Урал / Точка зрения 25 ноября 2009 г. 14:25

Предъявите справку в электронном виде

Interfax-Russia.ru – Отношения граждан России и государственных органов переходят в новый формат – электронный.

Сказка-притча Василия Шукшина "До третьих петухов" вышла из печати почти 30 лет назад. Но трагикомическая история о том, как Иван-дурак за справкой ходил, остается по-прежнему злободневной. Между тем уже в 2011 году несколько десятков государственных услуг, в том числе и справочного характера, должны предоставляться гражданам в электронном виде.

В конце лета президент России Дмитрий Медведев весьма критично отозвался о внедрении электронного документооборота. Выслушав выступление министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, президент заметил: "Вы хотите сказать, что эти 20 приоритетных госуслуг между государством и гражданами, они все находятся в продвинутом состоянии? Я думаю, что это совсем не так". "Некоторые (услуги) никуда не продвинуты, а наоборот задвинуты", - заявил Медведев.

Действительно, по данным Микомсвязи РФ, пока электронные технологии используют чаще всего внутри отдельных ведомств, причем взаимодействие между различными учреждениями и органами власти с использованием этих технологий происходит все больше по старинке. А граждане остаются "при своих интересах".

В такой ситуации очень ценен опыт внедрения нового формата оказания госуслуг, накопленный в ряде регионов России. Одним из лидеров этого направления в Уральском федеральном округе стал Ханты-Мансийский автономный округ. Здесь в 2004 году стартовал проект социально-платежной карты "Югра". Это именная пластиковая карточка с магнитной полосой и встроенным микрочипом, созданная на основе банковской пластиковой карты. На нее начисляют пенсии, пособия и иные социальные выплаты. Она служит средством безналичных платежей. Деньги на карте можно обналичить. Кроме того, югорчане с помощью карты оплачивают жилищно-коммунальные услуги с учетом положенных льгот и компенсаций, а также получают доступ к персональной информации. Точнее доступ к данным о начисленных социальных льготах, о задолженности по налоговым платежам, причем платежное поручение на оплату задолженности можно распечатать, о перечислении работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ как по накопительной, так и по страховой части пенсии. По сути дела это прообраз электронного удостоверения личности. Социальная карта "Югра" успешно применялась на недавних выборах в органы местного самоуправления в Нижневартовске как инструмент голосования, и этот эксперимент Центральная избирательная комиссия признала вполне успешным.

"У нас уже принят окружной закон о социально-платежной карте Югры. В начале следующего года правительство рассмотрит постановления, разработанные на основе этого закона, где будет прописан конкретный механизм подключения банков к этой системе, - рассказал Interfax-Russia.ru директор учреждения Ханты-Мансийского автономного округа "Югорский социальный регистр" Олег Роменский. – На сегодняшний день карты выпускают четыре банка, представленные в округе, в том числе Сбербанк и крупнейший окружной банк – Ханты-Мансийский банк".

По словам губернатора ХМАО Александра Филипенко, округ первым в России начал реализовывать проект "e-Citizen - Электронный гражданин". На первом этапе идет подготовка обучающих кадров. "Я рад тому, что у нас огромное количество пенсионеров, бабушек и дедушек в свободное время устремились овладевать компьютерной грамотой. Но не уверен, что мы смогли дойти до всех, кто находится в трудоспособном возрасте и для которых владение этой грамотой объективно более необходимо, поскольку речь идет и о развитии производительных сил", - цитирует слова главы региона пресс-служба губернатора ХМАО. Губернатор также отметил, что создание электронного государства, информационного общества - это не самоцель. Гораздо важнее, чтобы созданная система работала: "Если мы не вовлечем в этот процесс человека, не убедим что это нужно, прежде всего, ему, гражданину, то тогда весь труд напрасен. Будет как сейчас слой продвинутых людей, которые активно пользуются возможностями интернета и других структур, способствующих перемещению информации. И будет слой неграмотных, пассивных людей".

Сейчас на Ямале завершается перевод подразделений правительства округа и ряда муниципалитетов на электронный документооборот. "До конца года все органы исполнительной власти будут работать в этой системе, - сообщил Interfax-Russia.ru первый заместитель директора департамента информационных технологий и связи ЯНАО Александр Воронов. – Также начнет функционировать региональный центр, который будет регистрировать и удостоверять электронную цифровую подпись и электронный цифровой код. Таким образом, документ, полученный гражданином в электронном виде и удостоверенный подписью, будет равноценен бумажному документу".

Уже в настоящее время информацию в режиме он-лайн можно получать через портал государственных услуг ЯНАО. Как пояснил Воронов, система электронного документооборота стыкуется с порталом. Любой житель округа в скором времени сможет обратиться за государственной услугой через портал, его электронный запрос будет зарегистрирован, обработан и направлен в соответствующее ведомство. Затем гражданин получит ответ либо в виде SMS на мобильный телефон, либо в виде электронного письма, направленного в его личный электронный кабинет. Уже сейчас большой популярностью среди жителей региона пользуются такие рубрики портала, как "вопрос-ответ" и "жизненные ситуации" - нет необходимости стоять в очереди к кабинету чиновника или пытаться до него дозвониться. А после того, как система заработает в полную силу, препятствием для получения электронной справки или документа может стать разве что компьютерная неграмотность.

Действительно, для того, чтобы обеспечить электронное правительство квалифицированными электронными гражданами, предстоит сделать еще достаточно много. "Подавляющее большинство населения округа живет в городах, где уровень информатизации и компьютеризации достаточно высок. Рассматривая проблему электронного гражданина мы, скорее, беспокоимся о людях пожилого возраста, - говорит Александр Воронов. – На условиях софинансирования с федерацией подготовлен к открытию многофункциональный центр, где все желающие будут совершенно бесплатно обучаться использовать возможности электронного правительства".

Серьезные шаги к реализации проекта электронного гражданина сделаны и в Тюменской области. В ноябре Сбербанк подписал соглашение с правительством области. Крупнейший федеральный банк и региональные власти будут совместно реализовывать проект "Электронная карта жителя Тюменской области". На церемонии подписания соглашения президент - председатель правления Сбербанка России Герман Греф отметил, что универсальная карта гражданина одновременно будет являться платежным средством, удостоверением личности и инструментом получения различных социальных услуг.

Единые многофункциональные электронные социальные карты уже используются во многих регионах. Причем возможности владельцев карт постоянно расширяются. Так, например, в Башкирии карта обеспечивает персонифицированный учет предоставляемых социальных услуг. Здесь в настоящее время действуют семь приложений к карте: социальное, медицинское, транспортное, пенсионное, налоговое, дисконтное и банковское. Но скоро появится и восьмое приложение. Уже есть договоренность между регионом и Федеральной регистрационной службой об информационном сотрудничестве. Подавляющему большинству из 1,5 млн жителей Башкирии, ежегодно обращающихся в регистрационную службу, требуются выписки из реестров. Планируемое новшество – появление восьмого приложения к карте с информацией о недвижимом имуществе и земельных участках, находящихся в собственности - позволит гражданам экономить время при получении выписок из реестров и другой информации, а также снизит уровень коррупции сотрудников отделений регпалаты.

В тоже время премьер-министр РФ Владимир Путин высказал мнение, что российский парламент до конца года примет закон, устанавливающий единый порядок оказания госуслуг, в том числе и в электронной форме. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. "С 2011 года будет запрещено требовать от граждан какие-либо справки, если они уже есть в государственных или муниципальных информационных фондах. Нужно обеспечить нормальный межведомственный электронный документооборот, а люди не должны будут больше бегать за этими справками по инстанциям", - подчеркнул премьер.

В Уральском федеральном округе комплексный вариант создания электронного правительства планируется опробовать на базе Тюменской области.

Обозреватель Елена Глушкова