и сбыта запрещенных смесей с использованием интернет-ресурсов, в том числе ограничить доступ к сайтам, через которые распространяют запрещенные вещества. "По состоянию на 27 апреля выявлено 19 фактов незаконного оборота курительных смесей типа JWH, из них по 11 отказано в возбуждении и по двум материалы направлены по подследственности, по трем фактам возбуждены уголовные дела и один материал находится на рассмотрении", - сообщает УФСКН по Челябинской области.
Хуже обстоит дело с веществами, еще не попавшими в список запрещенных. "Поскольку все эти вещества не запрещены, то их рекламируют чуть ли не в открытую, - рассказал Interfax-Russia.ru глава Тюменского управления ФСКН Александр Кандиков. – Для того чтобы пресечь торговлю такими средствами, ведь она влияет на наркообстановку в регионе, приходится привлекать органы внутренних дел, у них есть отделы для борьбы с преступлениями на потребительском рынке. Привлекать органы прокуратуры – прокуратура может квалифицировать деятельность таких продавцов как негативно влияющую на здоровье человека. Возможно, применить статью, налагающую ответственность за реализацию товаров, не отвечающих требованиям безопасности потребителя. В общем, все как с курительными смесями "Спайс", пока они не попали в запретительный список".
Однако для того, чтобы доказать, что данная смесь вредна, пробы приходится направлять в лаборатории Роспотребнадзора РФ – по словам Кандикова, ни в одном регионе УрФО нет материальной базы для проведения таких исследований. "Ждем, когда и эти "соли для ванн" и "удобрения для цветов" запретят", - пояснил он.
В свое время первитин ("винт") стал для целого поколения россиян первой ступенькой на лестнице инъекционной наркомании. Сегодня, похоже, его место занимает дезоморфин. Вот только первая ступенька на этой лестнице окажется последней для тех, кто познакомился с "крокодилом".
Обозреватель Елена Глушкова