Interfax-Russia.ru - Самого лучшего мамонта Земли уральцы смогут увидеть уже летом.
Жители Ямала не сомневаются: самые лучшие мамонты водились именно здесь. Во всяком случае, с точки зрения сохранности туша мамонтенка Любы, найденная оленеводом Юрием Худи на излучине реки Юрибей в Ямальском районе, считается лучшим экземпляром в мире. Люба сохранила даже остатки шерсти, пострадал только хвост детеныша. По всей видимости, туша мамонтенка естественным путем "законсервировалась" в линзе вечной мерзлоты, затем берег реки, где лежал детеныш, подмыли воды реки и течение вынесло его на отмель. Было установлено, что возраст юрибейской находки превышает 37 тыс. лет. К моменту гибели детенышу мамонта было около пяти месяцев от роду. Ученые предположили, что мамонтенок утонул.
Надо сказать, что это не первая находка, относящаяся к доисторическим временам. В 2003 году в музейно-выставочный комплекс (МВК) им. Шемановского (Салехард) поступили сведения о находке целой туши взрослого мамонта на полуострове Гыдан. В 2004-2005 году были организованы две экспедиции для обследования места находки, раскопок и транспортировки останков в Салехард. Мамонт оказался самцом, погибшим в возрасте 30-40 лет. Имя ему дали по названию реки, около которой он был найден - Монгоченский. "На территории округа неоднократно находили и находят кости бизона и носорога. В конце восьмидесятых годов у нас был найден мамонтенок, которого потом назвали Машей, - рассказала Interfax-Russia.ru заместитель директора МВК им. Шемановского по научной работе Наталья Федорова. - Находку увезли в Санкт-Петербург, у нас выставляется точная копия Маши. Но в таком хорошем состоянии, как Люба, еще не было".
Кстати, оленевода Худи, который не только нашел мамонтенка, но и сообщил о своей находке ученым, наградили специальной медалью. От имени Международного мамонтового комитета, администрации ЯНАО, Уральского отделения РАН и Санкт-Петербургского зоологического музея ему вручили медаль с барельефом мамонтенка. Юрий Худи стал первым, кто удостоился такой медали. А еще найденного им детеныша мамонта назвали Любой - в честь супруги Юрия.
Сенсационная находка на время превратила Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) в столицу мамонтоведения. Любу обнаружили весной 2007 года, когда сошел снег, а уже осенью в ЯНАО съехались мамонтоведы России - из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга. К россиянам присоединились ученые из Японии и Франции. "Японский специалист Наоки Сузуки, удостоверившись в уникальности находки, принял решение провести трехмерное сканирование ямальского мамонтенка, которое позволит изучить строение его мышечной ткани и внутренних органов", - сообщала тогда пресс-служба губернатора ЯНАО.
В Японии Любу подвергли трехмерному сканированию и четырехмерной томографии. При этом мамонтенок был размещен в специальной экспозиционной витрине, где поддерживались необходимые для его сохранения температура и влажность. В то же время витрина позволяла широкой публике увидеть мамонтенка. Затем, уже зимой 2008 года, Любу перевезли в Санкт-Петербург и поместили в морозильную камеру Зоологического института Российской академии наук (РАН). Исследования уникальной находки продолжались, тогда же появились первые предложения клонировать мамонта. Идея казалась не такой уж фантастической - знаменитая овечка Долли, клонированная английскими учеными, прожила шесть с половиной лет. Почему бы не "оживить" настоящего мамонта, раз уж в распоряжение науки попал такой отлично сохранившийся экземпляр, как Люба?
"Мамонт сохранился просто великолепно. Немного повреждена голова, но тело - просто прекрасное", - так комментировали состояние Любы "Интерфаксу" в Зоологическом институте РАН. К перспективам клонирования ученые отнеслись скептически, зато сообщили, что расшифровать ДНК мамонтенка вполне возможно. Не меньший интерес представляет изучение остатков пыльцы и микроорганизмов, оказавшихся законсервированными на теле мамонтенка. Если удастся расшифровать ДНК этих микрочастиц, то наука получит представление о том, как на самом деле выглядели ландшафты, среди которых паслись стада мамонтов.
Санкт-Петербург не случайно стал основной отечественной научной базой, где изучали ямальского мамонтенка. Общественно-научная организация "Мамонтовый комитет" была создана еще в СССР в конце сороковых годов прошлого века, ее штаб-квартирой стал Ленинград. Задачей организации являлось исследование замороженных тел ископаемых животных. И только в XXI веке появился Международный мамонтовый комитет, который помогает находить исследователям финансовую поддержку в виде зарубежных грантов. В зоологическом музее РАН в Санкт-Петербурге хранится немало уникальных экспонатов. Именно сюда на постоянное место хранения переехала с Ямала самочка детеныша мамонта Маша, найденная на Ямале почти на 20 лет раньше, чем Люба. Маша и мамонтенок Дима хранятся и экспонируются в виде парафинизированных мумий.
Кстати, любовь к мамонтам у петербуржцев проявляется порой самым неожиданным образом. После того, как Сочи выбрали столицей зимних Олимпийских игр 2014 года, Петербург, как мировая столица мамонтоведения, начал "продвигать" в качестве талисмана игр мамонтенка, несущего в хоботе факел! Жители Уральского федерального округа с энтузиазмом поддержали эту инициативу. Вполне возможно, что толчком для этого послужила именно ямальская находка.
Но мамонтенок Люба, побывав в руках ученых, вернулась из Санкт-Петербурга на родной Ямал. Для сохранения Любы в МВК им. Шемановского Уральский компрессорный завод изготовил специальный стационарный биоконтейнер. Это сосуд, состоящий из двух стенок, между которыми находится термоизолированный материал "перлит". Внутри контейнера может поддерживаться температура от -80 до -18 градусов Цельсия. Еще один контейнер изготовили во Франции, он более легкий и использовался для транспортировки мамонтенка. Разумеется, сохранение и перевозка такой находки требовали немалых средств. В 2008 году Российская академия наук выразила благодарность губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа Юрию Неелову за содействие в научном изучении и сохранении мамонтенка Любы, объявленного всемирным культурным достоянием. При этом любые исследования мамонтенка можно производить только по согласованию с руководством округа.
Летом прошлого года перед учеными встал вопрос о том, как сохранить Любу. Появились сообщения о том, что принято решение о пластинации туши мамонтенка. В процессе пластинации из тела удаляется вода, а затем она замещается жидким полимером. "Этот способ консервации можно условно сравнить с накачкой тела силиконом, - пояснила Interfax-Russia.ru заместитель директора МВК им. Шемановского по научной работе Наталья Федорова. - Но в этом случае ничего больше с тушей мамонтенка сделать будет нельзя. Специалисты музея Зоологии РАН предложили нам другой вариант консервации. Он позволит не только сохранить Любу, но и в дальнейшем, при необходимости, брать пробы тканей. А после пластинации это стало бы невозможным". По словам Федоровой, после завершения процесса консервации мамонтенок Люба займет сове место в экспозиции музея, и ее смогут увидеть все желающие, чего не было раньше.
Вероятно, решение сохранить мамонтенка не только как экспонат, но и как материал для дальнейших ученых изысканий - наиболее дальновидное. Мамонты вымерли, но мамонтоведение развивается. Вполне возможно, что через несколько десятков лет ученые действительно смогут клонировать мамонта. А внукам и правнукам оленевода Юрия Худи в голову не придет удивляться огромным животным, вернувшимся на Ямал через десятки тысяч лет после того, как утонул маленький мамонт Люба.
Обозреватель Елена Глушкова