Interfax-Russia.ru – В службы занятости уральских регионов начали обращаться социальные иждивенцы.
Меры по стабилизации рынка труда, предпринимаемые региональными органами государственной власти в рамках антикризисных программ, дают первые результаты. Тюменская и Челябинская области получили первые транши из федерального бюджета для программ поддержки занятости населения. Средства выделяются на условиях софинансирования. 95% средств дает федеральный бюджет, 5% -региональный.
На этой неделе областной закон о софинансировании, принятый депутатами Законодательного собрания Свердловской области, поступит в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). Как сообщил агентству "Интерфакс-Урал" директор департамента государственной службы занятости населения Свердловской области Вячеслав Кривель, в рамках соглашения Роструд перечислит области 1,5 млрд рублей на переобучение кадров и создание новых рабочих мест. Однако уже сегодня ясно, что часть граждан воспринимает меры государственной поддержки как возможность получать пособие по безработице и ничего не делать.
"В центры занятости стали обращаться те, кто годами к нам не обращался, кто нигде и никогда не работал и вдруг узнал, что размер пособия по безработице увеличился до 4 тыс. 900 рублей, а с учетом уральского коэффициента это 5 тыс. 635 рублей", - пояснил Кривель. По его словам, жители сельских территорий приходят становиться на учет целыми семьями. Так, если в Екатеринбурге, по данным службы занятости, уровень регистрируемой безработицы на 1 марта составил 1,48%, то в ряде сельских территорий уже превысил 5%.
Всплеск безработицы среди селян стал предметом разговора на расширенном заседании правительства Свердловской области. Губернатор региона Эдуард Россель в своем выступлении отметил, что в ходе поездок по области часто видел заброшенные коровники, при этом селяне жаловались, что негде работать. Вместе с тем, главы поселений сетовали, что люди отказываются от предлагаемой работы. "Нужно ввести правило: предложили человеку работу раз, предложили второй раз - если он на нее не идет, то нужно снять его с учета по безработице и не платить ни копейки", - заявил губернатор.
При этом новые безработные не учитывают то обстоятельство, что максимальный размер пособия назначается далеко не всем. Если человек более года не работал или впервые обратился в центр занятости, он получает минимальный размер пособия по безработице - 977 рублей.
Между тем, по расчетам специалистов, только на общественных работах в регионе можно было бы трудоустроить более 72 тыс. человек. В сельской местности, в частности, можно организовать более 3 тыс. рабочих мест. Но для того, чтобы все усилия не пропали даром, необходима активная жизненная позиция тех, кто остался без работы. Программа поддержки занятости предполагает, например, выплату пособия на год вперед, чтобы безработный мог сам создать для себя рабочее место. Но едва ли социальные иждивенцы захотят стать предпринимателями.
Желание "пересидеть" кризис на пособии характерно для части трудоспособного населения всех регионов Урала. Например, в Магнитогорске (Челябинская область) за два первых месяца года из 5 тыс. 164 человек, обратившихся в центр занятости населения, собственное дело организовал только один. Переобучение прошли или проходят девять человек, из них после учебы трудоустроено трое. На общественные работы направлено 89 человек. При этом вакансий на общественных работах более 2 тысяч. Требуются санитары и сиделки, дворники и уборщики, маляры-штукатуры и озеленители. Но это рабочие профессии, а размер оплаты медсестры, например, даже ниже пособия по безработице. Выходит, получать пособие и сидеть дома выгоднее, чем работать и получать зарплату.
Между тем, в базе вакансий Челябинского городского центра занятости населения одна-единственная вакансия. Требуется менеджер по продажам. Количество обращений в этот центр занятости по сравнению с прошлым годом увеличилось в 2,1 раза, по состоянию на 1 марта количество обратившихся достигло 3 тыс. 431 человека. А вот число участников общественных работ сократилось в 2,4 раза! По данным территориальных служб занятости населения Челябинской области, 70% безработных категорически отказываются от участия в общественных работах. При этом собственное дело открыл только один челябинец.
Руководители служб занятости населения предложили властям Челябинской области выступить с законодательной инициативой об изменении федерального законодательства о занятости. По действующему законодательству специалисты центров занятости должны подыскивать обратившимся гражданам работу, но при этом законодательство не обязывает безработного устроиться на предложенную вакансию. Южноуральцы предлагают утвердить обязательный порядок общественных работ для граждан, признанных безработными. Как сообщает пресс-служба губернатора Челябинской области, данную инициативу уже поддержал заместитель губернатора области Юрий Клепов.
Между тем, на ряде предприятий Челябинской области удалось полностью либо частично избежать сокращения персонала. Из-за падения объемов производства с начала года 14 промышленных предприятий региона планировали сократить 4 тыс. 706 человек. Однако за последнюю неделю февраля благодаря вмешательству правительства области данная цифра снизилась на 1066 человек. Заявки на увольнение отозвали или сократили Челябинский абразивный завод, комбинат "Магнезит", обогатительная фабрика "Объединенная", Челябинская угольная компания, Ашинский металлургический завод, ЗАО "Механо-ремонтный комплекс" в Магнитогорске.
В то же время, в главное управление по труду и занятости населения региона продолжают поступать уведомления о предстоящих сокращениях на предприятиях. Для борьбы с дальнейшими неконтролируемыми сокращениями правительство области совместно с прокуратурой выработали механизм, который в будущем усложнит для работодателей процедуру массовых увольнений. Теперь работодатели не смогут свободно уведомлять центры занятости о планируемых сокращениях, так как каждая подобная заявка станет предметом рассмотрения антикризисных рабочих групп при главах районов и городов.
Между тем, на Урале появились и так называемые "ложные безработные". Как пояснил руководитель главного управления по труду и занятости Курганской области Леонид Пономарев, некоторые жители региона вступают в сговор с руководством своего предприятия, увольняются, встают на учет в центре занятости, получают пособие, а через несколько месяцев вновь возвращаются на свои рабочие места. Большинство таких "ложных безработных" проживают в сельской местности, где в зимние месяцы загрузка предприятий заметно снижается.
Например, к настоящему времени в Звериноголовском районе Курганской области числятся безработными 9% экономически активных жителей. Причем некоторые из курганских безработных на поверку оказываются весьма состоятельными людьми. Так, из 297 безработных, проживающих селах Куртамышского района области, 124 сдают имущественные паи в аренду, 9 человек сами обрабатывают землю, 42 человека имеют трактора, 12 - четыре и более коровы.
Видя такую неоднозначную ситуацию, власти Курганской области намерены обратиться в Государственную Думу РФ с предложением изменить трудовое законодательство, то есть отменить норму, приравнивающую уволившихся по собственному желанию к тем, кого сократили. Проведенный специалистами служб занятости области анализ показал, что с начала года значительно увеличилось число безработных, которые на момент постановки на учет длительное время уже не работали. Люди стали чаще обращаться в службу занятости в надежде получить максимальное пособие.
Впрочем, есть уральские регионы, где уровень безработицы в последнее время практически не изменился. Так, самый низкий уровень безработицы на Урале зарегистрирован в Тюменской области. Здесь за два первых месяца года количество безработных возросло всего на 29 человек или на 0,4%. Уровень регистрируемой безработицы, то есть соотношение численности безработных и экономически активного населения, составляет в регионе 1,04%. Заявленная работодателями потребность в работниках составляет на данный момент 13 тысяч человек.
"Всего за январь-февраль 2009 года направлено на общественные работы 367 безработных граждан, из них 247 трудоустроено, - сообщила Interfax-Russia.ru начальник отдела трудоустройства и специальных программ департамента занятости населения Тюменской области Людмила Хохлова. - Общественные работы организованы на всех территориях муниципальных образований области за исключением Голышмановского и Омутинского районов. На общественных работах граждане занимаются благоустройством и очисткой территорий, очисткой земель лесного фонда".
По словам специалиста, круг вакансий на общественных работах достаточно широк: это ремонт и содержание объектов социально-культурного назначения, организация досуга детей, восстановление и сохранение памятников, делопроизводство, прием молока, вспомогательные строительные работы, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог.
Подводя итог, стоит сказать, что социальное иждивенчество опасно не только растратой бюджетных средств. Пример иждивенца развращает. Плюс к этому длительная безработица приводит к тому, что человек отвыкает трудиться, и его ценность как работника стремится к нулю. А это значит, что хорошую работу с достойной зарплатой ему не найти и даже тогда, когда экономический кризис закончится.
Обозреватель Елена Глушкова