Interfax-Russia.ru – Более 100 управленческих команд вступили в борьбу за кубок Югры "Точка роста".
Дано: каждой команде предоставляется в управление виртуальная компания. Стартовые условия равны, конкуренция – ожесточенная. Победителем станет команда управленцев, принявшая оптимальные решения по развитию бизнеса, обогнавшая конкурентов и обеспечившая наибольшую цену акций своей компании. Таковы правила соревнований по стратегическому менеджменту "Точка роста", стартовавших 20 января в Ханты-Мансийском автономном округе.
Участникам II кубка Югры предложили непростой сценарий развития бизнеса в условиях начала глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. При этом от менеджеров требуется разработать стратегию развития компании на полтора года вперед, еженедельно принимать более 60 решений в сфере маркетинга, финансов, производства и управления персоналом, бороться за ресурсы, рынки сбыта и лучших сотрудников. Иными словами, кубок достанется тем, кто проявит наилучшие навыки антикризисного управления. Победитель получит право представлять Ханты-Мансийский автономный округ на российском этапе международного соревнования по стратегическому управлению "Global Management Challenge".
Команде приходится действовать фактически в режиме реального времени, в условиях, максимально приближенных к реалиям экономической ситуации. "Конечно, в ходе игры все идет в соответствии с российским законодательством, такие факторы, как рейдерские захваты или использование административного ресурса, исключены, – рассказал Interfax-Russia.ru начальник отдела развития фонда поддержки предпринимательства Югры Андрей Панчетовский. – В то же время молодые управленцы в короткий промежуток времени могут отследить связь между принимаемым решением и результатом деятельности виртуальной компании. И каждый промежуточный результат, свой и соперников, должен быть тщательно проанализирован членами команды".
Управление виртуальным бизнесом действительно очень похоже на реальность. Например, кроме компаний, управляемых командами менеджеров, на каждом локальном рынке присутствуют небольшие конкурирующие фирмы и компании, деятельность которых моделируется компьютером. То есть элемент случайности всегда присутствует. На любом этапе игры команда может столкнуться с форс-мажорными обстоятельствами, что может привести к потере товара и уходу дистрибьюторов. В то же время бизнес можно застраховать, но выбирать придется из нескольких страховых планов. А для этого необходимо правильно оценить возможности своего бизнеса и его риски.
Далеко не все управленческие решения, введенные в программу игры, выполняются. Например, решение о найме еще одного агента может быть блокировано, если условия найма у конкурентов более привлекательны (тогда дополнительная единица в штате просто не появится), или опытный агент после прихода новичка увольняется, поскольку его переманили конкуренты. Предусмотрено даже противодействие профсоюзов попыткам снизить зарплаты или сократить социальный пакет для наемных работников. Впрочем, как честно предупреждают инструкции к игре, до этого дело, скорее всего, не дойдет – виртуальный персонал просто уволится и уйдет к другим игрокам.
Образовательный и событийный проект "Точка роста" появился в Ханты-Мансийском автономном округе в 2007 году. Использовался зарубежный опыт бизнес-симуляторов, а также разработки Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Отличие методики бизнес-симуляций от обычных тренингов в том, что теоретических занятий как таковых нет. Команды сталкиваются с кризисной ситуацией и пытаются найти оптимальные управленческие решения. Если же собственных знаний и навыков не хватает, наступает этап практического обучения – участники ищут дополнительную информацию, пытаются применить ее в деле. В сущности, побеждает тот, кто делает наименьшее количество ошибок. Правда, в отличие от реального бизнеса, эти ошибки полезны, потому что дают новые знания.
На сайте "Точки роста" размещены материалы по итогам тренировочного цикла соревнований, завершившегося в декабре прошлого года. В группу лидеров пробились всего пять команд и от них ожидают лидерства в основном окружном этапе, который будет длиться ближайшие пять недель. Из отчетов команд, прошедших тренировочный цикл, видно, что конкурентная борьба в разных группах компаний складывалась по-разному. Но есть и общие черты. Некоторые участники задействовали такой ресурс, как интернет-рынок. Тем самым создали резервные мощности для сбыта своей продукции в условиях кризиса и более широкий коридор для ценовых маневров.
Другие команды пошли традиционным путем конкурентной борьбы за рынки России и стран ЕС, соответственно, продвижение товаров и реализация продукции потребовали от них гораздо более значительных усилий и затрат. Тренировочный этап показал, что стратегия выхода на новый рынок сбыта приносила наилучшие результаты.
В первую очередь проект интересен молодым управленцам, предпринимателям, студентам ВУЗов, которые воспринимают его как своего рода производственную практику. Как считает начальник отдела организации контроля кредитной деятельности филиалов управления кредитования и инвестиций ОАО "Ханты-Мансийский банк" Дмитрий Калашников, один из самых главных результатов участия в соревнованиях – умение работать в команде.
"Для себя лично я выделяю три плюса участия в проекте, которые помогают мне в моей профессиональной деятельности, - заявил Калашников Interfax-Russia.ru. – Во-первых, это приобретение опыта управления компанией в условиях, максимально приближенных к реальным. Во-вторых, мы смогли проверить себя и доказать, что в нашем банке работают грамотные, квалифицированные сотрудники – наша команда заняла в прошлом году третье место в общеокружном зачете. Но главное, это навыки организации работы команды, где каждый несет свою долю ответственности, но решение принимается совместно".
По словам Калашникова, на начальном этапе игры очень много времени уходило на освоение специфики незнакомых процессов виртуального производства. Кроме того, шла притирка внутри команды, вырабатывались общие подходы и методики. Теперь команда банка может считать себя ветеранами игры. "Активное участие требует примерно 8 часов в неделю, естественно, за рамками рабочего времени, - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru. – Собираемся вместе, обсуждаем стратегию и тактику действий, затем каждый анализирует свое направление деятельности, а затем совместно формулируем окончательное решение. Вот сегодня получили историю нашей виртуальной компании, будем готовиться к первому шагу в игре, он самый важный".
Стоит отметить, что результаты деловой игры представляют интерес и для работодателей. Информация по завершившимся этапам и периодам этапов открыта, и опытный бизнесмен может оценить эффективность действий команды. В современной России существуют серьезные разрывы между потребностями бизнеса в управленческих кадрах на разных уровнях и качеством подготовки, которое обеспечивает российское образование, поэтому результат практических действий, пусть и в виртуальном пространстве, сможет послужить хорошим ориентиром. Кроме того, концепция проекта "Точка роста" предусматривает возможность своеобразного "аудита" кадрового потенциала округа в области бизнеса и управления. По результатам конкурса формируется база данных молодых менеджеров и предпринимателей.
Первый раунд проекта "Точка роста" 2009-2010 стартовал, он продлится до 23 февраля. В марте-апреле состоится полуфинал. А в мае Ханты-Мансийск станет площадкой для финала международного соревнования "Global Management Challenge", в котором примут участие команды-победительницы национальных финалов из 32 стран мира.
Обозреватель Елена Глушкова