Россия / Точка зрения 25 ноября 2025 г. 17:50

Изменится ли рынок такси в 2026 году?

Interfax-Russia.ru – Самозанятых таксистов до 2033 года могут освободить от требований о локализации автомобилей. Как поправки в резонансный закон повлияют на рынок такси?

Изменится ли рынок такси в 2026 году?. Фото. © РИА Новости. Мария Девахина
© РИА Новости. Мария Девахина

Резонансный закон

Поправки о локализации автомобилей такси, утвержденные весной 2025 года, были внесены в федеральный закон об организации перевозок легковым транспортом, который вступил в силу 1 сентября 2023 года. Разработчиками поправок выступили председатель комитета по экономической политике Совета Федерации Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

Поправки о локализации автомобилей такси были приняты Госдумой весной 2025 года. Фото
Поправки о локализации автомобилей такси были приняты Госдумой весной 2025 года
© РИА Новости. Илья Питалев

Первое чтение в Госдуме законопроект прошел еще в январе 2024 года и после этого длительное время был без движения. Против инициативы выступили представители бизнеса и различные бизнес-объединения, которые указывали на то, что введение требований к легковым такси замедлит обновление автопарков, создаст проблемы для самозанятых водителей.

Читайте также

Законопроект о локализации такси пришлось переработать, он был "сырой" - Володин

Изначально предполагалось установить требование, согласно которому для получения разрешения на работу в такси с 1 октября 2025 года легковой автомобиль должен быть признан локально произведенным, то есть соответствующим уровню локализации не менее 3,2 тыс. локализационных баллов, что сейчас соответствует планке допуска автомобилей к госзакупкам в РФ. Представители бизнеса неоднократно обращали внимание, что таким высоким требованиям будут фактически соответствовать лишь модели "АвтоВАЗа", а также ограниченный перечень менее массовых марок, выпускаемых в России.

Во втором чтении законопроект доработали. Вступление в силу обязательных требований по локализации автомобилей такси было сдвинуто на 1 января 2033 года. При этом с 1 марта 2026 года предложено ввести другие критерии, которым должны соответствовать допускаемые для работы в такси автомобили.

Какие машины допустят до работы в такси?

В соответствии с законодательными поправками с 1 марта 2026 года в России для работы в такси будут допускаться не все автомобили, а лишь отвечающие определенным требованиям. В их числе:

  • набравшие достаточное количество баллов локализации;
  • произведенные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), заключенным или в которые внесены изменения в 2022-2025 годах;
  • произведенные по СПИК, заключенным или измененным после 2025 года и в отношении которых правительством РФ принято согласие о допуске к использованию в качестве легкового такси.
Lada Aura – один из автомобилей, подпадающих под новые требования локализации. Фото
Lada Aura – один из автомобилей, подпадающих под новые требования локализации
© РИА Новости. Илья Питалев

Минпромторг в начале октября опубликовал список автомобилей, подпадающих под новые требования локализации. В него вошли 20 моделей лишь шести брендов:

  • Lada (Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel);
  • "УАЗ" (Патриот, Хантер);
  • Sollers (SP7);
  • Evolute (I-Pro, I-Joy, I-Sky, I-Jet, I-Space);
  • Voyah (Free, Dream, Passion);
  • "Москвич" (3, 3е, 6, 8).

Среди моделей - седаны, кроссоверы, внедорожники, семиместные модели. Часть из этих автомобилей - с двигателем внутреннего сгорания, также есть последовательные гибриды и электромобили.

Позже в министерстве пояснили, что это была лишь первая редакция списка, и до 1 марта 2026 года его планируется расширить, в том числе за счет моделей под брендами Haval, Tenet, а также автомобилей, выпускаемых на "Автоторе".

Исключения

Действие новых требований к автомобилям такси временно не будет распространяется на Калининградскую область и Сибирский федеральный округ (до 1 марта 2028 года) и на Дальний Восток (до 1 марта 2030 года).

Председатель комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев отмечал необходимость определения государством вертикали локализации автомобилей. Фото
Председатель комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев отмечал необходимость определения государством вертикали локализации автомобилей
© РИА Новости. Пресс-служба Государственной Думы РФ

"Когда мы изучали Сибирский федеральный округ, то увидели, что перевозки там приблизительно так же осуществляются, как в Калининградской области. Поэтому я этой поправкой предлагаю, чтобы в Сибирском федеральном округе закон вступал в силу с 1 марта 2028 года, как и в Калининградской области. А в Дальневосточном федеральном округе - с 1 марта 2030 года. Мы должны понимать, что на Дальнем Востоке есть автомобили с правым рулем, что запчасти там дорого привозить", - пояснял председатель комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы РФ Евгений Москвичев.

При этом он отмечал, что с принятием закона "впервые государство будет определять вертикаль локализации автомобилей во всех регионах РФ, что необходимо - чтобы политику определяло государство, а не каждый субъект в отдельности".

Для самозанятых

Парламентарии между тем, комментируя принятый закон о локализации такси, указывали на необходимость в будущем учесть в законодательстве положение самозанятых водителей, которые из-за новых норм рискуют лишиться допуска к работе на собственных машинах.

Как отмечал в своем выступлении депутат от "Единой России" и сенатор от Курганской области Сергей Лисовский, речь идет о 2 млн 500 тыс. – 3 млн 500 тыс. водителей, работающих с агрегаторами. В качестве примера он привел ситуацию в своем регионе, где основной объем перевозок осуществляется именно самозанятыми на собственных машинах.

Читайте также

По новым правилам: на какие машины и когда повысят утильсбор?

"Понятно, что люди покупали свои машины, не думая о локализации. Они покупали то, что могли и что нужно им для семьи. В основном, особенно если взять Урал, Зауралье, Сибирь и Дальний Восток - это машины крупные, потому что они выполняют функцию еще и транспорта для семьи. Получается, что если оставить ситуацию такой, как мы сейчас проголосовали, то эта категория людей выпадает из официального оформления. То есть, службы заказа легкового такси не смогут давать им заказы. И эти люди, к сожалению, будут вынуждены уходить в тень", - сказал Лисовский, констатировав, что теневой рынок частного извоза уже существует.

Он обратил внимание на необходимость доработки закона, чтобы учесть категорию людей, которые работают на своих машинах, и не имеют возможности их поменять.

Депутат от КПРФ Алексей Куринный назвал закон о локализации такси излишне жесткой протекционистской мерой. Фото
Депутат от КПРФ Алексей Куринный назвал закон о локализации такси излишне жесткой протекционистской мерой
© РИА Новости. Владимир Федоренко

Депутат от КПРФ Алексей Куринный в свою очередь высказал мнение, что закон о локализации такси является излишне жесткой протекционистской мерой, и существующих мер отраслевой поддержки автопроизводителей в виде утильсбора и госзакупок уже достаточно.

"Мы считаем, что то, что предлагается сегодня - это уже сверхмеры, которые, безусловно, отразятся на стоимости автомобилей и на карманах наших граждан. А главное - это никак не ставит задачу повышения эффективности производства легковых автомобилей в РФ", - отмечал парламентарий, напомнив, что фракция коммунистов законопроект не поддержала.

"АвтоВАЗ" против

акон о локализации автомобилей такси, который должен вступить в силу с 1 марта 2026 года, сбалансирован и не требует каких-либо изменений и отсрочки, считают в "АвтоВАЗе".

В частности замглавы "АвтоВАЗа" по внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак в октябре на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике ссылался на поручение президента РФ от 2023 года, согласно которому основным критерием допуска автомобиля к работе в такси является локализация его производства в России.

"Закон был подписан президентом 23 мая 2025 года. Все это время он публично на огромном количестве площадок обсуждался. Подготовиться к вступлению в силу закона было можно", - указывал Громак.

замглавы "АвтоВАЗа" по внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак выразил сомнения в возможности контролировать процесс вывода самозанятых из-под действия закона. Фото
Замглавы "АвтоВАЗа" по внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак выразил сомнения в возможности контролировать процесс вывода самозанятых из-под действия закона
© РИА Новости. Александр Кряжев

Что касается предложений о выводе самозанятых из-под действия закона, он выразил сомнения в возможности контролировать этот процесс.

"Мы когда создаем какую-то лазейку, этой лазейкой начинают пользоваться недобросовестные структуры (...) Например, недобросовестные таксопарки - я уверен, что их меньшинство - начнут дробить свой бизнес просто на самозанятых и тем самым уходить из-под действия закона, - заявил Громак. - Поэтому считаем, что принятый закон проработан, сбалансирован".

Расширить возможности

В Госдуму в конце октября все же был внесен проект закона о расширении возможностей использования самозанятыми находящихся в собственности автомобилей в качестве легковых такси.

Авторы законопроекта отмечают, что закон о локализации такси может отсечь от рынка таксомоторных перевозок самозанятых водителей на собственных автомобилях, которые не соответствуют новым локализационным требованиям.

Машины около 540 тыс. самозанятых водителей, в основном - из малых и средних городов, не подпадают под закон о локализации такси. Фото
Машины около 540 тыс. самозанятых водителей, в основном - из малых и средних городов, не подпадают под закон о локализации такси
© РИА Новости. Григорий Сысоев

По данным аналитического центра при правительстве РФ, речь идет о 540 тыс. самозанятых водителей, в основном - из малых и средних городов. При этом, согласно  исследованиям, проведенным "Институтом социального маркетинга", каждый второй владелец автомобиля, не соответствующего требованиям закона о локализации такси, не допускает для себя приобретение никаких локализованных машин.

В пояснительной записке отмечается, что "при текущих условиях и ограниченном ассортименте новых автомобилей, полностью отвечающих установленным критериям локализации, приобретение и обновление автомобилей окажется финансово невыполнимым для основной массы самозанятых".

Это, в свою очередь, фактически исключит их из легального сегмента рынка, поскольку внесение сведений о транспортных средствах, не соответствующих требованиям закона о локализации автомобилей в такси, в федеральную государственную информационную систему "Такси" будет невозможно, а значит - недоступно и получение заказов через службы заказа легкового такси, также говорится в пояснительной записке.

Там же приводятся данные Аналитического центра при правительстве РФ, согласно которым "высокие затраты, связанные с необходимостью замены транспортного средства, а также длительный срок окупаемости таких вложений могут привести к уходу из отрасли до 51% водителей - около 507 тыс. человек".

"Данная ситуация способна спровоцировать не только сокращение количества транспортных средств, доступных для оказания услуг по перевозке пассажиров, но и оказать негативное влияние на смежные отрасли", - считают разработчики проекта закона.

В том числе массовый уход водителей из сферы пассажирских перевозок может привести к увеличению нагрузки на рынок труда, поскольку значительная часть граждан может столкнуться с трудностями при поиске альтернативных источников дохода, указывается в документе.

Что предлагают?

Для обеспечения поэтапного и сбалансированного перехода к требованиям локализации законопроектом предлагается предусмотреть до 1 января 2033 года ежегодную квоту в размере 25% от общего количества записей в региональном реестре легковых такси, для физических лиц, которые не соответствуют требованиям закона о локализации автомобилей в такси. При этом транспортное средство должно принадлежать водителям на праве собственности в течение как минимум шести месяцев.

Авторы законопроекта считают, что такой механизм позволит адаптировать требования закона о локализации автомобилей в такси к текущим реалиям, обеспечивая постепенность обновления парка отечественных автомобилей и снижая риски ухода водителей в тень.

Многие самозанятые перевозчики уже используют в том числе российские автомобили в качестве такси. Фото
Многие самозанятые перевозчики уже используют в том числе российские автомобили в качестве такси
© РИА Новости. Саид Царнаев

Кроме того, по данным ВШЭ, в этом случае сохранятся налоговые поступления в бюджет в размере около 76 млрд 200 млн рублей за три прогнозных года.

В пояснительно записке к законопроекту отмечается, что по состоянию на июль 2025 года в реестре ФГИС "Такси" содержатся информация о 162 тыс. 500 записях перевозчиков в статусе самозанятого, многие из которых уже используют в том числе российские автомобили в качестве такси. Таким образом, законопроект не нарушает логику локализации, а наоборот - стимулирует постепенный переход на использование автомобилей, произведенных в России.

Компромиссный вариант

В Национальном автомобильном союзе (НАС) считают, что в правительстве поддержат поправки к закону о локализации автомобилей такси, позволяющие водителям-физлицам вносить в региональные реестры не локализованные автомобили по специальной квоте.

"Хорошо, что и рынок, и НАС услышали - мы неоднократно предупреждали, что введение требований по локализации без переходного периода, механизма смягчения удара, привело бы к массовому уходу самозанятых водителей с рынка и, как следствие, росту цен на перевозки. Эти водители ушли бы в бомбилы - и многолетний труд по обелению отрасли оказался бы во многом обесценен", - заявил Interfax-Russia.ru вице-президент НАС Антон Шапарин.

Введение требований по локализации без переходного периода может привести к массовому уходу самозанятых водителей с рынка. Фото
Введение требований по локализации без переходного периода может привести к массовому уходу самозанятых водителей с рынка
© РИА Новости. Максим Блинов

Он указал на то, что сейчас лишь 11% личных машин частично занятых и 16% личных машин полноценно занятых водителей подходят под требования по уровню локализации, "поэтому удар был бы очень сильным".

По словам Шапарина, механизм квотирования, который будет работать до 2033 года, даст возможность людям сохранить доступ к легальным перевозкам, а отрасли такси - планомерно обновлять автопарк.

"От реформы выиграют и автопроизводители - переходный период позволит заводам планировать выпуск локализованных моделей, наращивать мощности и улучшать потребительские характеристики - без давления и дефицита", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Таким образом, отметил Шапарин, законопроект вводит компромиссный механизм квотирования: с одной стороны - поддерживает стратегию развития российского автопрома, с другой - не обрушивает рынок такси и не ущемляет экономические возможности граждан, оставляет возможность работать легально.

Расширить до 50%

В ассоциации "Национальный совет такси" (НСТ), которая ранее неоднократно заявляла о возможных рисках закона о локализации, также считают, что предложенный депутатами механизм квотирования обеспечит и поддержку автопрома, поскольку основными потребителями автомобилей в такси все же являются таксопарки, которые обновляют автомобили гораздо чаще, чем индивидуальные перевозчики.

Кроме того, эта мера поможет снизить негативный эффект для таксомоторной отрасли и сохранить возможность входа новых перевозчиков на личных автомобилях.

"Нужно расширить квоту для самозанятых как минимум до 50% - чтобы в каждом регионе как минимум половина всех машин в региональном реестре такси до 2033 года могли быть не локализованными, если они зарегистрированы самозанятыми водителями", - заявили "Интерфаксу" в НСТ.

Там уверены, что для регионов это будет особенно актуально, так как в Центральной России, в особенности в Москве и Санкт-Петербурге, преобладает таксопарковая модель, а в регионах большинство перевозчиков - самозанятые водители и ИП. Расширение квоты позволит водителям-физлицам, особенно в регионах, сохранить возможность входа в отрасль и заработок.

Обозреватель Анастасия Николаева