Урал / Точка зрения 26 августа 2009 г. 15:28

Сколько стоит госчиновник

Interfax-Russia.ru - Региональные расходы на госуправление в расчете на одного жителя страны в первом полугодии достигли 711 рублей.

Расходы бюджетов всех уровней на содержание госаппарата продолжают расти. Об этом, со ссылкой на независимую экспертизу ООО "Финансовые и бухгалтерские консультанты" (ФБК) сообщают "Ведомости". Департамент стратегического анализа ФБК провел исследование - сколько стоит региональная власть в кризис? По мнению экспертов, в условиях нарастающей дефицитности региональных бюджетов такой параметр, как расходы на госуправление, является одним из важных показателей эффективности антикризисной политики в регионе.

Стоит напомнить, что в конце прошлого года практически все регионы России отчитались о введении режима жесткой экономии расходов на содержание госаппарата. Так, в Хабаровском крае заявляли об упразднении трех краевых министерств - топлива и энергетики, пищевой промышленности и потребительского рынка, лесной промышленности. В Амурской области "сократили" министерство информационной и внутренней политики. Конечно, не все субъекты федерации пошли на столь радикальные меры. Но по всем статьям расходов на 2009 год в отношении содержания госаппарата, где можно было ужаться - ужались. Или, по крайней мере, сообщили об этом.

Видимо, остроту бюджетного дефицита до конца ясно представляли не все. По данным исследования ФБК, в январе-июне 2009 регионы израсходовали на госуправление 100,9 млрд рублей, что на 3,8% больше, чем за тот же период докризисного 2008 года. По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, этому росту расходов на фоне дефицита есть несколько причин. Во-первых, недооценка масштабов и глубины кризиса. Во-вторых, бюрократическая инерционность. Порядок подготовки и утверждения региональных бюджетов таков, что основные параметры закладывались, исходя из реалий 2007 и первой половины 2008 года. Кроме того, по мнению эксперта, приведенному на официальном сайте ФБК, следует учитывать специфику поведения чиновничества в кризисный период, так называемую "философию временщика". "Когда непонятно, что будет с бюджетом завтра, у некоторых чиновников возникает желание потратить на себя все уже сегодня", - отметил Николаев.

В ряде регионов к пересмотру сметы расходов вновь вернулись весной этого года. Например, в Пермской области первый план сокращения был принят в октябре, когда было принято решение о сокращении ставок и фонда оплаты труда госслужащих на 10%. Еще более жесткое решение было принято в марте 2009 года. "На 30% сократят расходы на руководство и на 10% - расходы на содержание всех органов власти. Это касается обеспечения служебным автотранспортом, оплаты командировок, интернета, телефонов, коммунальных услуг, канцелярских товаров", - сообщала тогда пресс-служба губернатора.

Ради справедливости надо сказать, что оптимизация бюджета затронула не только исполнительные, но и законодательные органы субъектов федерации. Так, в марте этого года депутаты Курганской областной думы приняли решение сократить в 2009 году расходы на 3 млн рублей. "Значительную экономию, в частности, принесет переход на электронный документооборот. Раньше пакеты документов на заседание думы, проекты законов и другие материалы направлялись депутатам в бумажном варианте по почте. Учитывая возрастающие тарифы, сокращение использования бумаги и почтовых расходов поможет сэкономить средства", - говорится в сообщении пресс-службы заксобрания.

Почти в 10 раз больше, порядка 280 млн рублей экономии должно быть получено в результате оптимизации расходов по содержанию органов исполнительной власти в Челябинской области. Как сообщил Interfax-Russia.ru пресс-секретарь губернатора региона Илья Ананьев, был принят целый ряд мер, в том числе мораторий на принятие на работу госслужащих, несмотря на наличие вакантных мест, сокращены различные выплаты и доплаты, компенсации на сотовую связь и т.д. "Все решения продолжают действовать, поскольку областной бюджет остается очень напряженным", - отметил Ананьев. В Тюменской области сокращение затрат на управление - одна из задач формирования бюджета и на 2010 год, сообщает пресс-служба губернатора региона.

В итоге Уральский федеральный округ, согласно исследованию ФБК, снизил расходы на госуправление в первом кризисном полугодии на 4% в сравнении с январем-июнем 2008 года. При этом в Северо-Западном федеральном округе, к примеру, аналогичные расходы возросли на 11,4%. А в некоторых регионах увеличились более чем на треть. Выступивший на заседании Экономического клуба ФБК министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин рассказал, что проведенные в республике исследования показали: лишь 7-11% рабочего времени чиновники тратят на принятие управленческих решений. В то время как до 80% уходит на циркуляцию бумаг между ведомствами.

Столь низкая эффективность использования рабочего времени чиновника совершенно недопустима в период кризиса, когда и нагрузка на управленца выше, и промедление может обойтись очень дорого. Между тем в некоторых субъектах федерации повышение требований к чиновникам сопрягают с повышением расходов на их содержание. Об этом, в частности, говорил председатель правительства РФ Владимир Путин на совещании в Кисловодске, посвященном вопросам регионального развития. "Звучат следующие аргументы - увеличивается общая нагрузка на госаппарат, необходимы деньги на обеспечение работы антикризисных групп, организацию мониторинга, выполнение других дополнительных функций. Под такие задачи выбиваются новые ставки", - цитирует слова Владимира Путина "Интерфакс". Вместе с тем, глава правительства РФ признал, что завышением смет "грешат" и федеральные ведомства. По его словам, сокращение расходов на федеральные ведомства в этом году составит 30%, а в 2010 году - 15%.

Видимо, на аналогичные цифры предстоит ориентироваться госчиновникам и при формировании региональных бюджетов. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов уже призвал правительство как можно скорее разработать нормативные документы, которые бы регламентировали очередность сокращения расходов региональных бюджетов. Такая мера должна избавить депутатов и чиновников от "искушения" заморозить, в первую очередь, не собственные зарплаты, а социальные расходы. "Отказ от индексации зарплат бюджетникам и военным, а равно и решение об отказе от дотаций регионам на содержание федеральных льготников не должны восприниматься на местах как карт-бланш на лавинообразное урезание соцрасходов. Эти расходы могут сокращаться только после того, как последний губернатор и последний мэр сократят зарплату себе", - заявил Сергей Миронов "Интерфаксу".

Данные исследования ФБК говорят еще и о том, что качество работы и уровень оплаты труда госчиновников если и связаны, то очень опосредовано. Получается, что на каждого жителя страны за полгода "упало" 711 рублей расходов на содержание госаппарата, причем гражданин не может голосовать рублем за эффективно работающего управленца и против того, кто имитирует бурную деятельность. "На мой взгляд, сегодня качество работы госчиновника оценивает его начальник. А простейший критерий оценки - работа с бумажным потоком, - считает политолог Михаил Коробельников. - получается, что оценка идет сверху вниз, по вертикали. А граждане не имеют возможности высказать собственное мнение о том, к каким результатам приводит деятельность госчиновников".

Впрочем, вот данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Только каждый десятый россиянин считает эффективными меры, предпринимаемые властями региона по борьбе с кризисом, 39% опрошенных во всех регионах страны оценивают подобные мероприятия как бесполезные.

Обозреватель Елена Глушкова