Interfax-Russia.ru – Склад боеприпасов взорвался в Челябинской области, погиб один человек.
Военный городок под южно-уральским городом Карабаш построили полвека назад. В двух километрах от военного городка появился поселок "Челябинск-115". 14 сентября около полудня жители поселка услышали далекие взрывы.
Как выяснилось почти сразу, в одном из складов на территории городка начали взрываться боеприпасы. Губернатор Челябинской области Петр Сумин в этот день находился на окружном совещании в Екатеринбурге. К месту событий, по распоряжению главы региона, прибыл его первый заместитель Владимир Дятлов. По словам Дятлова, причиной взрывов стал пожар, пострадали три человека. Замгубернатора также сообщил, что военнослужащих вывели за пределы части, вокруг места горения и взрывов выставлено оцепление. "Есть все основания полагать, что до населенных пунктов осколки снарядов не долетят", - заявил Дятлов агентству "Интерфакс-Урал".
Эвакуацию поселка не проводили – осколки снарядов разлетались на 500-600 метров и до жилья, по официальной информации, не долетали. Тем не менее, занятия в школах и детских садах были отменены. "В поселке идет постоянное оповещение населения. Вчера, когда все началось, из школ и детских садиков ребятишек раздали родителям, чтобы они были вместе. Определили место, чтобы в случае массовых взрывов удалить их (жителей - ИФ) подальше", - рассказал журналистам также прибывший к месту ЧП министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Геннадий Подтесов.
Разлет осколков мешал пожарным в понедельник начать борьбу с пламенем, а огонь вызывал все новые и новые взрывы снарядов. На территории, охваченной огнем, находились склады боеприпасов с истекшим сроком годности, предназначенные для отправки на утилизацию. Эти склады охраняют военнослужащие. Они в первую очередь и пострадали от взрывов. Так, один из военных, заместитель командира части подполковник Андрей Цепляев, получил тяжелые осколочные ранения грудной клетки и позвоночника. Спасти его не удалось – мужчина скончался после операции в реанимации. Остальные пострадавшие - майор и сержант - получили ожоги средней степени тяжести.
Первые версии причины возникновения пожара появились еще в понедельник. Основная версия - нарушение правил хранения боеприпасов. "Сейчас на место происшествия выехала большая группа военных следователей для проверки. Поскольку пожар еще не потушен, то следователи пока не приступили к своей работе. Основной версией, скорее всего, будет рассматриваться нарушение правил хранения боеприпасов. Но и другие версии тоже будут рассматриваться", - сообщил агентству "Интерфакс-Урал" старший помощник военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа полковник Игорь Серов.
Между тем снаряды продолжали взрываться. К вечеру понедельника стало ясно, что пожарные расчеты смогут попасть на территорию части не ранее утра вторника. "Только утром во вторник спецподразделения планируют попасть на территорию воинской части. Всю ночь будут дежурства", - заявил министр по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Геннадий Подтесов. По его словам, взрывы снарядов стали одиночными и происходили все реже. Но территория склада была очень задымлена. Не могла приступить к расследованию и группа военных следователей, прибывших к месту взрыва.
Между тем, как заявил старший помощник военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа полковник Игорь Серов, "уголовное дело должно быть возбуждено. Есть основания для его возбуждения - наступившие тяжкие последствия, а точнее гибель человека". Он уточнил, что дело может быть возбуждено по ч.2 ст.349 УК РФ (нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшие по неосторожности смерть человека).
В тот же день, как сообщает официальный сайт СКП РФ, военно-следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Челябинскому гарнизону уголовное дело возбудил, но по другой статье - 217 часть 2 УК РФ (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Как выяснилось, пожар на складе начался примерно в 11:30. К месту возгорания выехала пожарная группа воинской части. То есть военные попытались потушить пожар собственными силами. В тот момент, когда группа только приступила к тушению, снаряды начали взрываться.
Но и во вторник утром окончательно ликвидировать пожар на складе оказалось невозможным. Открытого пламени уже не было, но продолжалось тление в снарядных ящиках. "Сегодня работы не будут осуществляться, так как взрывы еще продолжаются. Последний взрыв был в 8:00 местного времени вторника, тление в ящиках со снарядами продолжаются, открытого горения нет, - сообщил министр по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Геннадий Подтесов на заседании областного совета безопасности. - Если сегодня в течение дня взрывов не будет, то утром в среду саперы спецподразделения из Чебаркуля приступят к разминированию", - сказал министр.
По его словам, накануне хотели провести авиаразведку места взрывов, но осколки летели вверх на высоту до 800 метров. Не удалось ввести в очаг ЧП и инженерную технику, поскольку осколки снарядов попадали и в близлежащий лес, и на дорогу. Как сообщил Подтесов, он своими глазами видел осколки снарядов весом в полтора килограмма. "Если попадет такой, то от человека и машины ничего не останется", - поделился впечатлениями министр.
Всего на складе хранилось 2 тыс. 104 снаряда калибром 152 мм. По предварительным оценкам, для того, чтобы разминировать и обезопасить территорию, потребуется две-три недели.
Пожар на складе заставил "сдетонировать" не только боезапасы, но и общественное мнение. Немедленно возникли слухи о том, что на складе, якобы, находились не только гаубичные снаряды, но и боеприпасы, грозящие радиационным заражением территории. Стоит отметить, что все, причастные к ликвидации ЧП официальные лица и ведомства оперативно опровергли эти версии, и распространение панических слухов удалось остановить. Но причина возникновения пожара остается пока до конца не выясненной.
В момент начала пожара на складе работало шестеро контрактников. В их обязанности, как сообщалось на заседании областного Совбеза, входило разоружение снарядов. Дело в том, что на складе хранились боеприпасы, не пригодные к использованию как в боевых, так и в учебных условиях. Так вот, военные отделяли взрыватели снарядов от гильз, и направляли металл на завод для утилизации.
Пожар и взрыв утилизировали снаряды на свой манер.
Обозреватель Елена Глушкова