Дорога в Крым

Interfax-Russia.ru – Правительство РФ выделило более 7 млрд рублей на улучшение транспортной инфраструктуры Крыма в 2014 году.

В 2014 году, согласно распоряжению правительства РФ, Крымскому федеральному округу предоставят 7 млрд рублей субсидий и межбюджетных трансфертов на развитие транспортной системы региона. В сообщении на сайте правительства отмечается, что эти средства позволят улучшить транспортную ситуацию на полуострове в курортный сезон, когда в Крыму значительно возрастет пассажиропоток.

Средства, выделенные Крыму на совершенствование транспортной системы, пойдут, прежде всего, на организацию перевозок пассажиров между полуостровом и материковой частью Россией. Кроме того, за счет этих средств будет реконструированы объекты аэропорта Симферополя, морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы в порту Керчь, будут созданы условия для формирования доступных цен на регулярные авиарейсы в Симферополь. Также за счет субсидий и межбюджетных трансфертов будет финансироваться деятельность государственного предприятия "Крымская железная дорога".

Из 7 млрд рублей более 3 млрд получит Росавтодор, более 1 млрд - Росжелдор, почти 680 млн - Росавиация, Росморречфлот - 470 млн, 300 млн - Минтранс России.

Между тем, в настоящее время добраться в Крым – задача не из простых даже с учетом мер, принятых, чтобы сделать дорогу на полуостров доступной. В частности, были значительно снижены цены на авиабилеты, до 1 января 2015 года авиаперевозки в Крым будут освобождены от НДС, введен единый билет "железная дорога - паром - автобус".

Однако, как стало понятно уже в первые майские праздники, в настоящее время паромная переправа в Крым не справляется с туристическим потоком. Нагрузка на переправу между Кубанью и Крымом резко возросла 1 мая из-за большого числа желающих провести выходные на полуострове, а на подъездах к порту образовалась многокилометровая пробка. И это при том, что с 1 мая всем грузоперевозчикам, везущим товары в Крым, было настоятельно рекомендовано доезжать до Новороссийского морского торгового порта, а затем на судне "Посейдон Экспресс" переправляться в Феодосийский морской торговый порт.

Благодаря этим изменениям количество пассажиров, перевозимых паромами из порта "Кавказ" в порт "Крым", увеличилось с 2 тыс. до 6 тыс. человек в сутки. Тем не менее, желающие попасть на полуостров все равно проводили в ожидании своей очереди погрузки на паром до 18-24 часов. В районе переправы через каждые 500 метров работали пункты питания, действовал мобильный медпункт, дежурили две машины скорой помощи и дополнительные наряды полиции. К 5 мая поток машин снизился более чем в 6 раз, а время ожидания в очереди сократилось до 3 часов.

По данным заместителя директора "Единой транспортной дирекции" Мусы Яквашева, в настоящее время с помощью паромной переправы в Крым ежегодно могут попасть около 2 млн пассажиров. Эта оценка сделана с учетом того, что с 1 мая до 1 октября число паромных рейсов через Керченский пролив увеличат до 33 в сутки.

"Это позволит перевезти более 1,9 млн человек, 280 тыс. легковых автомобилей и 44 тыс. автобусов в год туда и обратно", - заявил Яквашев на пресс-конференции в Симферополе.

При этом о необходимости открыть еще одну паромную переправу уже заявляли и в Минтрансе РФ, и в Минобороны РФ, где даже приступили к ее созданию.

В оборонном ведомстве предложили организовать дополнительную паромную переправу между портами "Кавказ" в Темрюке и "Крым" в Керчи. Как сообщили в управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ, на переправе будут работать четыре парома из комплекта понтонного парка специального (ППС-84), причем каждый такой паром может перевезти до 180 тонн груза.

"Один паром способен переправлять 6 большегрузных автомобилей типа КАМАЗ или более 20 легковых автомобилей", - подчеркнули в управлении пресс-службы и информации.

В Минтрансе РФ, в свою очередь, заявили, что мощность паромной переправы, соединяющей порты "Кавказ" и "Крым", в ближайшее время увеличат вдвое.

"Мы берем дополнительный паром на один месяц в качестве пробной перевозки, но с возможностью продления (срока работы - ИФ) и опционом на еще один дополнительный паром. Его вместимости хватит для того, чтобы оперативно работать с массовыми типовыми потоками легкового транспорта. Вместимость - 169 автомобилей и 600 человек", - заявил глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Он уточнил, что примерно столько же пассажиров и автомобилей в настоящее время могут перевезти три действующих парома.

Дополнительный паром, по словам Соколова, должен заработать к 9 мая, то есть у отдыхающих, которые будут массово возвращаться из Крыма, не должно возникнуть проблем с пересечением Керченского пролива. Стоит отметить также, что рейсовые междугородние автобусы, в том числе с пассажирами, следующими по единому железнодорожному билету, грузят на паромы вне очереди. Но не стоит забывать еще об одном факторе риска – штормах в Керченском проливе.

"Это самый проблемный вопрос на сегодняшний день. Самая большая проблема будет, если люди будут опаздывать на поезда", - заявил Яквашев.

По его словам, "Единая транспортная дирекция", чтобы минимизировать число опозданий туристов на поезда, заложила на случай неблагоприятных погодных условий в расписание движения стыковочных автобусов и паромов резерв времени - около 2,5 часов.

Альтернативой паромному транспорту в Крым в настоящее время является авиасообщение. Традиционно билеты на наземный транспорт стоят дешевле, чем авиабилеты. Однако в случае с Крымом есть свои особенности. Так, основная компания-перевозчик по крымскому направлению "Аэрофлот" установил для региона плоскую шкалу тарифов. То есть теперь, например, билет в эконом-классе Москва-Симферополь-Москва обойдется туристу всего в 7,5 тыс. рублей. И по таким ценам "Аэрофлот" распродает до половины мест на каждый борт, работающий на крымском направлении. Другие российские компании хоть и придерживаются динамичного ценообразования, пока держат стоимость билетов ниже уровня прошлого года. В прошлом году авиабилеты в Крым в одну сторону стоили около 6 тыс. рублей.

В настоящее время в Крыму работают только два аэропорта - в Симферополе и в Бельбеке (под Севастополем). При этом Бельбек принимает только чартеры. Сейчас ежесуточно в Крым прилетают около 10 рейсов, на которых прибывают около 1,5 тыс. пассажиров.

"Пока "Аэрофлот" планирует, что у него в летнем расписании будет порядка 7 рейсов в день в пиковый сезон, и, конечно, из тех 19 ежедневных рейсов, которые мы сейчас видим в летнем расписании на Симферополь, он будет занимать ключевое положение", - подчеркнул глава Минтранса РФ.

Всего, по оценке министерства, за сезон в Крым могут прилететь, учитывая замену небольших самолетов на более вместительные, около 1 млн пассажиров. При этом в планах руководства Крыма на туристический сезон 2014 года принять на полуострове до 3 млн туристов, даже если прямое железнодорожное сообщение с материком наладить не удастся. А власти Севастополя в свою очередь надеются, что в город приедет за сезон до 1,5 млн туристов.

Когда у туристов появится возможность приехать в Крым на поезде без пересадок на паром и автобус, в настоящее время, учитывая последние события на Украине, сказать невозможно.

А альтернативный проект строительства перехода через Керченский пролив до сих пор находится на стадии обсуждения. В правительстве пока не пришли к единому мнению даже относительно того, каким он будет этот переход - тоннель или мост. И где конкретно он будет построен. Между тем, стоимость предполагаемого проекта строительства перехода через Керченский пролив, по разным оценкам, достигла уже 200 млрд рублей.

"Существует, как минимум, четыре географических направления строительства перехода - Жуковский, Северный, Еникальский и в районе острова Тузла, и четыре вида проектных решений. Таким образом, у правительства есть порядка 16 технологических и географических вариантов реализации этого масштабного социально значимого проекта", - сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

При этом он отметил, что еще рано говорить о стоимости проекта, так как еще не проведены все необходимые экспертизы.

Обозреватель Александра Галактионова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"