Точка зрения
22 сентября 2009 г. 16:59

Завод закрыть, работников уволить?

Interfax-Russia.ru - После увольнения двух третей сотрудников от уникального уральского предприятия практически ничего не останется.

Руководство ООО "Уральский шинный завод" ("Уралшина") намерено сократить две трети работников, сообщает федерация профсоюзов Свердловской области (ФПСО). Екатеринбургское предприятие входит в холдинг "СИБУР - Русские шины". По данным, имеющимся в распоряжении ФПСО, уже к 10 декабря на заводе останется только 329 сотрудников. Приказы о сокращениях уже подписаны.

На заседании антикризисного штаба министерства промышленности и науки Свердловской области директор предприятия Максим Ярмак сообщил, что объем производства продукции в первом полугодии 2009 года снизился на 77,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Завод перешел в разряд убыточных.

Тучи над заводом начали сгущаться еще весной. Дело в том, что, как заявляют в руководстве холдинга, уральское предприятие является непрофильным. Снижение сбыта продукции "Уралшины" побудили холдинг искать покупателя на непрофильный актив. Казалось, что оптимальное решение проблемы найдено. ОАО "НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) вступил с "СИБУРом" в переговоры относительно приобретения "Уралшины". В апреле дочерняя структура УВЗ получила разрешение от федеральной антимонопольной службы на приобретение 100% долей шинного завода. В июне "СИБУР" заявлял о достижении принципиальной договоренности о сделке. Но на УВЗ сменилось руководство, в переговорах возникла пауза, а затем вопрос о покупке "Уралшины" вообще сошел с повестки дня. Новому руководству УВЗ пришлось решать экономические проблемы собственного холдинга, в том числе и по сохранению рабочих мест.

К июлю ситуация на шинном заводе основательно накалилась. Профком завода обратился с открытым письмом в ФПСО и лично к лидеру свердловских профсоюзов Андрею Ветлужских - речь шла о сохранении предприятия и грядущих сокращениях. "Количество сокращаемых неуклонно растет, что мы подтверждаем копиями приказов, - говорится, в частности, в обращении за подписью председателя профкома завода Татьяны Ломовцевой. - 9 июля выходит приказ о сокращении еще 49 технологических рабочих цеха вулканизации. Это наш основной производственный персонал, набирать и обучать которых дорогостоящий и сложный процесс. Создаются такие условия, которые вынуждают людей отказываться от работы. При этом им не предоставляется никаких социальных гарантий". По мнению профкома, на заводе был запущен механизм увольнений, имеющий признаки "скрытых сокращений".

В письме также сообщалось о том, что управляющая компания "СИБУР-Русские шины" потребовала передать в адрес корпоративного центра всю интеллектуальную собственность завода. "Интерфакс" обратился за разъяснениями к головному холдингу, но прокомментировать ситуацию в "СИБУР - Русские шины" агентству не смогли. ФПСО вышло на областное правительство с просьбой разобраться в ситуации на предприятии. И в конце июля в правительстве области обсудили судьбу "Уралшины".

Выяснилось, что спасти предприятие теперь может… введение заградительных пошлин на ключевые виды продукции завода. В ответ на предложение правительства Свердловской области переориентировать часть заказов компании на Урал, чтобы обеспечить шинникам докризисную загрузку, заместитель генерального директора по стратегическому развитию "СИБУР - Русские шины" Игорь Караваев пояснил, что для выпуска изделий, пользующихся спросом, предприятие надо было реконструировать, а это требует больших инвестиций. У управляющей компании таких возможностей нет. Для развития перспективного направления - производства массивных шин - у управляющей компании также не хватает ресурсов. Что касается зарубежных компаний, то им выгоднее локализовать производство в странах Юго-Восточной Азии, а не на Урале.

Решить проблему, по мнению участников совещания, существенно помогло бы введение высоких ввозных пошлин. Но это вопрос федерального уровня. И, как показывает опыт спасения "АвтоВАЗа", сами по себе заградительные пошлины не решают проблемы сбыта продукции в условиях кризиса. Точнее, решать эту проблему следовало бы задолго до кризиса, модернизируя производство и поставляя на рынок конкурентоспособную импортозамещающую продукцию. А в условиях кризиса необходимо принимать меры экстренного, "пожарного" характера. То есть сохранять трудовой коллектив, используя все возможности, в том числе предоставляемые государством.

Между тем, как выяснилось на совещании, "Уралшина" практически не участвовала в программе занятости населения. То есть не проводилось опережающее переобучение людей, находящихся под угрозой увольнения, не были отработаны на заводе варианты перевода специалистов на другие предприятия, входящие в холдинг и так далее.

"Шинный завод - не единственное предприятие, попавшее в сложную экономическую ситуацию и входящее в крупный холдинг, - заявил Interfax-Russia.ru заместитель председателя ФПСО Алексей Киселев. - УВЗ, "Автомобили и моторы Урала", предприятия СУАЛа испытывали и испытывают очень серьезные трудности. Но руководство, профкомы и трудовые коллективы пытаются искать выход из положения. Так что "Уралшина" - исключение из правил". Когда областная федерация профсоюзов получила информацию о том, что 65% работников предприятия все-таки сокращают, то здесь решили, что пришла пора массовых акций. ФПСО обратилась к членам совета межрегиональной профсоюзной организации ОАО "СИБУР Холдинг" и профсоюзному лидеру межрегиональной профсоюзной организации Вячеславу Хомичу с просьбой провести коллективные действия в защиту трудовых прав работников ООО "Уральский шинный завод" вплоть до пикета центрального офиса холдинга и выразила готовность активно поддержать эти действия.

Правительство области также настроено сохранить предприятия, которое располагает уникальным серийным производством всех типов пневматических шин. Остановка производства будет на руку только импортерам шинной продукции. На заседании антикризисного штаба было принято решение направить в адрес руководства "СИБУР Холдинга" от имени губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя предложения по разрешению ситуации на Уральском шинном заводе.

Сохранение промышленных предприятий в настоящее время - залог выживания муниципалитетов и регионов Урала. Как сообщил 22 сентября департамент информационной политики губернатора Свердловской области, доходы и расходы областного бюджета на 2009 год планируется сократить почти на 40%. "В связи со сложным экономическим положением, в котором оказались некоторые предприятия Среднего Урала, сократились поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц", - говорится в сообщении.

Со своей стороны руководство "Уралшины" считает, что в 2009 году предприняло все возможные шаги по стабилизации финансово-экономического положения предприятия. Как говорится в сообщении завода, "рост средней ежемесячной заработной платы во II квартале 2009 по отношению к I кварталу составил 39,4%, планируемый рост заработной платы в III квартале составляет 19,7% - до 18,5 тыс. рублей, что на 10% выше, чем средняя зарплата по Уральскому региону". Более того, производство продукции в рамках гособоронзаказа восстанавливается до уровня 2008 года.

Вместе с тем, как говорится в сообщении, постоянно сокращается спрос на шинную продукцию устаревшего типа, выпускаемую на предприятии. Загрузка мощностей по выпуску данной продукции составила чуть более 30% и постоянно снижается. "Единственным выходом из сложившейся ситуации является осуществление на Уральском шинном заводе ряда шагов, включая остановку выпуска не пользующейся спросом продукции и, как следствие, сокращение персонала на соответствующих участках производства, - утверждается в сообщении. - Несмотря на все сложности, вызванные кризисными явлениями и сокращения, вызванные необходимостью сократить выпуск невостребованной потребителем продукции, предприятие и трудовой коллектив будут сохранены".

Свое слово о судьбе завода должен сказать и Межрегиональный профсоюз "СИБУРа". Вот уже второй день продолжается заседание совета первичных профсоюзных организаций холдинга. Председатель профкома "Уралшины" Татьяна Ломовцева также находится на совете. По словам Киселева, пока никакой информации о реакции на предложения ФПСО нет.

Обозреватель Елена Глушкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще