Россия / Точка зрения 14 мая 2009 г. 10:00

Из бизнеса - в педагогику

Interfax-Russia.ru - В России появился пример пополнения кадрового резерва системы образования за счет грамотных управленцев, в том числе без педагогического образования. Эксперты относятся к этой идее неоднозначно.

Прежде чем рассказать о кадровом эксперименте, который не так давно стартовал в Перми, рассмотрим суть проблемы. Сложно не согласиться с тем, что работа руководителей образовательных учреждений все чаще напоминает деятельность профессиональных менеджеров - от директоров требуются не только умение руководить педколлективом и грамотное построение образовательного процесса, но и управленческие навыки.

О том, что каждый директор школы в современных условиях должен быть менеджером высокого уровня, заявил изданию "Вестник образования" и министр образования и науки России Андрей Фурсенко. "Крайне сложно руководить современной школой, не имея специальной управленческой подготовки, - пояснил свою точку зрения глава министерства. - В работе директора нередко возникают проблемы, для решения которых недостаточно педагогического или даже житейского опыта". Зачастую, отмечает министр, руководители общеобразовательных учреждений испытывают трудности при решении стоящих перед современной школой задач, а в некоторых случаях - не в полной мере могут осмыслить эти задачи.

"Без конструктивных, продуманных управленческих решений на уровне каждого образовательного учреждения сегодня невозможно обеспечить системный характер и эффективность изменений в сфере образования, - убежден глава Минобрнауки. - И потому современный директор школы - ключевая фигура обновления отрасли. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России".

О необходимости повышения квалификации и переподготовки директоров для эффективного управления школой и образовательными инновациями говорят достаточно давно. В региональных комплексных проектах модернизации образования уже вовсю идет обучение школьных руководителей. В рамках соответствующего федерального проекта для директоров общеобразовательных школ разработана программа "Современный образовательный менеджмент".

Повышать квалификацию школьных директоров планируют сразу по нескольким направлениям: "Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением"; "Деловое администрирование"; "Правовые основы управления образовательным учреждением"; "Оценка деятельности современной школы"; "Инновационный менеджмент" и "Государственная политика в системе общего образования РФ". Цель программы - не только ликвидировать пробелы в правовых знаниях руководителей сферы образования, но и обучить их эффективному управлению организацией, планированию изменений, а также ознакомить с различными концепциями и проектами школы будущего.

Данная программа повышения квалификации рассчитана на педагогов. И, по замыслу Минобрнауки, по этой системе должны быть переаттестованы все руководители образовательных учреждений.

В Перми решили пойти другим путем - не дожидаясь пока педагогов обучат основам менеджмента, пополнить ряды руководителей образовательных учреждений успешными управленцами.

В прошлом году в городском департаменте образования под лозунгом "Современной школе - современный руководитель" был разработан проект "Кадровый резерв системы образования". Современные тенденции кадровой работы и опыт других стран натолкнули специалистов департамента на идею сформировать базу потенциальных руководителей образовательных учреждений не только за счет внутреннего, но и внешнего рекрутинга. Проследив в центре занятости населения процесс высвобождения рабочей силы из других сфер деятельности, пришли к выводу о целесообразности привлечения к руководящей работе в школах и детских садах опытных управленцев.

Основные требования к кандидатам в кадровый резерв - высшее профессиональное образование, наличие управленческого или педагогического опыта (не менее 5 лет) плюс возрастные ограничения. Возрастная планка, установленная для кандидатов-мужчин, - 50 лет, для женщин - 45. "Требований об обязательном наличии педагогического образования - нет, - заявила Interfax-Russia.ru руководитель проекта Тамара Старикова. - Впрочем, их нет и в официальных распоряжениях Минобразования".

В департаменте образования прекрасно осознают ответственность за проект. Перед его стартом, отметила собеседник агентства, предварительно делались различные попытки оценить возможные риски, как социальные, так и образовательные, а также "заужались" сферы из которых могли бы быть привлечены потенциальные руководители.

"Первой ласточкой", по словам Стариковой, еще до официального старта проекта, стал бывший пермский бизнесмен Александр Колчанов, который в марте текущего года был назначен на должность директора пермской школы №36. "Нельзя сказать, что у него нет навыков работы в школе, - рассказала Старикова. - До того, как уйти в бизнес, Колчанов пять лет проработал директором школы. Спустя 15 лет вновь решил попробовать свои силы на педагогическом поприще".

В марте же в городском департаменте образования стартовал проект по отбору кандидатов на должности директоров школ и заведующих детскими садами. В рамках первого этапа было подано 65 пакетов документов. На второй этап, рассказала Старикова, прошли не все. В частности, 4 кандидата были "отсеяны" сразу ввиду полного отсутствия навыков педагогической работы и слишком небольшого опыта в управленческой сфере.

Наивысшую оценку экспертов, привлеченных к отбору потенциальных руководителей, получили 20 человек. В числе кандидатов - представители банковской сферы, других коммерческих структур и социальные работники. С точки зрения профессионального отбора их потенциал максимален, отметила собеседник Interfax-Russia.ru. Кстати, в число экспертов, вошли не только сотрудники департамента образования, но и представители городского родительского собрания, правозащитников, ассоциации предпринимателей, научной общественности и консалтинговой компании.

Формирование кадрового резерва в департаменте рассчитывают завершить к 24 мая. Наиболее рациональным, по мнению Стариковой, было бы наличие в базе 40 человек, "потенциально готовых к решению конкретных задач", которые по мере необходимости могли бы занять руководящие должности в сфере образования. "Это - около 10% от педагогического состава, который необходим городу, - пояснила руководитель проекта. - Конкретных сроков, когда они должны будут непосредственно приступить к руководящей работе, нет. Все зависит от вакансий. На данный момент в Перми открытых вакансий нет. Однако около 30% руководителей городских образовательных учреждений - пенсионного возраста - от 55 до 72 лет".

В целом, проект должен решить две основных задачи. В первую очередь, дать возможность использовать людей с богатым управленческим, менеджерским опытом - "ярких личностей, умеющих отстоять свою точку зрения". Кроме того, отметила собеседник Interfax-Russia.ru, проект должен поспособствовать карьерному росту молодых специалистов, которые по своим управленческим качествам уже готовы стать руководителями - на данном этапе они вполне могут занять должности заместителей.

По удачному стечению обстоятельств, все потенциальные руководители образовательных учреждений имеют педагогическое образование - это либо выпускники университета, либо педагогических вузов, которые, проработав некоторое время в школе, нашли себя в бизнесе. Впрочем, педагогические навыки, по мнению начальника департамента образования администрации Перми Людмилы Гаджиевой, совсем не главное в работе руководителя образовательного учреждения.

"В первую очередь, руководитель образовательного учреждения должен быть первоклассным менеджером, управленцем, немного юристом, немного экономистом, немного бухгалтером", - поделилась с Interfax-Russia.ru своей точкой зрения Гаджиева. При этом собеседник агентства убеждена, что директор должен "обязательно обладать харизмой, лидерскими качествами, быть яркой личностью, уметь организовать работу в команде".

"Именно за эти качества он будет получать зарплату на своем рабочем месте, - отметила директор департамента. - Причем, достойную зарплату, сравнимую с заработками в коммерческих структурах". По ее словам, заработок молодого директора в среднем составляет от 25 до 70 тыс. рублей. При этом руководитель учреждения может увеличить свой доход за счет внебюджетных источников - до 7% средств, которые смогут заработать учреждения на дополнительных услугах - кружках и секциях.

"И лишь во вторую очередь руководитель должен быть педагогом", - считает Гаджиева.

Педагогическое сообщество инициативу пермских властей воспринимает неоднозначно. По мнению директора Школы-Центра развития личности (Нижний Новгород) Игоря Богданова, менеджеры школе нужны. "Близится время, когда школа будет "отторгнута" от государства. Придется заниматься поиском средств на школьные нужды, - пояснил Interfax-Russia.ru свою точку зрения Богданов. - Большинство же нынешних руководителей обучалось при старой системе, и подавляющая часть педагогов коммерцией никогда не занималась". Впрочем, сетует собеседник агентства, и на данном этапе денег, которые дает школам государства не хватает. Так что, резюмирует директор школы, ничего плохого в том, что школьный руководитель будет грамотным управленцем, нет: "Любая свежая волна - всегда хорошо".

В свою очередь, директор московского Центра образования №548 "Царицыно", член комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ Ефим Рачевский считает, что руководитель образовательного учреждения должен быть, в первую очередь, педагогом. В Москве в 90-е годы уже проводился подобный эксперимент - на места школьных директоров назначались управленцы, мало знакомые с педагогикой, напомнил Interfax-Russia.ru Рачевский. "За короткий промежуток времени московские школы приобрели массу проблем", - рассказал он.

Впрочем, отмечает собеседник агентства, "абстрактный менеджер" может стать хорошим директором в любой сфере деятельности: "Все зависит о человека". Хотя, по его мнению, и педагог за короткий промежуток времени может овладеть менеджерскими навыками. "Не хотелось бы, чтобы при выборе руководителя школы руководствовались исключительно наличием управленческих качеств", - отметил Рачевский.

По мнению министра образования и науки Фурсенко, в принципе, возможно, чтобы директором школы стал профессиональный менеджер "в розовом галстуке и модных ботинках", прежние занятия которого были далеки от педагогики. "Но, честно говоря, мне трудно себе представить, что такие люди в ближайшем будущем смогут прийти в наши школы, - считает глава Минобразования. - Все-таки в среднесрочной перспективе школьными менеджерами останутся те, кто имеет педагогический опыт и в большинстве случаев - педагогическое образование".

Руководителю школы, считает Фурсенко, необходимо доскональное знание объекта, которым он управляет. Точно так же директор академического института не может быть просто менеджером или финансистом, поскольку для организации работы и достижения результатов ему необходимо понимать специфику проведения научных исследований, отмечает министр.

При этом, утверждает глава министерства, директором школы необязательно должен становиться человек преклонного возраста только потому, что за долгие годы он прошел все этапы учительской карьеры.

К процессу выбора школьного руководителя "нужно подходить разумно и с головой", считает директор пермской школы №36 Александр Колчанов. "В школу руководитель может прийти откуда-то, если это личность, если он знает, как вести коллектив, то за ним пойдут и дети, и учителя и так далее, - заявил Interfax-Russia.ru Колчанов. - Я считаю, что в разумной мере это абсолютно оправдано".

При этом собеседник агентства убежден, что школа все же не должна думать о заработке. "Школа - не коммерческое учреждение. Безусловно, школа не должна "разбазаривать" выделенные ей средства и должна уметь зарабатывать, - считает Колчанов. - Однако ни в коем случае школа не должна быть самоокупаемой". Главное предназначение школы - давать образование, растить новое поколение в стране.

Так кем же все-таки, в первую очередь, должен быть директор школы: опытным педагогом или профессиональным менеджером? Не секрет, что сегодня вопросы, связанные с финансированием школ с привлечением дополнительных средств на ремонт, материальное оснащение учебного процесса, надбавки учителям стали для директоров школ рутинной обязанностью. Если школы все-таки превратятся в автономные учреждения, зарабатывающие на свое существование, в том числе и самостоятельно, вполне вероятно, изменятся и подходы к воспитанию. Так что поневоле директору придется стать и педагогом и менеджером.

Обозреватель Анастасия Николаева