Урал / Точка зрения 26 ноября 2010 г. 13:57

Убийственный рейс

Interfax-Russia.ru – Шесть человек погибли, еще шестеро пострадали в результате аварии рейсового автобуса "Челябинск-Троицк".

Говорят, "кто предупрежден – тот вооружен". К сожалению, предупреждение об опасности срабатывает не всегда. Еще 25 ноября управление ГИБДД по Челябинской области выпустило предостережение для водителей автотранспорта – погодные условия и состояние автотрасс требуют особой осторожности.

Причиной предостережения послужил снегопад. "Будьте предельно внимательны! Дорога становится особенно опасной во время снегопада, когда на проезжей части появляется утрамбованный снег и лед, - говорится, в частности, в сообщении ведомства. - Из-за снега сцепление колес с дорогой резко уменьшается, и тормозной путь увеличивается! На такой дороге нельзя резко прибавлять "газ" или тормозить, резко поворачивать руль, так как колеса могут потерять сцепление с дорожным покрытием. Это называется заносом, и транспортное средство становится неуправляемым. Водителям необходимо выбирать умеренную скорость движения, с учетом погодных условий".

Это сообщение появилось 25 ноября. И в тот же день в 16:30 на пульт диспетчера отряда федеральной противопожарной службы по охране Копейского городского округа поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии на трассе Челябинск – Троицк. На 47 километре трассы, в районе поселка Еманжелинка рейсовый автобус N597 съехал в кювет и перевернулся. По первоначальной информации ГУ МЧС России по Челябинской области, в результате ДТП погибли шесть пассажиров: четыре женщины и двое мужчин. Еще пятерых пассажирок, пострадавших при аварии, увезли в больницы ближайших городов Коркино и Еманжелинск. Позже стало известно, что число пострадавших увеличилось до шести человек.

Почему же такое ДТП произошло во время рядового междугороднего рейса, при том, что водитель был трезв, имел большой стаж работы, а автобус прошел необходимый техосмотр? По предварительной версии УГИБДД по Челябинской области, автобус съехал в кювет потому, что его скорость не соответствовала дорожным и погодным условиям.

"25 ноября 2010 года в 15 часов 35 минут на автодороге федерального значения Челябинск - Троицк водитель автобуса HIGER KLQ6885Q в условиях снегопада не выбрал безопасную скорость движения, допустив занос транспортного средства, его съезд в правый кювет и опрокидывание, - говорится в сообщении пресс-службы ведомства. - Водитель автобуса 1965 года рождения имеет водительский стаж 27 лет, за управлением автобуса до момента совершения дорожно-транспортного происшествия находился два часа". Далее сообщается, что водитель прошел предрейсовый медицинский осмотр и был трезв. В свою очередь автобус, выпущенный в 2007 году, прошел государственный техосмотр и был оборудован ремнями безопасности.

Между тем, как сообщали местные СМИ со слов уцелевших пассажиров автобуса, водитель не предупреждал их о необходимости во время движения пристегнуться ремнями безопасности. Вполне возможно, что если бы пассажиры были пристегнуты, то жертв ДТП и пострадавших было бы меньше. Но, как пояснили Interfax-Russia.ru в отделе пропаганды УГИБДД по Челябинской области, за "пристегнутость" водитель и пассажир несут солидарную ответственность.

"Мы запрещаем выпускать на линию автобусы, не оборудованные ремнями безопасности. Перед тем, как начать рейс, водитель должен убедиться, что пассажиры пристегнуты. Пройти по салону и удостовериться в этом, - рассказал начальник отдела пропаганды областной Госавтоинспекции Виктор Хайруллин. – Затем водитель садится за руль и ведет автобус. И если после этого пассажир отстегнется, это уже на его страх и риск". Увы, пассажиры не всегда адекватно реагируют на предложение пристегнуться, а водители не всегда считают себя обязанными следить за использованием ремней безопасности.

По словам Хайруллина, первыми свидетелями ДТП стала бригада детской реанимации Скорой медицинской помощи. Медики возвращались с вызова и увидели на встречной полосе автобус, который "мотало во все стороны". Как утверждают участники обсуждения ДТП в местных интернет-форумах, автобус могло повести, если водитель начал резко тормозить. Назывался даже "виновник" экстренного торможения – сотрудник ДПС. Якобы он дал знак автобусу остановиться, в результате водитель не справился с управлением и улетел в кювет.

Другие участники обсуждения утверждают, что пост ДПС на въезде в Еманжелинку стоит постоянно. И если водитель ехал с превышением скорости, то вполне естественно, что его попытались притормозить.

"Действительно, у въезда сотрудники ДПС дежурят постоянно, об этом знают все, кто регулярно пользуется этой трассой, – заявил начальник отдела пропаганды областной Госавтоинспекции Виктор Хайруллин. – Кроме того, там стоит знак "населенный пункт", что также предполагает невысокую скорость передвижения транспорта. Непонятно, то ли водитель "внезапно" заметил пост ДПС, то ли ему мигнул фарой другой участник движения, вот водитель и стал срочно тормозить. Но в любом случае, даже если бы знак остановки подал инспектор – разве это может служить оправданием аварии? Что же теперь, если кто-то нарушает правила, превышает скорость, его не останавливать, чтобы он не разбился?".

Стоит отметить, что этот участок федеральной трассы относится к дорогам первой категории и находится в хорошем состоянии. По данным ГИБДД, ширина дорожного полотна в обоих направлениях девять метров, "хоть самолет сажай". Наверное, соблазн превысить скорость на хорошей дороге особенно велик. Впрочем, полная картина происшествия только устанавливается.

Как сообщили агентству "Интерфакс-Урал" в следственном отделе при ОВД по Еткульскому муниципальному району Челябинской области, в отношении водителя автобуса возбуждено уголовное дело. В пресс-службе ГУВД Челябинской области уточнили, что дело возбуждено по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее гибель двух и более человек). Водитель задержан и помещен в изолятор временного содержания.

Появились вопросы и к владельцу автобуса. По данным Ространснадзора, аварийный автобус "принадлежит индивидуальному предпринимателю А.В. Брусницыну, имеется действующая лицензия на осуществление перевозки пассажиров до 12.10.2013". Как сообщает пресс-служба ведомства, Ространснадзор намерен провести внеплановую проверку соблюдения лицензионных требований в деятельности индивидуального предпринимателя. По результатам проверки материалы дела будут переданы в суд. На месте ДТП работает начальник управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области Владимир Катайцев. В свою очередь заместитель генерального прокурора РФ Юрий Золотов поручил и.о. прокурора Челябинской области Владимиру Можину обеспечить всестороннее выяснение обстоятельств дорожной аварии, в которой погибли шесть человек, и взял ход проверки под личный контроль.

С начала года в России произошло восемь крупных аварий с участием пассажирских автобусов. Одна из них в прошлую субботу, 20 ноября, также случилась в Челябинской области, на 2 км автодороги Троицк – Октябрьское. Там столкнулись легковой автомобиль и автобус, перевозивший детей. В результате ДТП погибли пять человек, один пострадал.

Очень хотелось бы надеяться, что в ближайшие дни еманжелинская трагедия не повторится на других дорогах и трассах. А предпосылки к этому есть. В регионах Уральского федерального округа на смену золотой осени пришла настоящая снежная зима. В частности, по сообщениям синоптиков, сильный снег, метели и гололед ожидаются на территории Свердловской области. В связи с неблагоприятными погодными явлениями региональное ГУ МЧС России рекомендует жителям региона по возможности не использовать свои личные автомобили.

С аналогичной просьбой обратилась к жителям города и администрация Екатеринбурга. Учитывая неутешительный прогноз погоды на ближайшие дни, горожан и гостей Екатеринбурга призвали отказаться от личных автомобилей и воспользоваться трамваями, троллейбусами, автобусами, метро и городской электричкой, сообщает официальный портал Екатеринбурга.

В свою очередь ГУ МЧС по Курганской области также предупреждает жителей региона о возможном росте числа ДТП в связи со снегопадом и метелями.

Между тем, в Главном управлении МЧС России по Челябинской области открыт телефон "горячей линии", по которому можно узнать информацию о погибших и пострадавших в результате ДТП с рейсовым автобусом, направлявшимся в Троицк. Номер телефона "горячей линии": +7 (8351) 239-71-05.

Обозреватель Елена Глушкова