Interfax-Russia.ru – Несколько десятков заключенных одной из колоний в Челябинске демонстративно порезали себе руки в знак протеста против "нетюремного" порядка в столовой.
У граждан, отбывающих наказания в местах заключения Южного Урала нанесение самим себе ран и порезов стало традицией. Периодически то в одной, то в другой колонии группы заключенных начинают резать себе сгибы рук и предплечья.
На днях в федеральном бюджетном учреждении (ФБУ) исправительной колонии (ИК) №2 Челябинска, случился подобный инцидент. Восемьдесят два заключенных вечером 7 ноября "коллективно" принялись резать себе руки.
По заявлению пресс-службы Управления федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Челябинской области, которое цитирует агентство "Интерфакс-Урал", особого вреда заключенные себе не причинили, порезы были незначительными.
"Всем им была оказана первая медицинская помощь, наложены асептические повязки, хирургическое вмешательство никому не потребовалось", - сказал начальник пресс-службы ГУФСИН по Челябинской области Иван Мишанин. По его словам, массовое "вскрытие" было вызвано недовольством условиями содержания - заключенные не желали ходить строем и делать зарядку.
Интересно отметить, что в этом году это уже не первый случай, когда среди контингента колонии находятся охотники устроить показательное вскрытие вен. И заканчивается все примерно так же, как и в ИК №2, то есть тяжелых увечий нет, а проверка положения дел за колючей проволокой доказывает – жалобы заключенных на администрацию колонии во многом надуманны.
Так, в апреле этого года следственное управление СК РФ по Челябинской области так и не нашло состава преступления в действиях должностных лиц другой исправительной колонии, ИК№1 (Копейск), где заключенные порезали себе руки.
Надо сказать, что данная колония является учреждением строгого режима, может вместить не менее 1600 человек и является одним из крупнейших мест заключения такого типа в России. Здесь находится так называемое Единое помещение камерного типа (ЕПКТ), предназначенное для изоляции осужденных, активно противодействующих администрации исправительного учреждения. Режим ЕПКТ практически не отличается от тюремного, при этом помещают сюда нарушителей из других колоний, находящихся в ведении регионального управления ФСИН.
Подобные заключенные, возмущенные условиями содержания, порядком проведения обысков и самим фактом этапа в другую колонию и устроили показательное "членовредительство". Одиннадцать человек разбили лампочки и порезали руки. Госпитализация никому не понадобилась.
В другой - Атлинской колонии содержатся несовершеннолетние преступники, и по режиму она называется воспитательной. В августе здесь 34 заключенных порезали себе запястья одноразовыми бритвенными станками. По сообщениям местных СМИ, причиной протеста могли стать вечерние маршировки и пение гимна, которыми заставляли заниматься заключенных.
В свою очередь сотрудники колонии заявляли журналистам, что инициаторами данной акции стали осужденные, ожидавшие перевода во взрослую колонию. По мнению администрации, провоцируя товарищей по несчастью на массовую акцию, те, кому исполнилось 18 лет, а срок впереди был еще большой, пытались заработать авторитет перед обитателями взрослой колонии.
Наконец, в октябре очередной приступ суицидальных настроений испытали девять заключенных в ИК №8. По информации южноуральских СМИ, девять человек порезали себе руки, утверждая, будто протестуют против избиений со стороны сотрудников администрации. Интересно отметить, что родственники осужденных, участвовавших в акции, узнали о ней заранее и даже успели приехать к стенам колонии.
Чтобы расследовать обстоятельства последней, ноябрьской акции, в колонию №2 выехали уполномоченный по правам человека по Челябинской области Алексей Севастьянов, работники прокуратуры, осуществляющие надзор за исправительными учреждениями, а также временно исполняющий обязанности начальника регионального УФСИН Олег Канашов. Отчет о поездке был позже выложен в блоге омбудсмена Севастьянова.
Как утверждает уполномоченный, трое из 82 заключенных все же нанесли себе серьезные травмы. "Всем пострадавшим незамедлительно была оказана медицинская помощь, троим наложены швы и обработаны раны. Была предложена госпитализация в медицинскую часть, от которой пострадавшие добровольно отказались и вернулись в отряд", - говорится в сообщении.
Также челябинский омбудсмен приводит интересный факт: среди участников акции есть несколько человек, которые не в первый раз выражают таким образом свое несогласие с порядками в колонии. "Порезались заключенные разного возраста, надо отметить, что они, в основном, все рабочие, - отмечает Алексей Севастьянов. - Средний возраст 35-40 лет. Из тех заключенных, что в прошлом году участвовали в подобной акции протеста, а их было 22 человека, только 6 осужденных попали в список в этом году. Остальные не поддерживали и не участвовали в акции".
Как удалось выяснить омбудсмену по итогам бесед с осужденными, первопричиной акции протеста стали не необходимость ходить строем и делать зарядку.
"Основная причина – это питание вместе с заключенными, так сказать, "не той касты" в одной столовой", - пишет Севастьянов. Не секрет, что использование вещей, в том числе посуды, находившейся в распоряжении определенной категории заключенных, считается для всех остальных неприемлемым. Так, сесть за один стол с представителем пресловутой "низшей касты", есть ложкой, которой он ел и тому подобное автоматически снижает статус заключенного также до самого низшего.
Между тем уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов считает, что несоблюдение специфических правил, выработанных в тюрьмах и колониях России, вовсе не нарушает человеческих прав заключенного. По его мнению "проблема с посудой является надуманной и нарушений прав человека здесь нет. Наоборот, если администрация пойдёт на прямое разделение, то будут нарушены права тех людей, которые уже и так страдают".
В то же время компромисс всегда возможен, поскольку в обиход вошла одноразовая посуда.
"Мы договорились с руководством УФСИН, что сейчас прорабатываются варианты решения проблемы, и мы нашли поддержку в этом вопросе, что будет применяться одноразовая посуда. Сама же колония может обеспечить себя такой одноразовой посудой и штамповать эту посуду непосредственно в колонии. И тем самым закрыть этот вопрос", - считает омбудсмен.
Стоит отметить также, что жалобы на якобы имевшие место избиения заключенных не подтвердились.
"Заключенный, который жаловался на это, был обследован приглашенным мной Заслуженным врачом РФ Рыбиным Эдуардом Акоповичем, членом комиссии по помилованию. Следы побоев не обнаружены. Не подтвердились и случаи голодовки, о которых сообщали родственники осужденных", - отмечается в сообщении Севастьянова.
Но точка в истории с демонстративной попыткой суицида пока не поставлена. Следственные органы СКР по Челябинской области начали проверку происшествия в ИК№2.
"По предварительным данным причиной произошедшего стало несогласие заключенных с требованиями режима исправительного учреждения. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение. В настоящее время устанавливаются все обстоятельства произошедшего", - говорится в сообщении на официальном сайте ведомства.
Обозреватель Елена Глушкова