Урал / Точка зрения 15 сентября 2009 г. 13:52

Ханавей летит в Африку

Interfax-Russia.ru – За миграцией ямальских соколов сапсанов теперь можно наблюдать из космоса.

Сокол – одна из хищных птиц, известная и любимая человеком на протяжении тысячелетий. Использовать соколов для охоты, судя по историческим свидетельствам, первыми догадались древние обитатели монгольских степей, Китая, Персии, Ближнего Востока. Настоящим фанатом соколиной охоты в России был отец Петра I, царь Алексей Михайлович "Тишайший". Во времена его царствования соколиный двор насчитывал до 3 тыс. птиц, при этом государь оставил интереснейшие наставления в отношении того, как следует ухаживать за пернатыми охотниками и обучать их добывать дичь вместе с человеком.

Казалось бы, при таких условиях о соколе должно быть известно все. Но это далеко не так. Например, до сих пор неизвестны точные маршруты и порядок перелета птиц к местам зимовок. Дело в том, что осенью пернатые хищники покидают места гнездовий на севере России. Известно, что зимуют соколы в Юго-Восточной Азии, в Африке. Но где они отдыхают в пути, с какой скоростью преодолевают огромные расстояния, - эти и другие подробности кочевья птицы остаются тайной.

Безусловно, российские ученые долгие годы изучали этот вопрос. Но до недавнего времени, пожалуй, единственным способом исследований было кольцевание птиц. "На Ямале за весь срок интенсивного изучения сапсанов было окольцовано более 10 тыс. птиц. А количество возвратов, то есть сообщений о том, что найдена птица с ямальским кольцом на лапе, составило всего 20 единиц", - рассказал Interfax-Russia.ru заместитель руководителя филиала экологического научно-исследовательского стационара Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН в Лабытнанги (Ямало-Ненецкий автономный округ) Александр Соколов. Теперь в рамках российско-английского проекта "Исследование сокола-сапсана в Северной Евразии" появилась возможность использовать инновационные технологии.

В течение двух недель ямальские орнитологи вместе с представителями английского Института изучения соколов установили приборы спутниковой телеметрии на 10 сапсанах. При этом только один сокол оказался самцом. Ему дали прозвище Ханавей, что по-ненецки и значит "сокол". Ханавей первым покинул Ямал и отправился к месту зимовки. За первые 10 дней перелета Ханавей пересек северные территории Уральского федерального округа, долетел до Екатеринбурга (Свердловская область) и оказался в Самарской области. Это расстояние почти в 2 тыс. километров! Известно, что сокол способен развивать в атаке скорость до 90 м/с, но замерить его скорость передвижения на длинной трассе в точности пока не удавалось. Следом за Ханавеем на юг двинулись две самки сапсана.

Российско-английский проект исследований сапсанов предполагает изучение пяти зон обитания этих птиц на территории России, от Кольского полуострова до дельты Колымы. Всего приборами спутниковой телеметрии будут "окольцованы" 50 птиц. Стоимость аппаратуры довольно высока, порядка 6 тыс. евро за комплект. Финансирование проекта взяла на себя английская сторона.

"Научную ценность исследования трудно переоценить, - считает Александр Соколов. – Мы, наконец, точно узнаем, где и как зимуют наши северные соколы. Где они останавливаются для отдыха и охоты в пути. Насколько безопасны места их остановок". Сапсан занесен в Красную книгу России. Для сохранения и увеличения популяции птиц необходимо поддерживать привычную для них среду обитания, причем не только в местах гнездовья, но и по пути следования на зимовку. Тогда появилась бы возможность принимать более действенные меры по защите этих редких птиц.

"Главная угроза существованию сокола в России – ужасающие масштабы нелегальной добычи и браконьерства, - считает Соколов. – Буквально на днях мои друзья из числа коренных народов Ямала рассказали, что в их стойбище приехали какие-то люди на хороших автомобилях, заявили, что у них есть необходимые документы, разрешающие отлов птиц и просили показать места обитания сапсанов. Хотя я уверен, что никаких разрешений у них нет".

Сапсану, можно сказать, еще повезло – у состоятельных охотников с Ближнего Востока он пользуется меньшей популярностью, чем сокол-балабан или кречет. Кречетов браконьеры ловят десятками, и если хотя бы несколько птиц переживут вывоз из страны, расходы окупятся. Любители легкой наживы не ленятся приезжать в Россию за ловчими птицами, и даже получают для этого российское гражданство. Накануне в Туве было возбуждено уголовное дело в отношении уроженцев Сирии, получивших российское гражданство и прописавшихся в Курганской области. Они попались с партией из 8 соколов-балобанов - пернатых хищников со связанными крыльями и лапами, одетыми на голову клобучками, перевозили в дорожной сумке. Причем на клобучках были проставлены номера: 26, 27, 28. Милиционеры считают, что часть птиц, возможно, уже вывезли за пределы страны.

В прошлом году в Екатеринбурге из центра по мониторингу и реабилитации хищных птиц "Халзан" неизвестные украли 8 соколов-балобанов. Как сообщил агентству "Интерфакс - Урал" директор центра Олег Светлицкий, ущерб был оценен в 400 тыс. рублей. Так что относительно невысокая стоимость сокола-сапсана помогает спасать популяцию. "В Свердловской области сапсан достаточно распространенная хищная птица. На уральских реках, даже в ближайшем окружении городов, можно насчитать десятки гнездовий, причем их количество из года в год стабильно. Хуже обстояли дела в то время, когда в сельском хозяйстве бесконтрольно использовалось большое количество пестицидов и гербицидов. Их применение создавало реальную угрозу популяции сапсанов", - рассказал Interfax-Russia.ru директор центра "Халзан" Олег Светлицкий. В этом году центр вернул в природу 16 представителей семейства соколиных.

По мнению Светлицкого, энтузиасты возрождения российской соколиной охоты в отличие от ближневосточных охотников не представляют опасности для сохранения всего разнообразия соколов в нашей стране. "Наши сокольники еще очень малочисленны. Кроме того, насколько мне известно, они берегут своих птиц, ухаживают за ними, стремятся получить хорошее потомство. Одним словом, ведут себя точно так же, как те, кто увлекается охотой с использованием охотничьих собак". Энтузиастами "крылатой охоты" создан российский сокольничий союз "Все – свои", делегация отечественных любителей охоты с ловчими птицами впервые приняла участие в международном фестивале соколиной охоты в Англии.

Между прочим, у соколиной охоты существует собственный святой покровитель. 14 февраля - день св. Трифона-сокольника. Святой Трифон жил в Малой Азии и умер мученической смертью. А прозвище "сокольника" он, по преданию, получил в годы царствования Ивана Грозного. Якобы во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Поиски были безуспешны. Но на третий день Патрикеев взмолился своему покровителю, после чего увидел его во сне и получил указание, где искать царскую птицу. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Предание поэтичное. Но сегодня орнитологи, изучающие соколов, могут надеяться не только на помощь святых великомучеников, но и на инновационные технологии. Как сообщили ученые с Ямала, по данным спутниковой телеметрии сокол Ханавей уже летит в Северную Африку.

Обозреватель Елена Глушкова

Фото ИТАР-ТАСС