Interfax-Russia.ru – Россияне начинают составлять меню застолья в преддверии Нового года. По данным ритейлеров, цены на продукты за год выросли от 15 до 50%.
Среди причин роста цен на продукты, одежду и бытовую технику в России: эмбарго на продукты из США и Европы, падение рубля, санкции против Турции, неизбежная ежегодная инфляция. Теперь к перечню может добавиться еще один пункт – рост цен на перевозки в связи с внедрением системы "Платон".
В частности, такой возможности заявили производители продовольствия и ритейлеры в письме премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Крупнейшие отраслевые ассоциации предупредили, что есть вероятность ощутимого роста цен в преддверии Нового года, особенно на социально значимые товары, сообщила газета "Коммерсант".
Однако власти относятся к вопросу роста цен без драматизма. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что система "Платон" окажет минимальное влияние на цены.
"Эффект от внедрения системы на цены может быть, но минимальный и по всем расчетам, по подавляющему большинству товаров речь идет о десятых долях процента", - сказал он.
В Кремле вообще не согласны с утверждением, что доходы населения слишком сильно снизились из-за трудностей в российской экономике.
"Антикризисные усилия принимаются кабинетом министров в соответствии с имеющейся программой, с планом действий, и вы знаете, что в своей ежедневной работе Путин достаточно большое время уделяет вопросам экономики и антикризисной деятельности. Но вместе с тем с вашей формулировкой вряд ли можно согласиться с точки зрения слишком сильного (снижения доходов граждан)", - сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Так он ответил на вопрос, обеспокоен ли глава государства слишком сильным снижением доходов населения в 2015 году.
Вместе с тем, реальные доходы россиян в октябре, по данным Росстата, уменьшились на 5,6% по сравнению с октябрем 2014 года. При этом реальная зарплата упала сразу на 10,9%.
Центробанк РФ также отмечает увеличение доли экономящих людей. Опрос, ежемесячно проводимый по заказу регулятора, показал, что в октябре россиянам чаще, нежели в июне, приходилось ограничивать себя в приобретении рыбы и морепродуктов, чая и кофе, яиц, растительного масла, молока и молочной продукции, а также одежды, обуви, кожгалантереи и товаров для детей.
Доля россиян, говорящих об экономическом кризисе в стране, в ноябре выросла до 72% с 68% в августе, сообщает фонд "Общественное мнение". 38% россиян сказали, что средств им хватает на одежду, а на крупную бытовую технику - нет, еще у 27% есть деньги на питание, но не на одежду. Денег на питание не хватает 14% граждан.
Движение вверх
Отрицать, что в России подорожали продукты, пожалуй, не решится никто. По данным Росстата, в преддверии турецкого эмбарго сильно подорожали огурцы и помидоры, которые за неделю стали стоить сразу на 6,6% больше.
Только за первую неделю декабря цены на яйца увеличились на 1,7%. Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 1,6%, в том числе на помидоры - 6,6%, огурцы - 4,4%, капусту - 2,7%.
С начала года рост цен составил к 7 декабря 12,3%. Для сравнения, в прошлом году с начала года цены выросли к 8 декабря на 8,9%.
Впрочем, торговые сети не поддаются панике – по крайней мере, в отношении турецких санкций.
"В основном, из Турции импортируются некоторые сезонные фрукты, овощи, орехи и рыба. Совокупная доля турецких товаров в сетях Х5 не превышает 1% годового товарооборота. Опираясь на опыт замещения поставок продуктов из стран, в отношении которых ранее вводились ограничения импорта, компания планирует оперативно наладить альтернативные цепочки поставок. Долю Турции готовы заместить поставщики из стран Северной Африки и Ближнего Востока", - сообщил Interfax-Russia.ru представитель пресс-службы Х5 Retail Group.
Вместе с тем, если смотреть на ситуацию за год, то, как рассказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе сети гипермаркетов "Глобус", сравнение показателей ноября 2014 года и ноября 2015 года показывает, что товары из разных групп продуктов питания значительно подорожали.
"Мы наблюдаем следующие показатели: овощи/фрукты – импортный товар в среднем подорожал на 40%, российский – до 20%; молочная продукция – 20%; колбаса – 25%; рыба – 40-50%; хлеб – до 15%", - рассказали в пресс-службе.
Рост цен в сети гипермаркетов напрямую зависит от нескольких факторов.
"Первый из которых – колебания курса валют (прямо пропорциональная зависимость) и второй – увеличение закупочных цен со стороны поставщиков (это, кстати, тоже напрямую зависит от роста курса). В случае стагнации курса рост цен не прогнозируем", - сообщили в "Глобусе".
Рост цен на отечественные товары, по мнению ритейлера, зависит от доли содержания импортных составляющих, например, упаковки и пищевых добавок. На себестоимость продукции также влияет стоимость кредитов.
По мнению сотрудника сети гипермаркетов, правительство предпринимает шаги по стабилизаиции ситуации, пытаясь заменить импортные товары на отечественные.
"Мы регулярно проводим встречи с производителями и поставщиками (молоко, сыры, овощи, фрукты, птица в ассортименте), и они отмечают, что значительно увеличиваются инвестиции в производство, с ростом не менее 50% к предыдущему 2014 году", - рассказали в пресс-службе.
Однако ждать быстрого результата от этих мероприятий не стоит, подчеркнули представители ритейлера.
"Разумеется, должно пройти какое-то время для того, чтобы отечественные производители, поставщики, фермеры нарастили свои объемы, стали работать по стабильной, отлаженной схеме и предоставлять столько продукции, сколько необходимо нашим гражданам. И в итоге все это могло привести к стабилизации экономики. Тогда-то мы и сможем говорить о возможности стабилизации цен", - заключается в сообщении.
Техника ест деньги
Не отстают от продовольственных и цены на бытовую технику. Например, за лето в онлайн-ритейле она подорожала на 7-10% на волне нового снижения рубля, сообщали тогда аналитики "Яндекс.Маркета".
"Плавный рост цен во многих категориях техники и электроники начался еще в июне-июле", - отмечалось в исследовании.
По данным "Яндекс.Маркета", средняя цена на популярные модели холодильников в интернет-магазинах выросла с начала июня по 23 августа на 7%, стиральные машины подорожали на 9%, пылесосы - на 10%. Курс доллара за тот же период вырос более чем на 20%.
В целом продажи бытовой техники и электроники в РФ в первом полугодии упали на 26%. При этом рост цен на товары в этой категории составил в среднем 38%.
"Надежды на восстановление (рынка бытовой техники и электроники - ИФ) откладываются из-за усиливающейся девальвации рубля - что, скорее всего, продолжит стимулировать инфляцию и скажется на дальнейшем замедлении спроса, создавая множество неопределенностей в отношении 2016 года", - заявил руководитель направления цифровой техники GfK в России Михаил Кулаков, процитированный в сообщении компании.
В первом полугодии 2015 года средний чек на смартфон в России вырос на 10%, до 9,5 тыс. рублей, сообщал ранее "Связной". При этом продажи устройств впервые снизились в денежном выражении - на 2% по сравнению с январем-июнем 2014 года, до 86 млрд рублей. В натуральном выражении рынок смартфонов сократился на 11%, до 9 млн устройств.
Рост цен на бытовую технику и электронику имеет несколько "заторможенный" вид по сравнению с ценами на продовольствие. Так, у покупателей есть временной лаг в несколько месяцев между падением рубля и ростом цен на технику, сообщила Interfax-Russia.ru менеджер по связям с общественностью компании "М-Видео" Юлия Зотова.
"Наша компания закупает бытовую технику и электронику большими партиями на несколько месяцев вперед. При данной системе колебание курсов валют имеет отложенный эффект. Кроме того, в последнее время курс колеблется как в большую, так и в меньшую сторону. Поэтому дальнейшая ситуация с ценами на технику будет зависеть от состояния рынка электроники в целом и динамики потребительского спроса", - сказала она.
Перспективы роста цен в этом сегменте достаточно туманны.
"Мы не можем исключить повышение цен в случае дальнейшего ослабления рубля, хотя и будем делать совместно с поставщиками все, чтобы этого не допустить или же обеспечить максимально плавный, постепенный процесс роста цен", - заключила представительница "М-Видео".
Альтернатива в сети
В свете подорожания товаров в магазинах, все больше потребителей предпочитает покупать товары в интернете, где товары зачастую продаются по более низким ценам. По данным исследования Gfk и "Яндекс.Маркета", за 10 месяцев текущего года онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 54% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а бытовой техники - на 13%.
Ожидается, что этот сегмент будет развиваться и дальше, и объем российской интернет-торговли, который в этом году составит приблизительно 750 млрд рублей, в 2016 году вырастет на 10%, заявил руководитель "Яндекс.Маркета" Павел Алешин.
"В текущей ситуации делать точные прогнозы сложно, но по нашим внутренним оценкам рост электронной коммерции в России составит в 2016 году около 10% при росте ритейла ориентировочно на 1%. Сейчас доля электронной коммерции в ритейле составляет только 3,5% против, например, 9% в тех же США - есть куда расти", - сообщил он журналистам.
Большинство пользователей (71%) объясняют совершение покупок в зарубежных интернет-магазинах более низкими ценами.
Пока покупки техники и одежды в интернете, действительно, могут быть выходом для россиян, практически поголовно вынужденных беречь деньги, однако скоро и этот источник экономии может иссякнуть. Власти рассматривает варианты ограничения беспошлинного ввоза товаров в Россию из-за рубежа, а это значит, что покупки в иностранных интернет-магазинах также могут стать дороже. Подписи против такого решения уже собирают на сайтах электронных петиций.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook