Россия / Точка зрения 16 марта 2015 г. 18:37

Год после референдума

Interfax-Russia.ru - Исполнился год после референдума, на котором более 96% жителей Крыма и Севастополя поддержали воссоединение с Россией.

Спустя год после общекрымского и севастопольского референдума на полуострове и в Севастополе завершен переходный период: проведены выборы во все органы власти, в соответствии с российскими стандартами сформированы нормативно-правовая база, финансовая, налоговая, бюджетная системы. В президиуме Государственного Совета Крыма отмечают, что реализуется народная программа развития республики. При поддержке федеральной власти и субъектов РФ решаются наиболее острые проблемы региона – водо- и энергообеспечения, продовольственной и экономической безопасности, модернизации здравоохранения и образования, развития промышленности и сельского хозяйства.

Рост пенсий

После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией заметно улучшилось благосостояние крымских и севастопольских пенсионеров, льготников и бюджетников. В течение года был принят ряд законодательных документов, поэтапно повышающих пенсии, социальные выплаты льготникам и зарплаты работникам бюджетной сферы.

Так, по данным отделения пенсионного фонда России (ПФР) по Крыму, по состоянию на март 2014 года в Крыму средний размер пенсии составлял 1,3 тыс. гривен или 5 тыс. рублей. А по состоянию на 1 марта 2015 года средний размер пенсии в республике достиг 11,4 тыс. рублей, в Севастополе – 12,9 тыс. рублей.

Кроме того, с 1 января 2015 года в Крыму вступил в силу федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". "И отделение ПФР по Республике Крым приступило к реализации специальной социальной программы – материнский (семейный) капитал. По данным на 2 марта 2015 года, территориальными органами ПФР принято более 12 тыс. документов на оформление сертификата на материнский (семейный) капитал", - рассказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе отделения ПФР по Крыму.

По данным отделения ПФР по Севастополю, к 1 марта 2015 года в регионе принято более 2 тыс. заявлений на получение материнского капитала и выдано более 400 сертификатов. Размер материнского капитала в настоящее время составляет 453 тыс. рублей.

Однако увеличение пособий для льготных категорий граждан и зарплат работникам бюджетной сферы привело к тому, что льготники и бюджетники оказались в несколько лучших условиях, чем другие категории населения. В связи с этим губернатор Севастополя Сергей Меняйло отметил, что теперь важной социально-экономической задачей властей города является сокращение разрыва в доходах между бюджетниками и работниками частного сектора, "который объективно получился".

Через Керченский пролив

После воссоединения с Россией Крым и Севастополь практически полностью лишились иностранных туристов, однако туристический поток из регионов РФ увеличился. Вследствие этого значительно возросла нагрузка на Керченскую переправу, которая стала единственным путем, за исключением авиаперевозок, соединяющим основную часть России с полуостровом, минуя Украину.

В пиковый сезон очередь из автомобилей на паром растягивалась на километры, а люди ожидали погрузки сутками. Некоторые из них разворачивались и отправлялись отдыхать в Краснодарский край. Всего в 2014 году Крым посетило 3,8 млн туристов, что на 2,1 млн меньше, чем в 2013 году.

В конце августа 2014 года на Керченской переправе начала функционировать электронная очередь, которая будет внедряться в несколько этапов. На первом этапе, въезжая на накопительную площадку, автомобилисты получили возможность визуализировать процесс постановки транспортного средства в очередь. Через специальный терминал водитель получал талон с порядковым номером, в котором было указано время заезда и номер ТС, далее в соответствии с номером талона автомобиль продвигался по накопительным площадкам и попадал на паром. На втором этапе появится специальный сайт, через который можно будет совершать онлайн-бронирование или приобретение билета, это позволит водителю знать, к какому времени он должен прибыть на переправу. К началу курортного сезона 2015 года будут реконструированы существующие накопительные и перехватывающие площадки, а также созданы дополнительные. В местах ожидания и отдыха пассажиров планируется установить модульные сооружения, в том числе с зонами Wi-Fi и рабочими местами для персонала и охраны.

Для тех, кто добирался на полуостров не на личном автомобиле, был введен "единый" билет. Его обслуживанием занималась созданная в мае 2014 года автономная некоммерческая организация "Единая транспортная дирекция" (АНО "ЕТД"). Основной функцией предприятия стала координация разных видов транспорта для перевозки пассажиров из городов России в Крым и Севастополь.

"Единый" билет работал с 1 мая по 1 декабря 2014 года и позволял пассажирам добраться из Анапы или Краснодара в Керчь, Симферополь, Севастополь, Ялту, Феодосию, Судак и Евпаторию и в обратном направлении с помощью различных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного и морского.

"Единым" билетом в курортный сезон 2014 года воспользовались около 400 тыс. человек. После завершения курортного сезона пассажирский поток снизился, и работу "единого" билета приостановили до мая 2015 года. Ожидается, что в 2015 году "единым" билетом воспользуются более 500 тыс. человек. В этом году АНО "ЕТД" планирует также задействовать сотрудников поддержки пассажиров для помощи с багажом, что исключит трудности при пересадке и сократит время в пути до пункта назначения.

С 1 августа 2014 года между Москвой и Симферополем начал ходить поезд "Крым", следующий через ж/д станции Краснодар и Ростов-на-Дону и далее через Керченскую переправу, минуя территорию Украины. Это первый за 25 лет железнодорожный маршрут, пролегающий через Керченский пролив.

Поезд, состоящий из девяти вагонов, доезжает до станции "Кавказ", расположенной в километре от Керченской переправы, и далее на автобусах АНО "ЕТД" пассажиры следуют до порта "Кавказ", переправляются через Керченский пролив на грузопассажирских паромах, а вагоны - на ж/д пароме. После прибытия в порт "Крым" пассажиры снова пересаживаются в поезд и следуют по существующей ж/д линии до Симферополя.

Между тем, после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией значительно возросла нагрузка на международный аэропорт "Симферополь". Увеличился как пассажиропоток, так и интенсивность полетов воздушных судов.

В федеральной целевой программе по развитию Крыма и Севастополя на реконструкцию аэропорта "Симферополь" предусмотрено около 13 млрд руб. Эти средства позволят создать дополнительные стоянки и перроны для самолетов, модернизировать вторую взлетно-посадочную полосу.

Кроме того, к 2019 году в аэропорту "Симферополь" планируется построить новый современный пассажирский терминал. Как рассказал в интервью "Интерфаксу" министр РФ по делам Крыма Олег Савельев, пиковое количество пассажиров аэропорту предстоит обслуживать в ближайшие три года - пока не будет построен мост через Керченский пролив.

"Но мы не успеем построить новое капитальное здание, чтобы принять этих пассажиров. Поэтому под сезон будем расширять пропускную способность аэропорта за счет быстровозводимых конструкций", - сказал Савельев.

В Крыму есть еще один действующий аэропорт "Бельбек", расположенный в Севастополе. В настоящее время "Бельбек" используют военные. По словам Олега Савельева, на базе "Бельбека" не планируется создавать полноценный аэропорт, конкурирующий с аэропортом "Симферополь". Для использования в качестве полноценного гражданского аэропорта "Бельбеку" не хватает стоянок и перронов для самолетов. Кроме того, в "Бельбеке" нет терминальных комплексов. Однако министр по делам Крыма не исключил, что взлетно-посадочные полосы "Бельбека" будут использоваться как резервные для симферопольского аэропорта.

Черноморский флот

После 18 марта 2014 года российско-украинские соглашения по Черноморскому флоту были денонсированы, и российские власти начали активно развивать Черноморский флот. В том числе, были сформированы отдельная бригада береговой обороны и отдельная бригада материально-технического обеспечения Черноморского флота, воинские части пополняются новым вооружением и военной техникой, укрепляется инфраструктура для базирования новых кораблей и подводных лодок, формируются новые воинские части и подразделения.

В 2015 году на вооружение Черноморского флота поступят два новейших сторожевых корабля проекта 1135.6 "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен". Всего в ближайшей перспективе для Черноморского флота построят шесть кораблей данного класса.

Также флот пополнится двумя малыми ракетными кораблями "Зеленый Дол" и "Серпухов", в состав Черноморского флота будут приняты две новые дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону", которые являются первыми в серии из шести подводных кораблей, предназначенных для решения задач в Черном море. В 2015 году черноморцы приступят к освоению современного спасательного буксирного судна проекта 22870 "Профессор Николай Муру", которое уже завершило государственные испытания. И это далеко не полный список "пополнений" Черноморского флота РФ.

Между тем, после вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации на территории полуострова и города осталось 79 кораблей, принадлежащих ВМС Украины. Главком ВМФ России Виктор Чирков заявил о готовности передать эти корабли украинской стороне. В апреле 2014 года началась передача кораблей и военной техники Украине, однако через три месяца, в июле 2014 года, процесс приостановили.

Начальник военно-морского управления штаба Южного военного округа контр-адмирал Анатолий Долгов сказал тогда журналистам, что по решению заместителя министра обороны РФ передача вооружения и военной техники вооруженным силам Украины была приостановлена в связи событиями на юго-востоке страны. "Потому что нет никакой гарантии, что вооружение и военная техника не будет использоваться против мирного населения", - сказал Долгов, добавив, что передать Украине планировалось 66 кораблей, из них было передано 45.

В свою очередь, командующий Черноморским флотом России адмирал Александр Витко заявил, что России не нужна военная техника Украины, оставшаяся в Крыму и Севастополе, но передавать ее, пока ведутся боевые действия на востоке страны, РФ не будет.

"Нам эта техника не нужна, она морально устарела. Но мы приостановили передачу этой техники Украине, поскольку, к сожалению, она используется (Киевом - ИФ) в боевых действиях против собственного народа. Поскольку она не совсем совершенна, это приводит к многочисленным жертвам", - подчеркнул Витко.

Тем не менее, президент Украины Петр Порошенко до сих пор надеется забрать украинское вооружение, оставшееся в Крыму и Севастополе, и заявил, что Украина будет на этом настаивать. При этом конкретных планов по изъятию украинского вооружения с территории Крыма и Севастополя Порошенко пока не озвучил.

Да будет свет

Одним из наболевших вопросов, беспокоящих Крым и Севастополь после вхождения в состав России, является снабжение полуострова и города электроэнергией. Дело в том, что Крым и Севастополь пока не обеспечены в достаточной мере собственной генерацией и нуждаются в поставках электроэнергии с Украины. В свою очередь Украина на протяжении года периодически оставляет полуостров без электроэнергии, ограничивая ее поставки.

Некоторые отключения власти Украины объясняли ремонтом линий электропередачи, однако глава Крыма Сергей Аксенов называл эти отключения диверсией.

Самое крупное отключение электричества на полуострове произошло 24 декабря 2014 года. Тогда Украина на несколько часов обесточила Крым и Севастополь, в центре Симферополя и в Севастополе не работали светофоры и были проблемы с мобильной связью. Отключение электроэнергии привело к поломкам на Симферопольской и Сакской ТЭЦ. На этот раз Украина объяснила отключение электроэнергии тем, что Крым превысил возможности по поставкам, которые были у Украины в условиях снижения украинской генерации.

После этого случая Россия решила обезопасить Крым от подобных отключений и подписала контракты на поставку электроэнергии из России на Украину, а также с Украины в Крым на взаимовыгодных условиях.

Если говорить конкретнее, то министерство энергетики РФ заключило соглашения между ОАО "Интер РАО" и "Укринтерэнерго" на экспорт электроэнергии из ЕЭС России в объединенную энергетическую систему (ОЭС) Украины. Годовой контракт вступил в силу с 30 декабря 2014 года и предусматривает равномерный график поставок объемом до 1500 МВт. Параллельно для надежного и бесперебойного энергоснабжения Крыма и Севастополя заключено второе соглашение между дочерней структурой "Интер РАО" - "Центром осуществления расчетов (ЦОР) - и "Укринтерэнерго".

По мнению главы Крыма Сергея Аксенова, контракт между Россией и Украиной о поставках электроэнергии позволит полуострову избежать отключений до конца 2015 года. А премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что это одна из форм поддержки, в данном случае и украинской экономики, и украинской энергосистемы. "Но это необходимо и для нас, действительно, для того, чтобы обеспечить надежное энергоснабжение Крымского федерального округа. Поэтому такую работу необходимо продолжить", - отметил Медведев.

Тем не менее, власти Российской Федерации обещают устранить сетевые ограничения, создать собственную генерацию и обеспечить надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей Крымского полуострова до 2020 года. Все это предусмотрено в федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года". На развитие энергетики полуострова в рамках этой программы будет выделено 49 млрд рублей.

Крымчане не пожалели

Тем временем Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди жителей Крыма, который показал, что 91% опрошенных положительно оценил процесс воссоединения Крыма с Россией. 5% выбрали ответ "скорее отрицательно", и лишь 4% затруднились ответить. Также результаты опроса показали, что две трети жителей Крыма (66%) считают, что ситуация в регионе после вхождения в РФ скорее улучшилась, а 86% опрошенных отметили, что в целом удовлетворены жизнью. По словам главы ВЦИОМ Валерия Федорова, это хороший показатель, который выше, чем в целом по России.

А сенатор от Севастополя Андрей Соболев считает, что спустя год после вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации у жителей Крыма и Севастополя прошло состояние угнетенности, преследовавшее их на протяжении последних десятилетий.

"Сегодня в Крыму решаются первоочередные вопросы: водоснабжение, строительство дорог, системная работа здравниц Крыма, и, главное, вопросы коммуникаций – портов, аэропорта, мостовой переправы через Керченский пролив", - сказал Interfax-Russia.ru Соболев.

Он добавил, что строительство мостовой переправы через Керченский пролив – это еще одно доказательство того, что Крым является частью России и имеет с основой территорией страны сухопутную границу, которая позволит в кратчайшие сроки добираться до Краснодарского края и далее в другие города РФ.

"Сейчас все эти вещи согревают душу крымчан и севастопольцев", - подчеркнул сенатор.

Он добавил, что, несмотря на все трудности, связанные и с изменениями в законодательстве, и с экономической ситуаций, настроение у жителей Крыма праздничное. И в эти весенние дни, по словам Андрея Соболева, отмечая головищу воссоединения Крыма с Россией, крымчане и севастопольцы ликуют.

Обозреватель Елена Рожкова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"