Interfax-Russia.ru – Тысячи будущих дипломированных специалистов России сейчас лихорадочно пакуют чемоданы, досрочно сдают сессии и подсчитывают грядущие доходы – в США наступает сезон Work and Travel.
Work and Travel - это программа международного студенческого обмена, разработанная при поддержке Государственного департамента США. Участник программы получает право работать в США на протяжении четырех месяцев. Дополнительный месяц предоставляется для путешествия по стране. По некоторым данным, ежегодно за длинным долларом через океан отправляется до 5 тыс. молодых людей из России. Главным образом это студенты дневных отделений высших учебных заведений. Каждый из участников, прежде чем получить визу специального образца, должен пройти собеседование в посольстве США. Фирмы-посредники, оформляющие документы, необходимые для программы, не скрывают, что принимающая сторона студентов-"вечерников" бракует гораздо чаще, а те, кто учится заочно, вообще не могут участвовать в программе.
Чем вызвана такая избирательность, сказать трудно. Во всяком случае, не характером работы. Молодые россияне трудятся помощниками официантов, горничными, уборщиками, грузчиками, продавцами, работниками кухни и прачечной. Популярностью пользуется работа на рыбозаводах Аляски и в строительной отрасли. Одним словом, на несколько месяцев студент превращается в гастарбайтера, нанятого для исполнения неквалифицированной сезонной работы.
При этом за участие в Work and Travel придется заплатить. Заплатить за оформление разрешения на работу в США, за подачу документов в посольство, за медицинскую страховку и за оформление визы. Кроме того, новый участник программы обязан найти работу в США и получить подтверждение от работодателя, так называемый Job Offer. Впрочем, работу может подыскать и фирма-посредник, но за дополнительную плату. Плюс билеты на самолет в оба конца. В сумме предварительные расходы доходят до $2 тыс.
"В Свердловской области, с учетом стоимости авиабилетов, для участия в программе необходимо 1700 долларов США, - сообщила Interfax-Russia.ru менеджер ООО "Американо-Британский центр" Ксения. – Правда, в связи с экономическим кризисом количество желающих сократилось в 2,5 - 3 раза. Со стороны американских работодателей спрос на рабочую силу из России также снизился, но большинство участников уезжает на определенные рабочие места. Те, кто едут повторно, обычно подыскивают работу на месте".
После прибытия в аэропорт США российскому студенту-гастарбайтеру предстоят новые расходы. Во-первых, добраться до места работы он должен самостоятельно. Во-вторых, первая зарплата обычно выплачивается через 2-3 недели после начала работы. Чтобы дотянуть до получения первого чека, понадобятся деньги на проезд и питание. В-третьих, надо где-то жить. И если в небольших городках несколько студентов могут снять квартиру на окраине относительно недорого, то в Нью-Йорке, например, плата доходит до $500 с человека в месяц. Для того чтобы просто окупить поездку, надо заработать не менее $3 тыс.
Ради чего такие затраты? Ради заработка. Турфирмы-посредники, отправляющие студентов в США, дают разные сведения о зарплатах, но в среднем почасовая ставка для сезонного работника в США колеблется от 5,5 до 7-8 долларов в час. Зачастую студенты стараются работать не 40 часов в неделю, а 60-70, с одним выходным днем или вовсе без выходных. "Были случаи, когда наши студенты, отработав лето в США, покупали себе автомобили, - рассказал Interfax-Russia.ru проректор Уральского государственного технического университета УГТУ-УПИ им. Ельцина Сергей Шанчуров. – Привозят ноутбуки, музыкальные центры. Мы не препятствуем таким поездкам, но есть жесткое требование – учеба страдать не должна".
УГТУ-УПИ заключил соглашение с компанией STAR Travel с тем, чтобы студенты уезжали на заработки через проверенного посредника. "Совсем молодые люди оказываются в другой стране, не всегда они в совершенстве владеют языком, у них нет опыта выхода из сложных ситуаций, которые могут возникнуть. Заключенное соглашение дает нам возможность дополнительного контроля за тем, кто и куда выехал. Студенты сообщают нам, как они устроились, все ли благополучно. При возникновении форс-мажорных обстоятельств есть возможность помочь нашему студенту", - говорит Шанчуров.
Но в некоторых вузах отношение к Work and Travel иное. Например, студентам экономического факультета Уральского государственного университета (УрГУ) не разрешили пожертвовать учебой ради поездки на заработки. По словам декана факультета, Сергея Кадочникова, учебный план и требования к качеству образования на факультете настолько жесткие, что закончить учебу раньше и опоздать к началу семестра – недопустимая роскошь.
Иногда студентам кажется, что руководство вуза просто обязано поощрять их стремление съездить в США. Вот, например, вопрос ректору Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Михаилу Федорову от одной из студенток, размещенный на сайте вуза в разделе "Лично ректору". Студентка по имени Екатерина недоумевает, почему ей было так трудно получить разрешение на досрочную сдачу сессии.
"Как выяснилось, у некоторых работников деканата сложилось устойчивое мнение, что студенты едут в Штаты исключительно на работу уборщиками, посудомойщиками и т.п., и вообще непонятно, с какой целью молодые люди собираются уехать в другую страну на лето. Более того, участники Work and Travel, как выяснилось, в корне подрывают учебный процесс. Видимо, эти слова можно отнести к тому факту, что участники, в соответствии с правилами программы, вынуждены уезжать в конце мая-начале июня и возвращаться в Россию в сентябре", - пишет Екатерина и просит прояснить ситуацию.
Ректор УрГЭУ Федоров в своем ответе разъясняет: "Ваше желание попрактиковаться в английском языке и попутешествовать – ВАША ЛИЧНАЯ ИНИЦИАТИВА. Если Вас не устраивает учебная дисциплина в нашем университете, возможно, есть смысл поискать другой вуз, где на дисциплину никто внимания не обращает".
Кстати, с практикой в английском языке все не так уж однозначно. Прежде всего, участие в программе уже требует от студента базовых знаний языка, иначе он ни анкету заполнить не сумеет, ни собеседование в посольстве не пройдет. Да и характер работы, а значит, и оплаты труда во многом зависит от того, насколько свободно сезонный гастарбайтер владеет разговорным английским языком. Безусловно, общение с носителями языка, погружение в языковую среду в течение нескольких месяцев помогает студенту овладеть секретами чужой речи. Так и иностранный студент после трех месяцев работы на российской стройке или на плавучем рыбозаводе овладеет специфической русской лексикой.
"Участники программы действительно усовершенствуются в языке, но только в разговорном языке на уровне общения, - считает заместитель декана филологического факультета УрГУ по отделению "Романо-германская филология" Татьяна Козлова. – Тем, кто устроился в серьезную компанию даже на самую простую работу, можно сказать повезло, они смогут получить навыки деловой коммуникации".
Между тем, специалисты челябинской компании "Аэровектра" утверждают, что и после программы к ним приходят клиенты, обнаружившие, что для получения образования за рубежом того английского, который они получили в рамках Work and Travel недостаточно. "Аэровектра" предоставляет услуги по организации всех видов обучения за рубежом, в том числе и в США. "Для того чтобы поступить в серьезные учебные заведения, участникам программы, как правило, требуется дополнительная языковая подготовка, ведь простого разговорного английского для учебы недостаточно, - говорит старший менеджер компании Олеся Ольшевская. - Бюджетный вариант подготовки в США обойдется примерно в $3 тыс. Но это будет достойный уровень владения языком".
Впрочем, поездка за языком и длинным долларом вместо четырех месяцев может затянуться на годы. Так произошло со студенткой исторического факультета УрГУ Татьяной Рябцевой. Сейчас у нее все хорошо, она вернулась на родину, вышла замуж, а совсем недавно родила ребенка. Незадолго до родов Татьяна рассказала о своем опыте участия в Work and Travel журналистам издания Екатеринбургской епархии "Трезвое слово". Вот выдержки из ее рассказа: "Летом 2004 года я, как и тысячи студентов, отправилась в далекую Америку, но прожила там не три месяца, а четыре с половиной года. Хотелось бы поделиться своим опытом и впечатлениями от встреч со студентами, которые приезжали туда на лето в течение этих четырех лет. Может быть, это будет полезно для тех, кто собирается в США по программе Work and Travel."
Татьяна предостерегает будущих участников программы от излишней уверенности, что они получат работу: "Агентство, через которое студенты реализуют программу, помогает найти работу, предоставляя job offer (предложение о работе). Уже в России студент знает, где и кем он будет работать, заработную плату в час. Но на практике, когда студент приезжает в США, работодатель отказывает ему по этому job offer. Причины бывают разные: уже взял другого, передумал, мало работы, бизнес не идет и т.д. Оставшись без работы, студент вынужден самостоятельно искать ее, и это может затянуться на неопределенный срок. Бывает так, что работодатель берет по job offer, но дает очень мало часов". И еще: " Не рассчитывайте, что вы на 100% отработаете деньги, и поэтому не стоит просить их у родителей, говоря, что вернете все, и уж тем более не занимайте денег на программу у того, кто не сможет простить вам долг. Иначе вы рискуете попасть в очень трудную ситуацию". Что касается знания языка, то, по мнению Татьяны, первая фраза, которую студент-гастарбайтер научится произносить на английском, как на родном – это "Я ищу работу. Вам сейчас никто не требуется?". Возможно, собственный негативный опыт придает суждениям Татьяны излишнюю категоричность. В Ассоциации туроператоров России (АТОР) считают, что экономический кризис если и повлияет на количество российских студентов, выезжающих в США по Work and Travel, то в незначительной степени. "По данным правительственных организаций США, кризис не повлияет на уменьшение рабочих мест в сфере услуг, где, как правило, работают участники программы. Безусловно, кризис коснется и американских граждан, но, тем не менее, средний класс, который составляет большую часть населения США, не склонен кардинально менять свой образ жизни. Как и прежде люди будет ходить с детьми в парки развлечений, посещать бюджетные кафе, рестораны, пиццерии. В соответствии с информацией госорганов США можно говорить о том, что студенты, отправляющиеся по программе в США, без работы не останутся. В России же, по всем прогнозам, летом временную работу найти станет сложнее - конкуренция кадров в нашей стране будет только расти", - считает глава комитета АТОР по образовательным поездкам и детскому туризму Борис Самарянов.
Ну, в конце концов, цыплят, то есть заработки, по осени считают. Вот закончится Work and Travel-2009, тогда и будет ясно, оправдались ли надежды наших студентов, уехавших на заработки в США.
Обозреватель Елена Глушкова