Interfax-Russia.ru – Сотрудники МВД начали изучать Кодекс профессиональной этики.
Впервые о Кодексе профессиональной этики милиционера публично заявили на всероссийском совещании МВД в июле 2008 года. Именно тогда глава министерства Рашид Нургалиев обратил внимание на случаи "грубого, а иногда и хамского отношения сотрудников милиции к гражданам" и заявил о том, что нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел "далеко от идеального".
Своеобразная компиляция из принципов служебного поведения госслужащих, российского законодательства, Кодекса ООН поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Европейского кодекса полицейской этики и даже Евангелия (милиционерам советуют "относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе") разрабатывалась три года. Приказ об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ Нургалиев подписал 24 декабря 2008 года.
Первые экземпляры Кодекса получили участники февральского расширенного заседания коллегии МВД России, а к концу года с этим сводом правил будет ознакомлен каждый милиционер. Для этого даже специально введен новый вид обучения сотрудников милиции - гуманитарно-правовая подготовка. После лекций и семинарских занятий всем милиционерам в обязательном порядке необходимо будет сдать зачеты на знание положений и требований Кодекса профессиональной этики.
В разработанном МВД Кодексе 7 глав и 28 статей, охватывающих практически все сферы жизни сотрудников внутренних органов – как в рабочее, так и в свободное время. Статьи затрагивают этику, культуру речи, внешний вид, общение с коллегами, с потерпевшими и правонарушителями, правила дарения и получения подарков. В отдельной статье разработчики прописали даже и то, как следует поступать при нравственных противоречиях и этической неопределенности.
Например, Кодекс настоятельно рекомендует сотруднику милиции "быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств".
Общие правила поведения предписывают милиционеру избегать "участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений; беспорядочных половых связей; отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее". Также, согласно нормам и правилам служебного этикета, сотрудник милиции должен "воздерживаться от употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей; организации в служебных помещениях застолий (…) и участия в них".
Кроме того, придерживающийся норм Кодекса милиционер не должен курить в общественных местах во время несения службы и употреблять наркотические, наркосодержащие и психотропные вещества. При проведении инспектирования или проверок сотрудникам милиции рекомендуется "воздерживаться от застолий, недопустимых знаков внимания, излишеств в быту, завуалированных взяток в форме подарков или подношений, предлагаемых в ходе проверки".
Что касается общения с обычными гражданами, то милиционер должен "вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними". Для этого он должен быть предельно корректен, не употреблять "грубых шуток и злой иронии, неуместных слов и речевых оборотов, вульгаризмов, примитивизмов, слов-"паразитов". Естественно, "в речи сотрудника органов внутренних дел исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям".
Не обошли своим вниманием создатели Кодекса и внешний вид сотрудника органов внутренних дел. В частности, "сотрудник-мужчина должен быть всегда аккуратно подстрижен, тщательно выбрит, опрятно и со вкусом одет, может умеренно использовать парфюмерию". Милиционерам "не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, выбривать голову, носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца". Также сотрудникам "не следует делать татуировки, носить пирсинг, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид".
Отдельной статьей в Кодексе идут требования к милиционерам женского пола. В частности, сотруднику-женщине "рекомендовано носить одежду в строгом деловом стиле, соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении украшений".
За нарушение профессионально-этических принципов и норм, установленных Кодексом, "сотрудник несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью". Если нарушение связано с правонарушением или дисциплинарным проступком, то виновному грозит дисциплинарная ответственность. Нарушения принципов и норм, предусмотренных Кодексом, будут рассматриваться на заседаниях специальных комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике. По итогам рассмотрения "сотруднику может быть вынесено общественное предупреждение или общественное порицание". Тот, кто легкомысленно отнесется к выполнению этих норм, согласно документу, "утратит доброе имя и честь, дискредитирует свое подразделение и органы внутренних дел, лишается морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны граждан, коллег и сослуживцев".
Не удивительно, что озвученные этические нормы буквально произвели фурор, причем не только среди сотрудников милиции. Правда, мнения о целесообразности создания подобного Кодекса разделились.
Естественно, руководящий состав милиции возлагает на данный свод правил большие надежды. "Для нас это хорошая поддержка, - рассказал Interfax-Russia.ru начальник отдела кадров и конспирации ГУ МВД РФ по ПФО Виктор Сипайло. – Еще одна из профилактических мер по работе с личным составом". По его мнению, Кодекс профессиональной этики – это "способ лишний раз поставить сотрудника в определенные рамки". В частности, отметил Сипайло, под действие Кодекса подпадает недостойное поведение сотрудника милиции в быту.
Может быть, считает собеседник Interfax-Russia.ru, некоторые нюансы нового документа и "вызывают усмешку у гражданского населения". Однако, по его словам, Кодекс дает морально-нравственные ориентиры и является своеобразным этическим руководством к действию. "Возможно, новый Кодекс и ассоциируется с десятью заповедями, - отметил Сипайло, - но ведь ничего плохого в этом нет".
Однако рядовые милиционеры новые "заповеди" восприняли с гораздо меньшим воодушевлением. В частности, на форуме сотрудников МВД в большинстве комментариев Кодекс профессиональной этики назван, мягко говоря, неуместным.
"Данный Кодекс разрабатывался людьми, не связанными с оперативно-служебной работой, раскрытием преступлений, установлением и задержанием преступников, - отмечает один из участников милицейского форума. - Написан Кодекс поспешно и необдуманно, много противоречащего".
"То чего не дали папа с мамой, ни один Кодекс не восполнит. Просто очередной раз родное руководство МВД, умышленно или нет, продемонстрировало населению, что в милиции служит, как бы помягче..., не лучшая часть общества. Обидно, однако!", - пишет другой участник форума.
"Если человек нормально воспитан, образован и находится на своем месте, то для него этот смешной Кодекс только источник раздражения, а для не очень по-настоящему правильного руководства - способ подстроить подчиненных под себя и удалить неугодных", - считает еще один форумчанин.
Неоднозначное отношение к новому Кодексу и у представителей общественности. Так, руководитель отдела Вятского епархиального управления по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, член общественного совета при УВД Кировской области протоиерей Георгий Купцов считает создание Кодекса профессиональной этики для сотрудников органов внутренних дел "хорошей и нужной попыткой стать чище, лучше, нравственней".
"Сотрудник милиции по своим нравственно-этическим нормам должен возвышаться над обществом, - пояснил Interfax-Russia.ru свою точку зрения отец Георгий. – Другое дело, что ничего нового в Кодексе этики нет". Документ, по его мнению, получился большим и размытым: "С одной стороны, много общих фраз, с другой – слишком много частностей и слишком много недосказанного".
В целом, уверен собеседник Interfax-Russia.ru, заново изобретать велосипед не было необходимости. "С моей точки зрения, десять христианских заповедей более универсальны и дают более четкое определение хорошего и плохого", - считает отец Георгий. По его мнению, этические нормы, прописанные в Кодексе, - это общечеловеческие ценности, которые должен понимать каждый нормальный человек. "Не знаю, насколько будет действенной в правоохранительных структурах попытка их регламентировать, но одним Кодексом болезнь бездуховности, которая проецируется на все сферы деятельности нашего общества, не решить. Необходима нравственная переоценка ценностей всем обществом", - уверен собеседник Interfax-Russia.ru.
С подобным мнением соглашается и ряд участников милицейского форума. "Кодексом безобразия не исправишь, хотя отдельные статьи можно было бы использовать на занятиях с вновь прибывшими на службу сотрудниками милиции, например в учебных центрах, вышках", - считает один из участников форума.
Другой форумчанин, хотя и назвал неплохой идеей "попытку создать милиционера будущего", считает, что "прежде, чем пытаться воспитать из тех, кто есть сейчас в милиции "робокопов" и "суперполицейских" (…) необходимо, как минимум, лет 40 поводить этих людей по пустыням (а не за нос), тогда может быть что-то и получится". "Вот только нового Моисея, увы, пока нигде нет", - считает он.
Еще один из участников форума отметил сходство нового свода правил с PR-акцией. Кстати, неудачным PR-месседжем назвал новый Кодекс этики и председатель Межрегионального комитета против пыток Игорь Каляпин. "Такое впечатление, что новый Кодекс рассчитан лишь на общественность и журналистов, - поделился с Interfax-Russia.ru своим мнением Каляпин. – Кроме того, непонятно каким образом собираются контролировать, например, интимную жизнь сотрудников милиции создатели данного документа".
В целом, по мнению собеседника Interfax-Russia.ru, инструментов, регулирующих деятельность сотрудников милиции, и так предостаточно. "Если требуется что-то добавить, то есть Библия и Маяковский с его "что такое хорошо и что такое плохо", - считает Каляпин. - А учить людей, которые пришли на службу в милиции, чистить зубы немного поздновато".
Кроме того, по его мнению, проблемы европейской полиции неуместно проецировать на российских милиционеров: "У нас другие проблемы. Для наших милиционеров было бы более актуальным, например, составить четкую инструкцию по поводу правомочности применения огнестрельного оружия".
"На фоне существующих в милиции проблем создание подобного документа несвоевременно и неактуально", - резюмировал Каляпин.
В свою очередь председатель общественного совета при УВД по Ульяновской области, ректор Ульяновского государственного технического университета Александр Горбоконенко "более земными шагами" считает конкретную работу с людьми. "Наша работа по линии музеев, филармонии, театров, пополнение библиотеки УВД – вот реальный способ повысить нравственный облик милиционера", - уверен собеседник Interfax-Russia.ru. По его мнению, новый Кодекс профессиональной этики – "в большей степени творение чиновников и к реальной жизни отношения не имеет".
Несмотря на неоднозначность мнений о новом Кодексе профессиональной этики для сотрудников МВД, стоит отметить, что инициатива министерства все же заслуживает уважения. Ведь, создавая подобный документ, МВД косвенным образом признается в том, что дела в ведомстве обстоят далеко не так благополучно, как хотелось бы. Признание наличия проблемы – все же первый шаг к ее решению. А будет ли данный свод правил настолько же эффективным, насколько грандиозны надежды, которые на него возлагает МВД, покажет время.
Обозреватель Полина Шишкина
Фото ИТАР-ТАСС