Interfax-Russia.ru – Столичная полиция исполнила решение Конституционного суда РФ и вернулась к расследованию ДТП на Ленинском проспекте, в результате которого погибла известный врач-гинеколог.
Уголовное дело о столкновении "Ситроена С3" и "Мерседеса" на Ленинском проспекте в Москве 25 февраля 2010 года ГУВД Москвы прекратило в сентябре того же года. 29 июля столичная полиция была вынуждена возобновить расследование обстоятельств резонансного ДТП. Дело в том, что отец погибшей за рулем "Ситроена" Ольги Александриной дошел до Конституционного суда России и добился вердикта: прекращать дело было нельзя.
Напомним, как все было. 25 февраля 2010 года на Ленинском проспекте в районе площади Гагарина лоб в лоб столкнулись два автомобиля. Водитель "Ситроена" погибла на месте, известный гинеколог Вера Сидельникова умерла в больнице. Также травмы получил пассажир "Мерседеса" вице-президент НК "ЛУКОЙЛ" Анатолий Барков. Он попал в больницу, но остался жив.
Расследование дела было долгим и скандальным. По первоначальной версии ГУВД Москвы, на встречную полосу выехал именно "Ситроен". По версии родственников погибших, виновником аварии был "Мерседес". Федерация автовладельцев России (ФАР) начала собственное расследование ДТП. В объективность следствия, судя по всему, не верил никто.
Адвокат водителя топ-менеджера "ЛУКОЙЛа" Гарри Мирзоян публично заявлял, что опасается необъективного расследования дела. По его словам, "истерия, раздуваемая в обществе, может привести к тому, что человека (водителя "Мерседеса" - ИФ) обвинят без объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, по сути, превращая правосудие в "суд Линча".
Со своей стороны представитель родственников погибших адвокат Игорь Трунов раскритиковал схему ДТП, составленную следователем, работавшим на месте аварии. По его мнению, схему можно было трактовать двояко. При этом не осталось видеозаписи столкновения – обзор камере слежения перекрывал рекламный щит. Расшифровка "черного ящика" "Мерседеса" тоже не оправдала надежд – установить траекторию движения автомобиля не удалось.
В конце концов, техническая экспертиза ДТП, проведенная в ходе следствия, показала, что на встречную полосу выезжал "Ситроен". Тут же защита семей погибших женщин потребовала провести независимую экспертизу. Обстановка вокруг дела настолько накалилась, что встал вопрос о защите следователя, занимавшегося выяснением обстоятельств ДТП, а вице-президент НК "ЛУКОЙЛ" Анатолий Барков получил по электронной почте письмо с угрозами.
В разгар разбирательств скончался сын одной из погибших, Веры Сидельниковой – Сергей. После его смерти суд официально признал дочь покойной, Наталью, потерпевшей стороной в ДТП. И почти сразу появилась неофициальная информация о том, что дело закроют.
7 сентября о закрытии дела уже официально заявил глава столичного ГУВД Владимир Колокольцев. "Данное уголовное расследование было проведено объективно. Мы провели беспрецедентное расследование. Никакого давления на следствие не оказывалось", - заявил он журналистам.
По данным следствия, Ольга Александрина превысила скорость, дорога была мокрой. И машины столкнулись именно из-за того, что она нарушила правила. Но поскольку женщина погибла на месте, то уголовное дело прекратили.
Между тем в ФАР не согласилась с выводами следствия, а руководитель организации Сергей Канаев предложил привлечь к изучению материалов дела трех независимых экспертов. По его словам, это необходимо сделать, "чтобы не возникало разночтений между официальной версией и мнением общественности". Кроме того, общественники обнародовали выводы собственных независимых экспертов. И их версия расходится с выводами официальной экспертизы.
В частности, один из специалистов, Юрий Антипов, сомневается в том, что "Ситроен", который, по мнению следствия, занесло, мог вклиниться на высокой скорости в десятиметровый промежуток встречной полосы между "Мерседесом" и машиной свидетеля ДТП. Есть, по мнению эксперта, и другие нестыковки. Кстати, согласно опросу Левада-центра, свыше двух третей россиян, слышавших об аварии на Ленинском проспекте, доверяют именно независимым оценкам.
Не приняла доводов следствия и семья погибшей Ольги Александриной. Мать, отец и сестра решение о прекращении дела обжаловали в суде. Однако 7 октября Тверской суд Москвы подтвердил, что дело было прекращено законно. Следующим шагом родственников Ольги стало обращение в Конституционный суд.
"Мы обратились в два института: с предложением в Госдуму об изменении УПК и в Конституционный суд с требованием проверить соответствие решений о прекращении дела о ДТП основному закону страны", - заявил адвокат Игорь Трунов. По его словам, решение Конституционного суда должно изменить сложившийся порядок расследования дел, связанных с гибелью людей в ДТП.
"По авариям возбуждаются уголовные дела. Как пример берем ДТП на Ленинском. Виновным и подозреваемым не признают никого, так как в отношении погибшего постановления о привлечении в качестве подозреваемого вынесены быть не могут. Потом следователь выносит решение и, как правило, признает кого-нибудь из погибших виновным. Это считается окончанием следствия, судебной процедуры не будет", - заявил адвокат.
14 июля Конституционный суд РФ признал, что основной закон России не позволяет закрыть уголовное дело без согласия родственников умершего подозреваемого. Попросту говоря: расследование надо продолжать.
Стоит отметить, что действующий Уголовно-процессуальный кодекс запрещает родственникам подозреваемого или обвиняемого возражать против прекращения дела и требовать завершения расследования. Это и произошло в случае с ДТП на Ленинском проспекте в Москве.
Как говорится в материалах пресс-службы Конституционного суда, подготовленных по итогам провозглашения постановления, "не наделив близких родственников погибшего правом возражать против прекращения уголовного дела, а также правом участия в досудебном производстве, законодатель недопустимо ограничил право погибших на реабилитацию достоинства личности и доброе имя". Теперь целый ряд законодательных норм предстоит привести в соответствие с Конституцией России.
29 июля Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Москве возобновило производство по резонансному уголовному делу о ДТП на Ленинском проспекте. В ближайшее время следователь Главного следственного управления ГУ МВД по Москве пригласит к себе родственников погибших женщин. Они должны определиться, как они будут участвовать в суде.
В то же время лидер ФАР Сергей Канаев считает, что кардинальных изменений в деле не произойдет. "Хотелось бы, чтобы произошли кардинальные изменения, но верится с трудом, - заявил он Interfax-Russia.ru. – Это вопрос политический, юридически его уже решили. Думаю, либо будет признана обоюдная ответственность, либо неустановленная".
Как отметил Канаев, едва ли вдруг будет установлена вина водителя "Мерседеса" вице-президента НК "ЛУКОЙЛ" Анатолия Баркова. "Если бы обстоятельства этого ДТП хотели бы рассмотреть объективно, то это могли бы сделать с самого начала", - заявил лидер ФАР.
Со своей стороны дочь погибшей Веры Сидельниковой Наталья заявила, что ей безразличны решения Конституционного суда. "Мне безразлично, кто виноват в этой аварии, и какие решения по ней принимаются. Мою маму уже не вернешь", - заявила она.
Обозреватель Елена Глушкова