Урал / Точка зрения 4 мая 2012 г. 19:24

Квоты вне закона

Interfax-Russia.ru – Возбуждено уголовное дело по факту занижения в Свердловской области квот на трудовых мигрантов.

Уголовное дело, возбужденное по факту необоснованного и произвольного уменьшения квот "неустановленными должностными лицами Минэкономики", пока безфигурантное. По данным следствия, число разрешений на работу иностранцев на 2012 год согласовала межведомственная комиссия при правительстве области, но в министерстве квоты уменьшили на 4 тыс. 478 человек – до 27,5 тыс.

История с разрешениями началась еще в марте, когда прокуратура решила проверить, как определяется количество мест для трудовых мигрантов. Тогда же региональные СМИ сообщили, что прокурорская проверка проводится в отношении министра экономики области Евгения Софрыгина, а из-за занижения квот бюджет области может недополучить 26,8 млн рублей.

В прошлом году уполномоченным органом по сбору и обобщению заявок от работодателей на привлечение иностранной рабочей силы был департамент по труду и занятости населения региона. Областному министерству экономики эти функции передали лишь 30 декабря 2011 года.

Сам Евгений Софрыгин через департамент информационной политики губернатора сообщил, что потребность региона в квоте на текущий год была определена в размере 33,8 тыс. человек, но некоторые организации планировали разрешения перепродавать, другие нарушали трудовое и миграционное законодательство. Еще в ряде случаев компании могли принять на работу жителей региона. В итоге, после корректировки, число квот и было сокращено.

Однако следствие сочло, что такая корректировка попадает под ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и может повлечь за собой убытки для работодателей. Представители бизнеса также считают, что иностранной рабочей силы им не хватает.

"Малый бизнес терпит убытки. Без мигрантов экономику не поднять, зря надеемся на собственные кадры, нам нужны мигранты. Не все они жулики и провозят наркотики", - заявил Interfax-Russia.ru президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области" Анатолий Филиппенков.

Он привел в пример случай, когда китайские врачи с ученой степенью, специализирующиеся на иглоукалывании, вынуждены были прекратить работу в Свердловской области из-за того, что им не хватило квот.

О необходимости увеличения квот заявило и региональное управление федеральной миграционной службы. "На сегодняшний день не хватает 27 тыс. квот", - сообщил заместитель начальника УФМС по Свердловской области Юрий Безбородов.

А уполномоченный по правам человека в регионе Татьяна Мерзлякова полагает, что квота на иностранцев в регионе не должна быть ниже 40 тыс.

Между тем, пресс-секретарь управления федеральной миграционной службы России по Свердловской области Татьяна Лепешонок сообщила Interfax-Russia.ru, что выделенные квоты полностью не используются, и в первую очередь это относится к специальностям, где требуется квалификация. "Квоты на низкоквалифицированную работу используются до конца", - отметила она.

В свою очередь в УФМС по Ямало-Ненецкому автономному округу также заявили, что часть разрешений остаются невостребованным. В текущем году округу выделены квоты на 28,3 тыс. человек, но использована пока лишь треть разрешений.

Аналогичная ситуация сложилась и в Курганской области: по итогам 2011 года невостребованными остались 6,7% квот. Но в текущем году число разрешений увеличено по сравнению с прошлым годом примерно на 20%. Этот парадокс в региональном УФМС объяснили просто: количество квот зависит от заявок работодателей. Часть разрешений на работу для мигрантов остаются неиспользованными, поскольку у работодателей, сделавших заявку, изменились обстоятельства, а передать другим организациям эти разрешения они не могут.

Между тем, на федеральном уровне обсуждается вопрос вообще об отмене квот, поскольку эта система показала свою неэффективность. В частности, ФМС разработала проект миграционной политики до 2025 года, в котором предлагает отказаться от квотирования и упростить переселение высококвалифицированных специалистов.

Вместе с "пряником" в виде упрощения предлагается применять и кнут, то есть ужесточить наказание за организацию нелегальной миграции, вплоть до запрета нарушителям въезда в Россию на 10 лет. Помимо этого, ФМС считает, что трудовые мигранты, которые едут работать в РФ, должны знать русский язык хотя бы на минимальном уровне. Сейчас, по данным службы, около трети мигрантов вообще не говорят по-русски.

Вместе с тем, единого мнения как регулировать миграционную сферу, нет. Так, замглавы Минздравсоцразвития Максим Топилин заявлял на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса", что квотирование рабочей силы из-за рубежа отменять нельзя, а отказ от квот на мигрантов практикуют только те страны, которые "живут за счет рабочей силы из-за рубежа".

Пока никаких федеральных законодательных актов не принято, регионам остается самостоятельно справлять с легальными и нелегальными мигрантами. Последние лишают региональные бюджеты части доходов, а борьба с нелегалами, наоборот, позволяет вернуть упущенные деньги. Так, усиление контроля за трудовыми мигрантами в Свердловской области позволило увеличить собираемость налогов в 2011 году на 170 млн рублей.

Всего же в России, по данным главы Федеральной миграционной службы РФ Константина Ромодановского, находятся примерно 3,2 млн иностранцев, которые могут нелегально работать, не платя налоги. В целом трудовые мигранты составляют не более 7% от всех занятых в российской экономике.

Однако задержаниями нелегальных мигрантов проблемы сферы миграции не решить, считает Константин Ромодановский. По его словам, главное - наладить систему. "Успех миграционной политики заключается в трех позициях: это автоматизация, информатизация и простые и понятные, выполняемые правила", - сказал глава ведомства. Между тем, Генпрокуратура в ходе проверки нашла нарушения в работе ФМС при постановке иностранцев на миграционный учет, оформлении приглашений на въезд, разрешений на временное проживание и видов на жительство.

"В ряде субъектов РФ имели место нарушения при принятии решений о целесообразности предусматриваемых объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников как одного из факторов, оказывающих влияние на масштабы миграции, в том числе нелегальной", - говорится в докладе Генпрокуратуры, текст которого поступил в "Интерфакс".

В Свердловской области, как сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь регионального УФМС Татьяна Лепешонок, управление не участвует в процессе формирования квот, поскольку предложение о количестве разрешений вносит правительство области, а сами квоты утверждаются в Москве. Собственно, поэтому и свердловское Минэкономики попало под уголовный удар. Будет ли он нанесен до конца, то есть появятся ли в деле фигуранты, покажет время.

Обозреватель Александра Качалова