Interfax - Russia.ru - В центре Екатеринбурга бесследно исчез памятник архитектуры - дом землемера Ярутина.
Дом землемера исчез апрельской ночью. Утром заместитель министра культуры Свердловской области Олег Губкин получил срочное сообщение на мобильный телефон по дороге на работу. "Я испытал шок, когда получил информацию о ЧП. Сразу выехал на место, дал указания немедленно запросить районную, городскую и областную прокуратуры и районное отделение милиции. На сегодняшний день есть информация, что круг лиц непосредственно связанных со сносом, уже определен", - заявил замминистра журналистам на пресс-конференции в пресс-центре "Интерфакс-Урал".
Исчезновение памятника вызвало широкий общественный резонанс. Сохранность культурного наследия и исторического облика города - больной вопрос для столицы Уральского федерального округа. По данным областного министерства, за годы интенсивного роста и застройки центра было утрачено 33 памятника. Дополнительным фактором, всерьез обеспокоившим горожан, стало то обстоятельство, что памятник находился в непосредственной близости к строительству одной из городских высоток. Сразу появилась версия, что в участке, занятом небольшим зданием, был заинтересован владелец строящегося бизнес-центра. Впрочем, сам владелец, Андрей Гавриловский свою причастность к сносу памятника категорически отрицает.
"Здание находилось не на нашей территории, оно стояло за забором, к этому памятнику я не имею никакого отношения. Вариантов сноса может быть очень много", - цитирует слова Гавриловского агентство "Интерфакс-Урал". Возможно, подозрения в его адрес не возникли бы, если бы несколько лет назад, при строительстве первой очереди бизнес-центра "Антей" снесенным не оказался другой памятник старины, находившийся радом со стройкой - усадьба Фальковского. Кроме того, прохожие, оказавшиеся вблизи дома землемера Ярутина в ночь его исчезновения, обсуждая ЧП в форумах, утверждали, что любопытных с места происшествия отгоняла именно охрана строящейся высотки.
"Усадьба Фальковского была снесена в 2001 году. В то время площадка была в аренде у "Атомстройкомплекса". Мы площадку получили в 2004 году. К усадьбе никакого отношения не имели, - заявил агентству "Интерфакс-Урал" Андрей Гавриловский. - К этому моменту от усадьбы остался обыкновенный погреб-ледник. После этого объекту почему-то присвоили статус памятника. А в него ходили по нужде многие годы". По словам Гавриловского, состояние дома Ярутина, после того, как его признали памятником, было не лучше. "Этот памятник в 1992 году поставили на охрану. До 1995 года в нем жили бомжи. В 1995 году его подожгли. После этого нашли арендатора, он и содержал этот памятник. И тут владелец поднимает ему арендную плату в два раза. А в этом памятнике нету ни электричества, нету путевой канализации, нет тепла и нет воды", - заявил владелец "Антея".
В ходе расследования исчезновения дома выяснились интересные вещи. Дом находился на балансе "Свердловской железной дороги" (СвЖД - филиал ОАО "РЖД") и был снесен без согласования с владельцем. По информации службы по связям с общественностью СвЖД, никаких предложений о выкупе здания и земельного участка в СвЖД не поступало. Дальше - больше. Непосредственных исполнителей сноса установили довольно быстро, в течение недели. В интересах следствия подробности не разглашаются. Но по информации ГУВД разыскать и установить заказчика сноса теперь - вопрос времени. Лица, которые сносили, работали в ночное время, установлены. Далее будем выяснять, кто давал команду на снос", - сказал первый заместитель начальника ГУВД Свердловской области Владимир Филиппов. Заместитель министра культуры Свердловской области Олег Губкин подтвердил: милиционеры надеются установить заказчика до конца мая.
Но несанкционированный снос высветил целый комплекс проблем, связанных с сохранением культурного и исторического наследия Екатеринбурга. "В практику властей Екатеринбурга в последние годы вошла выдача участков под застройку без учета наличия или отсутствия памятников истории и архитектуры. Это прекратилось буквально в конце прошлого года, - заявил замминистра культуры Свердловской области Олег Губкин - Но для этого потребовалось вмешательство прокуратуры, которая откликнулась на наши протесты". Руководитель управления Росохранкультуры по УрФО Сергей Исачкин пояснил, что функции сохранения памятника ложатся на пользователя или владельца здания. Согласно федеральному законодательству, приватизация памятников истории и архитектуры возможна, вплоть до перехода объектов федерального значения в частные руки
По мнению специалистов регионального министерства культуры, которых поддерживают их коллеги из Росохранкультуры, необходимо усовершенствовать федеральное законодательство, регулирующее вопросы охраны памятников. Функции финансирования охранных мероприятий и восстановления памятников возложены на органы государственной власти субъекта федерации, то есть на правительство Свердловской области. Сейчас федеральное министерство культуры и Росохранкультуры разрабатывают подзаконные нормативные акты, которые позволят справляться с задачей защиты памятников более эффективно. Утверждается положение о реестре памятников, положение об историко-культурной экспертизе, которая становится основанием для взятия памятника под охрану или выведения его из реестра. У каждого объекта появится паспорт с подробным описанием. В Свердловской области на основании этих документов разработано свое рабочее положение, паспортизация памятников начинается. Увы, как выразился Олег Губкин, "памятники умудряются исчезать".
По инициативе известного рок-музыканта, лидера группы "Чайф" Владимира Шахрина на месте, где стоял дом Ярутина, прошли поминки по памятнику. Более 100 человек - музыканты, политики, представители общественных организаций принесли на площадку цветы и зажгли памятные свечи. "Это не митинг и не демонстрация, это гражданская панихида по другу, поминки по невинно убиенному. В сегодняшнем мероприятии нет никакой политики, есть желание сказать, что мы горожане, нам стыдно за то, что происходит в этом городе", - отметил Владимир Шахрин в интервью агентству "Интерфакс-Урал". Акция была несанкционированна. По информации, появившейся в местных СМИ, организаторов акции могут наказать за это штрафом.
Между тем, в майские праздники в милицию поступила информации о конфликте вокруг музея истории плодового садоводства Среднего Урала (усадьба Казанцева). Выяснилось, что предприятие ООО "Уралрегионстрой" производит подготовительные работы по планировке и зачистке территории для сноса ветхих строений. Территория предназначена под строительство делового центра. При этом руководство организации представило письмо управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Свердловской области о том, что шесть объектов недвижимости по улицам Октябрьской революции и Февральской революции не являются объектами культурного наследия. В свою очередь, директор музея садоводства предъявила письмо управления Росохранкультуры по УрФО, в котором указано, что строения подлежат обязательному сохранению и исследованию, поскольку находятся в едином ансамбле с сохранившимися объектами культурного наследия. Милиция взяла дома под круглосуточную охрану.
В Свердловской области известно 1220 объектов культурного наследия. Порядка 68 памятников федерального значения. Областное министерство культуры издало тиражом 7000 экземпляров двухтомник, свод памятников истории и архитектуры региона. В конце каждого тома помещен перечень утраченных памятников. Если ситуацию не переломить, то они останутся только на книжных страницах.
А дом Ярутина решено воссоздать. Остались обмеры и планы дома, остались фотоснимки. Пока не ясно, на каком участке городской земли это будет сделано.
Обозреватель Елена Глушкова