Точка зрения 8 июля 2009 г. 09:58

Глобальная конкурентоспособность

Interfax-Russia.ru – Задача отечественного машиностроения в период кризиса - не выживать, а достигать глобальной конкурентоспособности.

В разгар кризиса руководители более чем 300 российских машиностроительных предприятий собрались в Екатеринбурге, чтобы обсудить пути реализации национальных конкурентных преимуществ отрасли. Экономический спад, признавали участники форума, это та среда, в которой предприятиям предстоит жить, развиваться и доказывать свое превосходство над конкурентами.

По данным Союза машиностроителей России, из 45 позиций отраслевой продукции, учитываемой внешнеторговой статистикой ООН, превышение экспорта над импортом наша страна имеет только по 5 позициям. Одной из причин такой ситуации, по мнению участников конференции, является недостаточная внешнеэкономическая активность предприятий.

"Для отечественного бизнеса в целом характерно преобладание пассивных конкурентных стратегий, ориентированных на получение преимуществ за счет уменьшения цен в условиях низкой пока еще стоимости рабочей силы и природных ресурсов", - отметил в своем сообщении заместитель генерального директора ФГУП ПО "Уральский оптико-механический завод" (УОМЗ) Вениамин Элинсон.

По его словам, в настоящее время необходима наступательная, агрессивная стратегия продвижения продукции, которая принесет отдачу в ближайшей перспективе. Он привел в пример УОМЗ, который в 2003 году получил право самостоятельно заниматься экспортом запасных частей и техподдержкой ранее поставленного оборудования. Уральский оптико-механический завод уже открыл торговые представительства в Швейцарии, Индии, Китае и США. На предприятии приняли положение о стимулировании сотрудников, занимающихся продажами. В результате всех этих действий за 5 лет удалось добиться роста объемов реализации продукции в 2,3 раза.

В свою очередь другие участники совещания отметили, что демпинговать и за счет этого расширять присутствие на внешних рынках российским машиностроительным предприятиям с каждым годом будет все труднее. В настоящее время отрасль оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны машиностроительный комплекс постиндустриальных западных стран, за которым стоят развитые высокие технологии, соперничать с которыми сложно. С другой стороны индустриальная зона Китая, чей козырь – низкие цены на "отверточную" продукцию. Российские же производители оказались между ними и вынуждены использовать новые решения для победы в острой конкурентной борьбе.

Одним из таких решений может стать промышленная кооперация. Например, в Свердловской области разработана Целевая программа развития кооперации региона до 2020 года. В настоящее время в машиностроительной отрасли региона доля поставок деталей и узлов в объеме готовой продукции не превышает 20%. На деле это означает, что вместо того, чтобы заказать полуфабрикат средним и малым предприятиям, а себе оставить эксклюзивные технологии, научные лаборатории и сборку конечной продукции, завод-гигант все производство сосредотачивает на собственной территории. Это похоже на то, как если бы домохозяйка, вместо того, чтобы купить мясо для отбивных в супермаркете, пыталась самостоятельно откормить поросенка на балконе. "Безусловно, такая программа кооперации необходима в масштабах всей страны, - заявил Interfax-Russia.ru председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров. – Это как раз задача государства".

О необходимости государственной поддержки предприятий машиностроения участники конференции говорили немало. Но на заседаниях пяти тематических секций речь шла не только и не столько о прямых денежных вливаниях, сколько о протекционизме в таможенной и налоговой сфере, формировании внятной государственной промышленной политики.

Так, работа одной из секций была посвящена импортозамещению как одному из механизмов повышения конкурентоспособности отрасли. Участники секции отметили, что одними лозунгами о поддержке отечественного производителя в настоящее время не обойтись. Например, генеральный директор ЗАО "Машиностроительная корпорация "Уралмаш" Наиль Эфендиев сообщил, что радикальная модернизация производства – это база для замещения импорта. С этой целью он предложил ввести ограничения на импорт продукции, аналоги которой производят российские предприятия. Например, на импорт бывших в употреблении изделий можно поднять ставку не менее чем на 30%.

"К сожалению, законодательство в России в части промышленной политики далеко от идеального, особенно в части машиностроительного комплекса, где конкуренция очень велика. Мало делаем пока для поддержки экспорта, еще меньше для импортозамещения, - считает заместитель председателя Государственной думы РФ Валерий Язев. – Сейчас в Госдуме есть два законопроекта, разработанных депутатами. Оба получили отрицательное заключение правительства. Сейчас идут согласительные процедуры".

По словам вице-спикера Госдумы, готовящийся в настоящее время закон о промышленной политике будет иметь "туннельный" характер. То есть, в случае его принятия, изменения потребуется вносить в целый ряд законов, в том числе в Таможенный и Налоговый Кодексы. "Если эти законы будут приняты до конца года, то некоторые из них начнут работать уже в следующем году. Что касается налогового законодательства, то срок введения изменений будет даже в 2011, а не в 2010 году", - считает Язев.

Между тем машиностроители называют защиту внутреннего рынка одной из действенных мер поддержки отрасли. В решении конференции отдельным пунктом выделено предложение в адрес правительства РФ обеспечить антидемпинговый контроль поставок из ряда зарубежных стран, в первую очередь из Китая и Украины. А также стимулировать ввоз в Россию не готовой продукции, а передовых технологий и производств, так как защита внутреннего рынка позволит увеличить внутренний спрос.

Стоит отметить, что в Свердловской области, где порядка 10% машиностроительных предприятий оказались в разряде проблемных, есть примеры успешного продвижения продукции на внутреннем рынке. Так, на ОАО "Уралхиммаш" сформировали портфель заказов с опорой на потребителей в других регионах России. ЗАО "Уралмаш-буровое оборудование" досрочно выполнило контракт для освоения газовых месторождений Ямала, на очереди выполнение контракта для компании "Роснефть". При этом в рамках кооперации заказы на комплектацию установок размещаются более чем на 100 других предприятиях области.

Обновление жилищно-коммунального хозяйства, возможность обслуживать платежеспособный спрос со стороны муниципалитетов в рамках программы реформы ЖКХ также открывает перед машиностроением дополнительные возможности. Весной ОАО "Пышминский лифтостроительный завод" презентовал опытный образец нового лифта. Разработка обладает целым рядом конкурентных преимуществ, сберегает до 40% электроэнергии и не нуждается в специальном машинном помещении.

Серийное производство лифтов начнется во втором полугодии. А вот Свердловская область уже получила более 1 млрд рублей из федерального бюджета на модернизацию ЖКХ, что позволит приобрести эти новые лифты, а также приборы учета и другое оборудование для коммунальной системы городов Урала.

Участники конференции хорошо помнят, что деньги – это кровь экономики. Целый ряд предложений, сформулированных в рамках конференции, касался обеспечения доступности кредитно-финансовых ресурсов. "В Китае, в США, в странах Западной Европы развито экспортное кредитование. Предоставление низкопроцентных кредитов машиностроительным предприятиям-экспортерам, частичное погашение процентной ставки по кредитам, другие механизмы. Без этого внедрение современных разработок могут позволить себе только крупные мультинациональные корпорации", - заявил Interfax-Russia.ru председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров.

В то же время господдержка не должна порождать иждивенческие настроения в отрасли, а меры по защите внутреннего рынка приводить к росту цен и снижению качества машиностроительной продукции. Об этом напомнил вице-спикер Госдумы Валерий Язев. "Рекомендации, выработанные на конференции, передаются во властные структуры: в правительство, в администрацию президента РФ, в Госдуму. Все они в том или ином виде будут использованы и окажут влияние на принятие управленческих решений", - считает Язев.

Машиностроители собрались в Екатеринбурге в канун одного из главных для них событий года. В среду на полигоне "Старатель" под Нижним Тагилом (Свердловская область) открывается VII Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов. Ожидается участие более 400 предприятий России, а также ряда фирм из Германии, Франции, Украины, Казахстана, Беларуси. Итоги выставки в виде взаимовыгодных контрактов и совместных проектов дадут свою оценку конкурентоспособности машиностроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса России.

Обозреватель Елена Глушкова

Фото ИТАР-ТАСС

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще