Урал / Точка зрения 23 июля 2009 г. 11:46

Требуются горничные и официанты

Interfax-Russia.ru – В школе для отельеров и рестораторов уральских студентов научат работать по европейским стандартам индустрии гостеприимства.

Первая в Уральском федеральном округе Международная высшая отельная школа появится в Екатеринбурге. Финансирование проекта на первоначальной стадии полностью берет на себя Евросоюз.

Специалистов по социально-культурному, спортивно-оздоровительному сервису и туризму готовят как в средних специальных, так и в 11 высших учебных заведениях Свердловской области. Но качество их подготовки не во всем устраивает практиков ресторанного и гостиничного бизнеса.

"Стандарт образования, принятый для училищ, колледжей и вузов, очень устарел. Предусмотрено минимальное количество практических занятий. В результате молодой специалист, затратив время и деньги на обучение, получает диплом, но не получает достаточного представления об отрасли, в которой ему предстоит работать", - считает управляющий отелями группы компаний "ЮСТА" Марина Павленко. И это, по ее словам, ставит работодателя перед дилеммой: либо переучивать дипломированного специалиста в течение полутора-двух лет на собственных площадках, либо мириться с нехваткой квалифицированного персонала. Первое - накладно, второе – опасно для бизнеса.

Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Тагир Султанов также считает нехватку кадров одной из причин, тормозящих развитие въездного и внутреннего туризма. "Первое – это незнание иностранных языков хотя бы в минимальном объеме. Особенно это чувствуется в небольших уральских городах. Второе – работа по старинке, по стандартом еще советского времени. И, разумеется, отсутствие грамотной маркетинговой и рекламной стратегии. В результате наши граждане предпочитают отдыхать, а значит, тратить отпускные бюджеты в других странах, убежденные, что дома отдых не будет таким качественным", - сообщил Interfax-Russia.ru Султанов.

В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) дважды в год издают туристические каталоги, где перечислены предложения турфирм, организующих отдых в Югре. Тем не менее, по данным социологического опроса, проведенного среди жителей уральских регионов, выяснилось, что на недостаток информации об оказываемых услугах жалуются 25% мужчин и 31% женщин. Опрос выявил также готовность потенциальных туристов платить довольно значительные суммы за отдых в "самой южной из северных территорий" Урала. Услуги стоимостью от 15-30 тыс. рублей из расчета за 10 дней готовы приобретать 34% мужчин и 21% женщин. При этом один из факторов, который мешает воспользоваться туристскими ресурсами ХМАО, - недостаточный уровень сервиса. При этом мужчины, участвовавшие в опросе, оказались более взыскательны, чем женщины. На недостаток качественных услуг указали 25% женщин и 31% мужчин.

Действительно, на отдыхе россияне научились ценить уровень сервиса, который должен, по их мнению, соответствовать уровню оплаты услуг. "Зачастую российский потребитель сегодня в среднем более требователен, чем гость из-за рубежа, - считает управляющий отелями группы компаний "ЮСТА" Павленко. - И мы обязаны ему предоставить услуги так, чтобы наш гость не чувствовал себя обманутым в своих ожиданиях. Это значит, что управленец, отвечающий за определенный участок работы, должен знать весь процесс от и до. Например, где и как хранится инвентарь для уборки номеров, как должно быть оборудовано рабочее место повара, по каким принципам оборудуется номерной фонд и так далее. Мелочей нет, а как раз этих мелочей нынешние выпускники вузов и не знают ".

Получается порочный круг: молодой специалист не получает той оплаты труда, на которую рассчитывал, в силу недостаточной компетентности. Он уходит из отрасли, а его место занимают люди с практическими навыками, но без профильного образования. Таких, по некоторым оценкам, в гостиничном и ресторанном бизнесе сейчас до 70%. Те, кто может себе это позволить, за качественным образованием едут за границу.

"Я разговаривал с нашими отельерами. Многие из них отправляют детей учиться в Швейцарию в другие европейские страны, - рассказал Interfax-Russia.ru председатель комитета по туризму ХМАО Владимир Беспояско. – По их словам, там принята система длительных стажировок. Скажем полгода теории, а затем практическое обучение в течение двух-трех лет. Но обучение стоит дорого, и, разумеется, после учебы молодые люди стремятся работать за границей, а не у нас". В округе обсуждалась идея строительства "опытного" отеля и ресторана, где могли бы практиковаться учащиеся. Но проект заведомо обещал быть дорогим и убыточным, и от него отказались.

К разработке программы для нового учебного заведения – Международной высшей отельной школы – подошли системно. В начале июля в Уральском государственном университете (УрГУ) прошел семинар под руководством представителя координатора проекта от Евросоюза. Итогом семинара стала анкета для руководителей предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса. Как сообщает пресс-служба УрГУ, заполненные анкеты будут обработаны уже в сентябре. Полученные данные помогут понять, чего ожидают от молодых специалистов потенциальные работодатели. Следующим этапом станет разработка и утверждение инновационных учебных планов. Вместе с УрГУ в проекте участвуют Екатеринбургский торгово-экономический колледж и профессиональное училище "Кулинар". С самого начала участвует в проекте гостиничный холдинг "ЮСТА".

"Мы только приветствуем поэтапное образование в вертикали училище-колледж-университет. При условии, что на каждом этапе учащийся сможет на практике осваивать профессию и становится все более компетентным, - говорит Марина Павленко. – Кроме того, такой подход позволит отсеять людей, изначально не подходящих для работы". И приводит пример, когда на собеседовании соискатель в ответ на вопрос, почему он выбрал именно такую специальность, сказал: "Я люблю общаться с людьми". "Приходится объяснять, что наша задача – не доставлять себе удовольствие общением с людьми, приехавшими в наш отель или пришедшими в ресторан. Наша задача – обеспечить максимально высокий уровень услуг и, следовательно, развитие предприятия и бизнеса", - считает Павленко.

Про известного писателя, поэта и публициста советской поры Илью Эренбурга рассказывают, что однажды он был вынужден переехать из своей квартиры в гостиницу "Европейская". К этому времени от дореволюционной буржуазной роскоши в гостинице практически ничего не осталось. А писателю пришлось въехать в номер вместе со своими собаками. Когда возмущенный администратор напомнил ему название гостиницы, Эренбург заметил: "Все, что есть в вашей гостинице европейского – это мои собаки".

Несмотря на кризис, в уральских регионах продолжают строить гостиницы и рестораны. К саммиту ШОС в Екатеринбурге открылся пятизвездочный отель "Хайятт". В преддверии Всемирной шахматной олимпиады в Ханты-Мансийске возводится гостиница класса "люкс" на 1000 номеров. Очень хотелось бы, чтобы в объектах индустрии гостеприимства европейскими были не только архитектурные и дизайнерские решения, но и квалификация персонала, и качество услуг.

Обозреватель Елена Глушкова