Interfax-Russia.ru – Уральские священнослужители нашли в университетском учебнике пропаганду оккультизма.
Борьба за здоровый образ жизни стала камнем преткновения между светским учебным заведением и православной епархией. Дело в том, что в арсенале учебных пособий Челябинского Государственного педагогического университета (ЧГПУ) появился новый учебник "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни".
Данное издание попало в миссионерский отдел Челябинской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ). И вызвало настолько острую критику со стороны священнослужителей, что миссионерский отдел выступил с заявлением, чей заголовок говорит сам за себя: "О преподавании оккультизма в Челябинском государственном педагогическом университете".
На первый взгляд, обвинение в пропаганде оккультизма автора пособия выглядит, мягко говоря, странно. Автор - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры биолого-медицинских дисциплин и специального образования Института здоровья и экологии человека ЧПГУ. Как информирует официальный сайт педагогического вуза, институт был создан еще в 1998 году "как структура, обеспечивающая фундаментальные межвузовские исследования по актуальным проблемам экологии, зоологии, валеологии и оздоровления образовательных систем, а также по разработке и реализации теории и практики подготовки работников образования в области оздоровления подрастающего поколения". Более того, в прошлом году автор пособия, как сообщает тот же сайт, получила диплом Фонда развития отечественного образования за монографию "Эколого-валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении".
Между тем миссионерский отдел Челябинской епархии заявил, что учебник антинаучен. "Вместо развития навыков критического мышления и формирования научного мировоззрения данный курс направлен на формирование у учащихся магического сознания, основанного на сомнительных, не прошедших научной проверки либо сфальсифицированных недобросовестными исследователями данных". Миссионерский разбор антинаучных подходов занимает пять страниц печатного текста. Так, православных рецензентов возмутил факт раскрытия в учебном пособии понятия о биопатогенных зонах и их влиянии на здоровье человека. "Особое внимание данному аспекту должно быть уделено в больничных палатах и детских учреждениях, ибо, по мнению некоторых авторов, находясь в биопатогенной зоне, больной никогда не выздоровеет, а ребенок будет плохо расти и развиваться", - цитируют авторы разбора курс, предназначенный для будущих педагогов.
Весной этого года в Свердловской области был вынесен приговор медицинской сестре, допустившей гибель ребенка в больничной палате. Но смерть наступила не в результате расположения койки по фен-шую или неправильно определенных биопатогенных зон. Просто кровать была поставлена слишком близко к стене, ребенок просунул голову между прутьями и задохнулся. Думается, биолокация едва ли спасла ребенка. Чтобы предотвратить трагедию, медсестре достаточно было соблюсти санитарно-эпидемиологические нормы, согласно которым расстояние от спинки кровати до стены или окна должно быть не меньше 90 см.
Но вернемся к учебному пособию, вызвавшему гнев церкви. Интересен взгляд автора учебника для педагогов и воспитателей на энергетическое донорство и энергетический вампиризм: "Например, постоянный контакт (сон в одной комнате) очень старых и энергодефицитных людей с маленькими детьми, также требующими для своего роста и развития больших количеств энергии, часто заканчивается болезнями детей. То же самое относится и к двум детям: энергетически более слабый еще более слабеет и заболевает".
Вообще человеку с чувством юмора чтение пособия, по всей видимости, может доставить немало веселых минут. Например, голодание (правда, под наблюдением врача) рекомендуется автором как средство быстрого излечения простуды, туберкулеза и даже психических заболеваний.
Одно из условий здоровья по версии курса "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" – это попадание в энергоинформационный резонанс с окружающей нас действительностью. Для этого надо соблюдать некоторые правила. "Что касается одежды, то с валеологической точки зрения, она должна быть индивидуальной, из натуральных материалов, желательно ручной работы (причем доброжелательного человека)… Те же принципы лежат в основе экологии пищи – доброкачественность пищевых продуктов, их натуральное происхождение, индивидуальное соответствие человека информационно-энергетическим параметрам пищи в момент ее приема, желательно приготовление блюд доброжелательным человеком".
В доброжелательном портном или поваре, равно как и в доброжелательном педагоге ничего плохого, с точки зрения духа христианства, вроде бы нет. А вот выражение "с валеологической точки зрения" вызывает вопросы не только у верующих. Одни считают валеологию наукой, другие – относительно новым направлением в образовании, нацеленным на воспитание навыков здорового образа жизни. РПЦ крайне негативно относится к преподаванию валеологии в образовательных учреждениях любых уровней.
"Может быть, не все валеологи оккультисты. Может быть, не в каждой валеологической программе спрятана Агни Йога и "герметизм". Однако что поделать с тем обстоятельством, что пока большинство источников по валеологии, которые мне встречались, были с оккультной подосновой?", - вопрошает протодиакон Андрей Кураев, много лет посвятивший активному миссионерству и работе с молодежью. Даже утверждение валеологов о том, что здоровье – самая большая ценность, данная человеку природой, вызывает неприятие со стороны деятеля РПЦ: "Если бы речь шла о телятах и поросятах - то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии?", - говорит о. Андрей в одной из своих статей, которая так и называется "Осторожно: валеология".
С точки зрения медицины, факторы, влияющие на здоровье, изучает такая отрасль науки, как гигиена. "Учебники по валеологии ориентированы на педагогические вузы, - считает заведующая кафедрой гигиены и экологии Уральской Государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор Галия Насыбуллина. – Но это не снижает уровень требований к качеству учебника, ведь педагог контактирует с ребенком гораздо чаще, чем врач, и степень его влияния выше. Конечно, чтобы оценить, насколько критикуемый священнослужителями учебный курс совпадает с представлениями современной медицинской науки, необходимо внимательно прочесть всю книгу целиком".
Кстати, Челябинская епархия РПЦ также настаивает на ответственности педагога, ставшего автором учебного курса и учебного пособия. Миссионерский отдел обратился к ректору ЧГПУ с рекомендацией прекратить преподавание предмета "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" в том виде, в каком оно осуществляется сейчас, изъять из обращения методическое пособие и дезавуировать его научный статус. Более того, священнослужители ставят под сомнение необходимость существования подразделения, в котором трудится автор учебника и служебное соответствии автора.
А вот это уже серьезно. Можно верить в Бога, а можно - в природу и в биоэнергетические узлы и сетки. Можно читать труды отцов РПЦ, можно предпочесть им "Диагностику Кармы" или даже "Как я был экстрасенсом". Нельзя нарушать законы государства, в котором разрешено все это читать. Как пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе министерства образования и науки Челябинской области, определять учебный план и выбор учебных пособий – прерогатива вуза.
Об этом напомнил ректор ЧПГУ Виталий Латюшин на пресс-конференции, специально организованной для представителей СМИ после того, как епархия обнародовала свое заявление. Как сообщили Челябинские СМИ, по словам ректора, пособие не является обязательным к изучению, и было издано для расширения кругозора студентов.
Насчет расширения кругозора с ректором не поспоришь. Даже тех выдержек из текста пособия, которые были приведены в заявлении миссионерского отдела Челябинской епархии, достаточно, чтобы узнать много нового и интересного, хотя и не бесспорного, про здоровый образ жизни.
Обозреватель Елена Глушкова